Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1423/2023 ~ М-1066/2023 от 06.03.2023

УИД

Дело № 2-1423/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи    Устьянцева Н.С.,

при секретаре                Куликовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Слинько А.В., представителя ответчика администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области - Афанасьевой Д.О., гражданское дело по исковому заявлению Чебаркульского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Сарафановского сельского поселения о возложении обязанности организовать наружное освещение,

УСТАНОВИЛ:

Чебаркульский городской прокурор в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Сарафановского сельского поселения, администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области, Управлению строительства, жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области о возложении на администрацию Чебаркульского муниципального района Челябинской области, Управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области обязанности в срок не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать работы по организации наружного освещения <адрес> (от <адрес> до <адрес>); возложении на администрацию Сарафановского сельского поселения обязанности в срок не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать наружное освещение <адрес> (от <адрес> до <адрес>).

В основание иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что на участке улично-дорожной сети <адрес> (от <адрес> до <адрес> отсутствует оборудование для наружного уличного освещения в темное время суток, освещение указанного участка улично-дорожной сети в темное время суток не осуществляется, что нарушает права неопределенного круга, проживающих на территории указанного населенного пункта, посещающих его, поскольку создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. ДД.ММ.ГГГГ между администрациями сельского поселения, муниципального района, Управлением строительства, жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры муниципального района заключено соглашение, предметом которого является передача сельскому поселению полномочий по решению вопросов местного значения в области дорожной деятельности, а Управление перечисляет из бюджета района денежные средства для целей реализации указанных полномочий <данные изъяты>

Определением Чебаркульского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ Чебаркульского городского прокурора от иска к Администрации Чебаркульского муниципального района <адрес>, Управлению строительства, жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района <адрес> в части возложения обязанности профинансировать работы по организации наружного освещения <адрес> (от <адрес> до <адрес>), производство по делу в указанной части прекращено.

Прокурор Слинько А.В. в судебном заседании исковые требования к Администрации Сарафановского сельского поселения поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области - Афанасьева Д.О., полагала возможным требования прокурора в части возложения обязанности организовать наружное освещение подлежащими удовлетворению.

Представители ответчиков Управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры Администрации Чебаркульского муниципального района, Администрации Сарафановского сельского поселения в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В письменных возражениях представитель ответчика Администрации Сарафановского сельского поселения указал на то, что сумма на финансирование работ из бюджета района в бюджет поселения поступила, однако, их целевым назначением является не оплата предстоящих работ по организации спорного освещения, а оплата налогов и зимнего содержания дорог, обязательства по которым уже наступили. То есть, направляя в поселение указанные средства, администрация района не установила для них конкретной цели по оплате работ организации спорного освещения. Кроме того, финансирование организации спорного освещения не может быть исполнено путем совершения разового платежа. Для размещения необходимых светильников установить новые опоры не представляется возможным, поскольку планировка спорной территории этого не позволяет. Их размещение возможно только на уже имеющихся опорах, принадлежащих ОАО «МРСК Урала». При этом ОАО «МРСК Урала» не намерено предоставлять Администрации поселения эти опоры на безвозмездной основе. Общество настаивает на оформлении с ним арендных отношений, которые собой подразумевают внесение регулярных платежей. Администрация Сарафановского сельского поселения полагает, что единственным надлежащим ответчиком по требованию о финансировании работ является Управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры, поскольку согласно заключенному соглашению о передаче спорных полномочий обязанность финансирования лежит именно на Управлении. <адрес> такой обязанности не имеет <данные изъяты>

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку явка в судебное заседание является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела.

Заслушав объяснения прокурора Слинько А.В., представителя ответчика администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области - Афанасьеву Д.О., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

В силу ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Положениями ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Росстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.п. <данные изъяты> средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в . Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в . Включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по . Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8.

Согласно п.<данные изъяты> «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устанавливается на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Из материалов дела следует, что на территории <адрес> муниципального района <адрес> имеется единая улично-дорожная сеть, предназначенная для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В состав улично-дорожной сети на территории <адрес> муниципального района <адрес> помимо прочих объектов, входит автомобильная дорога общего пользования местного значения, находящаяся по адресу: <адрес> (от <адрес>, до <адрес>), которая включена в реестр в муниципальной собственности Сарафановского сельского поселения.

Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог Сарафановского сельского поселения и присвоении им идентификационных номеров» (<данные изъяты> перечнем автомобильных дорог Сарафановского сельского поселения (Приложение ) <данные изъяты> и не оспаривается сторонами.

На участке автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> в <адрес> оборудование для наружного освещения в темное время суток отсутствует, освещение указанного участка автомобильной дороги в темное время суток не осуществляется, что подтверждается обращением в прокуратуру гражданки ФИО4 <данные изъяты> ответом МУ «Администрация Сарафановское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора <данные изъяты> ответом МУ «Администрация Сарафановское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора <данные изъяты>

Ответчиком в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательств, опровергающих указанные выводы, суду не представлено.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (ст.ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения дорожная деятельность не относится.

Указанный вопрос на территориях сельских поселений решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Вместе с тем, п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче полномочий по решению вопросов местного значения, заключенного между МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района» (Сторона 1), МУ «Управление строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района» (Сторона 2), МУ Администрация Сарафановского сельского поселения (Сторона 3) усматривается, что МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района» передало МУ Администрации Сарафановского сельского поселения часть полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок.

В п. 1.3 Соглашения указано, что для осуществления полномочий «Сторона 2» перечисляет из бюджета Чебаркульского муниципального района и предоставляет бюджету «Стороне 3» иные межбюджетные трансферты, определяемые в соответствии с пунктом 4 настоящего Соглашения.

Из указанных норм законодательства, условий соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ, а также обстоятельств того, что спорная автомобильная дорога включена в реестр муниципальной собственности сельского поселения, следует, что администрация Сарафановского сельского поселения обязана осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечивать безопасность дорожного движения на них.

Поскольку не принятие администрацией Сарафановского сельского поселения своевременных и комплексных мер по организации уличного освещения на участке автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> в <адрес> свидетельствует о несоблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения, а допущенные нарушения могут повлечь увеличение уровня аварийности на указанном участке, и как следствие привести к возможности причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что нарушает права и законные интересы граждан Российской Федерации на безопасные условия передвижения, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Чебаркульского горпрокурора о возложении на администрацию Сарафановского сельского поселения обязанности организовать выполнение работ по стационарному освещению участка автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> в <адрес>.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что с учетом требований разумности, необходимо установить срок, в течение которого администрация Сарафановского сельского поселения обязана исполнить решение суда об организации выполнения работ по наружному освещению участка автомобильной дороги <адрес> (от <адрес> до <адрес>) в <адрес> - три месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чебаркульского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Сарафановского сельского поселения о возложении обязанности организовать наружное освещение, удовлетворить

Возложить на администрацию Сарафановского сельского поселения обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по наружному освещению участка автомобильной дороги <адрес> (от <адрес> до <адрес>) в <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                 Н.С. Устьянцев

2-1423/2023 ~ М-1066/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чебаркульский горпрокурор
Ответчики
Администрация Сарафановского сельского поселения
Администрация Чебаркульского муниципального района
Управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры Администрации Чебаркульского муниципального района
Суд
Чебаркульский городской суд Челябинской области
Судья
Устьянцев Н.С.
Дело на сайте суда
chebar--chel.sudrf.ru
06.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2023Передача материалов судье
10.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2023Подготовка дела (собеседование)
30.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее