УИД № 92RS0002-01-2022-006293-56
Дело № 2-1043/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Севастополь 1 июня 2023 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
при секретаре Морозове Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тельнова П.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Тельнов П.А. предъявил иск Департаменту капитального строительства города Севастополя, указав, что решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов от 18.06.1985 жилой дом по адресу: <адрес>, был передан в арендное пользование Производственному управлению водопроводно-канализационного хозяйства для размещения семейного общежития сотрудников Отдельного дивизиона милиции по охране сооружений водоснабжения города Севастополя, в данный дом были заселены четыре семьи сотрудников милиции, в том числе семья Тельнова П.А., которому в 1986 году было предоставлено помещение лит. «Б» в данном домовладении - квартира № на которую открыт лицевой счет на оплату. Истец и члены его семьи зарегистрированы по указанному адресу с 1986 и проживают в квартире до настоящего времени, вносят плату за пользование помещением и коммунальные услуги. Согласно сведениям ЕГРН предоставленное истцу жилое помещение поставлено на кадастровый учет как жилое здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 47,8 кв.м. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец, уточнив требования, просил:
Признать за Тельновым П.А. и членами его семьи право пользования одноэтажным жилым зданием с кадастровым номером №, площадью 47,8 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
В судебном заседании истец Тельнов П.А., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Тельнова Е.П. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Тельнова Г.Ф., Тельнов С.П., представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> возведен в 1963 году.
Решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов от 18.06.1985 жилой дом по адресу: <адрес>, предоставлен в арендное пользование Производственному управлению водопроводно-канализационного хозяйства для размещения семейного общежития сотрудников отдельного дивизиона милиции по охране сооружений водоснабжения г. Севастополя.
Согласно материалам дела Тельнов П.А. проходил службу в органах милиции города Севастополя.
В соответствии с выписками из домовой книги и справкой ГУПС «ЕИРЦ» Тельнов П.А. и его супруга Тельнова Г.Ф. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, с 05.08.1986, также зарегистрированы в жилом помещении в качестве членов семьи дети истца – Тельнов С.П. и Тельнова Е.П.
Согласно представленным договорам и квитанциям на оплату коммунальных услуг лицевые счета в ресурсоснабжающих и иных организациях открыты на имя Тельнова С.П. на квартиру № по <адрес>, истец оплачивает коммунальные услуги.
Из технического паспорта на домовладение <адрес>, составленного по состоянию на 16.12.20211, следует, что квартира № расположена в здании литер «Б», общей площадью 47,8 кв.м., состоящем из двух жилых комнат и подсобных помещений.
Согласно выписке из реестра собственности города Севастополя от 27.03.2023 распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20.07.2017 в реестр собственности города включена двухкомнатная квартира площадью 47,8 кв.м. по адресу: <адрес>
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости 27.09.2021 на государственный кадастровый учет поставлен объект недвижимости, назначение – жилое, площадью 47,8 кв.м., по адресу: <адрес>, 2011 года постройки, с кадастровым номером №, сведения об объект недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Решением от 15.11.2022 Департаментом капитального строительства города Севастополя отказано Тельнову П.А. в предоставлении государственной услуги по заключению (изменению) договора социального найма по тем основаниям, что не предоставлены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма; установлено наличие разночтений в документах относительно адреса и технических характеристик жилого помещения; в жилом помещении произведена незаконная перепланировка (реконструкция).
В соответствии со статьей 127 Жилищного кодекса Украины для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома, которые регистрируются как общежития в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Жилищный кодекс Российской Федерации содержит аналогичные правовые нормы.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и в силу части 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации они предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В соответствии с частью 2 статьи 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно имеющимся в деле сведениям ЕГРН на жилое здание по адресу: <адрес>, право собственности не зарегистрировано.
Согласно ответу ГУПС «БТИ» сведения о принадлежности указанного жилого здания отсутствуют.
При этом установлено, что спорное жилое помещение включено в реестр собственности города Севастополя.
Учитывая, что жилое помещение по адресу: <адрес>, передано в государственную собственность субъекта Российской Федерации, суд находит, что на основании статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию данным жилым помещением должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Частью 1 статьи 60 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Установленные по делу обстоятельства позволяют прийти к выводу, что ТельновП.А. был вселен в спорное жилое помещение на законных основаниях, не утратил право пользования данным жилым помещением, длительное время постоянно проживает в нем вместе с членами своей семьи, вносит плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. В этой связи у истца возникло право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.
На основании частей 1, 2 статьи 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В соответствии с частью 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно частям 1, 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона № 218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании, в том числе:
имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В судебном заседании установлено объект недвижимости, площадью 47,8 кв.м., по адресу: <адрес> с назначением – жилое, 2011 года постройки, поставлен на государственный кадастровый учет 27.09.2021, как ранее учтенный объект недвижимости.
Как следует из запрошенного судом реестрового дела на указанный объект недвижимости с кадастровым номером №, сведения о данном объекте внесены в ЕГРН в соответствии с частью 5 статьи 69 Закона № 218-ФЗ на основании документов государственного технического учета и технической инвентаризации, осуществленных ГУПС «БТИ» до начала действия на территории города Севастополя Закона № 218-ФЗ.
Наличие в инвентарном деле ГУПС «БТИ» сведений о регистрации 16.12.2011 изменений объекта недвижимости препятствием для государственного кадастрового учета не явились.
В данном случае суд учитывает положения статьи 40 Закона № 218-ФЗ и статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») (пункт 1.1);
изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4).
Данных о том, что в спорном объекте капитального строительства, который фактически является индивидуальным жилым домом, произведены такие изменения, которые требуют получения разрешения на строительство (реконструкцию), при рассмотрении дела не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение может являться предметом договора социального найма, поскольку в соответствии с требованиями статей 15, 16 ЖК РФ является изолированным жилым домом, пригодным для постоянного проживания граждан.
Наличие разночтений относительно адреса и характеристик спорного жилого помещения, указанных в паспорте истца, справке о регистрации по месту жительства ГУПС «ЕИРЦ», выписке из реестра собственности города Севастополя и сведениях ЕГРН, не могут служить основанием для отказа в заключении договора социального найма, поскольку сведения, указанные в техническом паспорте ГУПС «БТИ», и сведения ЕГРН соответствуют друг другу полностью, соответствующие изменения могут быть внесены в реестр собственности города и сведения ГУПС «ЕИРЦ», другие документы. В данном случае суд считает необходимым руководствоваться сведениями из ЕГРН.
При таких обстоятельствах суд находит, что требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тельнова П.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя удовлетворить.
Признать за Тельновым П.А. и членами его семьи право пользования одноэтажным жилым зданием с кадастровым номером №, площадью 47,8 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Сомова
Решение в окончательной форме составлено 08.06.2023.