Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2201/2024 (33а-15913/2023;) от 29.12.2023

Судья: Кривоносова Л.М.                         адм.дело № 33а-2201/2024

(2а-4132/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2024 г.                                                г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А., Пудовкиной Е.С.,

при секретаре Алиеве Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело апелляционной жалобе Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 15 ноября 2023 г. по административному делу № 2а-4132/2023 по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконными бездействия, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения представителя административного истца Никитину Е.С., судебная коллегия,

установила:

Прокурор Железнодорожного района г. Самары обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с административным исковым заявлением к ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконными бездействия, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также во исполнение приказа прокурора Самарской области от 14.09.2018 № 144 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов».

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В ходе выездной проверки установлено, что в ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» по адресу: Самарская область г. Самара ул. Мостовая д.15, не соблюдаются требования законодательства о защите прав инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. В нарушение п. 5.1.14 СП 59.13330 при наличии перепада высот до 3м не установлены платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2. В нарушение п. 5.1.18 ширина просветов ячеек пандусной дренажной решетки превышает 13мм. В нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330 у входных дверей тамбура шириной менее 0,9 м. отсутствует задержка закрывания двери.

В нарушение п. 6.2.8 СП 59.13330 поручни лестниц не соответствуют ГОСТ 51261-2022, не имеют горизонтального завершения, отсутствует контрастная маркировка первых и последних ступени лестниц.

Таким образом, неисполнение требований законодательства о защите прав инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» влечет негативные последствия в виде угрозы жизни и здоровью находящихся инвалидов.

Кроме того, изложенные обстоятельства указывают на существенное нарушение конституционных прав указанной категории граждан, в части беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнений, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению необходимым финансированием ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» в целях устранения нарушений строительных норм и правил; признать незаконным бездействие ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию», выразившееся в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять организационные меры для устранения нарушений в ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» п. 5.1.14 СП 59.13330 (установка подъемных платформ с вертикальным перемещением в соответствии с ГОСТ 34682.2 при наличии перепада высот до 3,0м), п. 5.1.18 СП 59.13330 (уменьшение ширины просветов ячеек пандусной дренажной решетки до 13мм), п. 6.1.5 СП 59.13330 (установка задержки закрывания дверей у входных дверей, дверей тамбура шириной менее 0,9м), п. 6.2.8 СП 59.13330 (оборудование горизонтального завершения поручней лестниц в соответствие с ГОСТ 51261-2022, нанесение контрастной маркировки первых и последних ступеней лестниц); обязать ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» в течение 3 месяцев со дня принятия организационных мер Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области принять меры для устранения нарушений п. 5.1.14 СП 59.13330 (установка подъемных платформ с вертикальным перемещением в соответствии с ГОСТ 34682.2 при наличии перепада высот до 3,0м), п. 5.1.18 СП 59.13330 (уменьшение ширины просветов ячеек пандусной дренажной решетки до 13мм), п. 6.1.5 СП 59.13330 (установка задержки закрывания дверей у входных дверей, дверей тамбура шириной менее 0,9м), п. 6.2.8 СП 59.13330 (оборудование горизонтального завершения поручней лестниц в соответствие с ГОСТ 51261-2022, нанесение контрастной маркировки первых и последних ступеней лестниц).

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 15 ноября 2023 года административные требования удовлетворены (л.д. 188-195).

В апелляционной жалобе Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе удовлетворения требований к Министерству (л.д. 197-203).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании представитель административного истца Никитина Е.С. просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

           Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Самары проведена проверка соблюдения ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также во исполнение приказа прокурора Самарской области от 14.09.2018 № 144 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», в ходе которой установлено, что в ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» по адресу: <адрес>, не соблюдаются требования законодательства о защите прав инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а именно: в нарушение п. 5.1.14 СП 59.13330 при наличии перепада высот до 3м не установлены платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2; в нарушение п. 5.1.18 ширина просветов ячеек пандусной дренажной решетки превышает 13мм; в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330 у входных дверей тамбура шириной менее 0,9 м. отсутствует задержка закрывания двери; в нарушение п. 6.2.8 СП 59.13330 поручни лестниц не соответствуют ГОСТ 51261-2022, не имеют горизонтального завершения, отсутствует контрастная маркировка первых и последних ступени лестниц.

До настоящего времени выявленные проверкой нарушения учреждением не устранены.

Удовлетворяя административный иск, указал, что неисполнение требований законодательства о защите прав инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» влечет негативные последствия в виде угрозы жизни и здоровью находящихся инвалидов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на требованиях законодательства, фактических обстоятельствах дела.

В соответствии со ст.2, ч.2 ст.7 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации обеспечивается, в том числе государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

В ст.9 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» провозглашен принцип доступности, который предоставляет инвалидам возможность вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. Государства – участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Указанные меры распространяться, в частности на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В силу ст.9 Федерального закона № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Согласно ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Статьей 2 Закона Самарской области № 7-ГД от 10.02.2009 «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфрастуктур, информации и связи в Самарской области» определены объекты социальной инфрастуктуры, к которым относятся здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов. К объектам социальной инфраструктуры относятся, в том числе здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового и иного назначения.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Разрешая вопрос о наличии признаков бездействия, судом певрой инстанции обоснованно сделан вывод об обязании ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» в течении 3 месяцев со дня принятия организационных мер Министерством социально - демографической и семейной политики Самарской области, принять меры для устранения установленных нарушений.

Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 289 утверждено Положение о министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Положение).

В силу п. 27 раздела 2 Положения Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области осуществляет функции и полномочия учредителя государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания, государственных учреждений здравоохранения (домов ребенка специализированных) и учреждений, создаваемых для реализации отдельных функций в сфере социальной защиты, социального обслуживания населения и демографического развития, в соответствии с законодательством Самарской области.

Согласно п. 29.1 раздела 2 Положения Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области организует в рамках своей компетенции выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в Министерстве и подведомственных ему учреждениях.

В соответствии с Положением Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций. Обеспечивает подготовку и реализацию мероприятий по развитию, совершенствованию подведомственных Министерству учреждений и укреплению их материально-технической базы.

До настоящего времени выявленные проверкой нарушения учреждением не устранены, организационные меры со стороны Министерства социально - демографической и семейной политики Самарской области не проведены.

ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» обращалось в адрес Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области с заявкой на финансирование, на данный момент ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию» находится в ожидании финансирования.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Министерства социально - демографической и семейной политики Самарской области, изложенную в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 15 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-2201/2024 (33а-15913/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Железнодорожного района гор. Самары
Ответчики
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ГКУ СО Центр Социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.12.2023Передача дела судье
13.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее