<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года г. Мамадыш РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гатиной Г.Р.,
при секретаре Васильевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6, ФИО7 к Исполнительному комитету Верхнеошминского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании право собственности на наследственное имущество в виде земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО6, ФИО7 обратились в суд с иском к Исполнительному комитету Верхнеошминского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на наследственное имущество в виде земельного участка, открывшееся после смерти матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде земельного участка, общей площадью 3509 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование требований указали, что ранее вышеуказанное земельный участок принадлежал их отцу ФИО17 (Байкееву) Г.Ш., умершему ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца мать ФИО1 фактически приняла наследство, пользовалась указанным земельным участком, однако в силу сложившихся обстоятельств не успела оформить свои наследственные права. Они являются наследниками, принявшими наследство после смерти матери. Однако оформить свои права на указанное выше наследственное имущество у нотариуса не могут ввиду отсутствия правоустанавливающих документов.
Истцы ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным основаниям и их отец ФИО2 по день смерти проживал по указанному адресу совместно с супругой ФИО1, владел и пользовался земельным участком на праве собственности. В настоящее время, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, разобрано.
Представители ответчика – Исполнительного комитета Верхнеошминского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель ответчика - Палаты имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании истцов, опросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно статье 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно пункту 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского Кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из материалов дела усматривается, что отец истцов - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9). Он по день смерти проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Совместно с ним на день его смерти зарегистрированы и проживали: жена ФИО1, внуки ФИО3, ФИО4 (л.д. 20).
Решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ были внесены исправления в актовую запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ по Верхнеошминскому сельскому поселению Мамадышского района Республики Татарстан. фамилия умершего ФИО5 исправлена на «ФИО17» (л.д. 17-18).
По наследственному делу №, открытому к имуществу умершего ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Мамадышского нотариального округа Республики Татарстан ФИО12 ФИО1 выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежный вклад с причитающимися процентами, хранящийся в отделении Сбербанка СССР № по счету № в <адрес> (л.д.21).
Мать истцов – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. По день смерти была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.
На основании части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно пункта 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О судебной практике по делам о наследовании», суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования: на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Из выписки из похозяйственной книги, выданной главой Верхнеошминского сельского поселения, усматривается, что ФИО5 по день смерти на праве собственности принадлежал земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 3509 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 15). Сведения о данном земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3509 кв.м., внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, сведения о регистрации прав отсутствуют, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.16).
Судом установлено, что после смерти ФИО1 нотариусом Нижнекамского нотариального округа Республики Татарстан ФИО13 открыто наследственное дело №. Наследниками по закону являются дети – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Наследство, на которое выдано свидетельство о праве на наследство по закону, состоит из денежных вкладов с причитающимися процентами и полагающейся компенсацией, хранящихся в Открытом акционерном обществе «Сбербанк России» - Елабужское отделение №.
Свидетели ФИО14 и ФИО15 в судебном заседании показали, что при жизни ФИО2 владел и пользовался на праве собственности спорным земельным участком, по день смерти проживал по указанному адресу. После его смерти наследство фактически приняла его супруга ФИО1
При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает установленным в судебном заседании факт владения и пользования ФИО2 при жизни на праве собственности вышеуказанным земельным участком. Владение и пользование наследодателем земельным участком никем не оспаривалось. Каких-либо правопритязаний и материального интереса относительно спорного земельного участка третьи лица, в том числе орган местного самоуправления не заявляли. При этом земельный участок был предоставлен ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности. В соответствии с нормами земельного законодательства ФИО2 вправе был зарегистрировать право собственности на этот земельный участок. Наследником после смерти ФИО2 являлась супруга ФИО1, по ее заявлению у нотариуса было заведено наследственное дело. После ее смерти наследниками, принявшими наследство, являются истцы – сын ФИО6 и дочь ФИО7 Иные доказательства суду не представлены. Иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать право собственности ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. Белый <адрес> Татарской АССР, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. Белый <адрес> Татарской АССР, в равных долях, то есть по ? доле каждому на наследство, открывшееся после смерти матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде земельного участка общей площадью 3509 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>