Дело №5-235/2024
УИД: 22RS0065-01-2024-002746-22
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
02 мая 2024 года город Барнаул
Судья Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края Конушкина А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении АО «Барнаултехоптторг», привлекаемого к административной ответственности по ч.2.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола об административном правонарушении от 20.03.2024 №22-002-2024/0194ад, составленного инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Индустриальному району территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Алтайскому краю лейтенантом внутренней службы ФИО3, во исполнение решения о проведении плановой выездной проверки от 30.06.2023 № 2306/002-22/78-П/РПВ, ст. 6, 6.1 Федерального закона от 21декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в период с 11 ч. 00 мин. 04 июля 2023 г., до 15 ч. 30 мин. 13 июля 2023 г., проведена плановая выездная проверка в отношении территории, зданий, сооружений, помещений акционерного общества «Барнаултехоптторг», фактически осуществляющего деятельность по адресу: <адрес> (кадастровый номер здания ***). В ходе проверки в 15 часов 30 минут 13 июля 2023 года было установлено, что в здании, в помещениях, в сооружениях, на территории АО «Барнаултехоптторг» по вышеуказанному адресу были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проведения плановой выездной проверки в отношении АО «Барнаултехоптторг», юридическому лицу было выдано предписание № 2306/002-22/78-П/ПВП от 13.07.2023 со сроком исполнения предписания 01.01.2024. В отношении АО «Барнаултехоптторг» был составлен административный материал по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения материала административного дела № 68 от 13.07.2023, вынесено постановление о назначении административного наказания № 68 от 17.07.2023 в отношении АО «Барнаултехоптторг» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.01.2024г. № КУВИ-001/2024-16791029, нежилое здание, площадью 5475,6 м2, расположенное по адресу: <адрес> (кадастровый номер здания ***), является собственностью АО «Барнаултехоптторг».
Учитывая изложенное, на основании п.п «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (ред. от 28.09.2022) «О федеральном государственном пожарном надзоре» предметом федерального государственного пожарного надзора является соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности контрольный (надзорный) орган вправе предъявлять требования по исполнению пунктов 1-8 Предписания от 13.07.2023 № 2306/002-22/78-П/ПВП об устранении нарушений требований пожарной безопасности от контролируемого лица, выявленных на объекте защиты, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый номер здания ***).
До истечения срока исполнения Предписания в адрес ОНД и ПР по Индустриальному району ТО НД и ПР №1 управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Алтайскому краю (далее – Главное управление) документов от контролируемого лица об исполнении пунктов предписания, ходатайств (заявлений) о дополнительном продлении срока исполнения предписания, отсрочке исполнения или прекращения исполнения предписания, досудебных жалоб на предписание, а также определений о принятии жалобы судебными инстанциями на предписание не поступало.
18.01.2024 при подготовке к согласованию проведения контрольного (надзорного) мероприятия с органами прокуратуры Алтайского края, в адрес АО «Барнаултехоптторг» был направлен запрос об исполнении предписания. 19.02.2024 от АО «Барнаултехоптторг» поступил ответ, что пункты, указанные в предписании, не выполнены, в связи с трудным финансовым положением
В ходе контрольных (надзорных) мероприятий проектная и техническая документация контролируемым лицом предоставлена не была.
По имеющейся информации в надзорном производстве, Главным управлением установлено, что неисполнение контролируемым лицом предписания является длящимся, указанные пункты предписания не выполнялись контролируемым лицом на протяжении длительного времени, с 2012 года. Срок на устранение предписания Главным управлением был установлен соразмерный, учитывая основания частей 4 и 5 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольного надзорного органа, учтены такие обстоятельства, как характер нарушений обязательных требований, степень и размер вреда или ущерба, который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям в результате нарушения обязательных требований.
В данном случае выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
В силу статьи 37 Закона № 69-ФЗ обязанностью организаций в области пожарной безопасности является выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В силу статьи 20 Закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Под угрозой жизни и здоровья людям следует понимать выявленные при проверке нарушения требований пожарной безопасности, связанные с обеспечением возможности своевременного обнаружения пожара, оповещения о нем всех людей, находящихся на объекте защиты, их эвакуации до достижения критических значений опасных факторов пожара, неготовностью персонала обеспечить своевременную эвакуацию людей из здания, а также нарушений, которые напрямую могут привести к возникновению пожара.
Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Если на объекте защиты отсутствует комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту людей при пожаре, следовательно, существует угроза жизни и здоровью людей. Под комплексом мероприятий подразумевается оснащение объекта защиты системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, устройство эвакуационных путей и выходов.
Тем самым, согласно статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года, АО «Барнаултехоптторг» несет полную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, а также исполнение предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора на объекте надзора, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый номер объекта – ***).
13.03.2024 в 14 часов 00 минут при проведении внеплановой выездной проверки за соблюдением законодательства в области пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях АО «Барнаултехоптторг», осуществляющим деятельность по адресу: <адрес> (кадастровый номер объекта – ***), было допущено повторное нарушение обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, и выраженного в не обеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, отраженных в Федеральном законе от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», свода правил СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности утвержден Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, введен в действие 01.05.2009, свода правил СП 10.13130 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования" утвержден и введен в действие приказом МЧС России от 27 июля 2020 г. № 559, свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» утвержден Приказом МЧС России от 30.03.20 № 225, введен в действие с 30.09.2020, а именно:
- Не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. п.2 ст.54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года; п. 7 табл.2 свода правил СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности утвержден Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173, введен в действие 01.05.2009;
- Не смонтирован внутренний противопожарный водопровод в складе. ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Принят Государственной Думой 3 июля 2008 г., одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 г; п. 1.4 свода правил СП 10.13130 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования" утвержден и введен в действие приказом МЧС России от 27 июля 2020 г. N 559;
- Не обеспечена территория предприятия наружным противопожарным водоснабжением не менее чем от двух пожарных гидрантов с расходом не менее 20 л/с. ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Принят Государственной Думой 3 июля 2008 г., одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 г; п. 5.3 таб. 3, 4, п. 8.9 свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" утвержден Приказом МЧС России от 30.03.20 № 225, введен в действие с 30.09.2020.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Отсутствие должных мер по противопожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на неопределенный круг лиц и работников организации опасных факторов пожара, а также их своевременной эвакуации и спасению на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящихся в зоне действия пожара, взрыва и последствий террористического акта.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоAП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ, административной ответственности подлежит юридическое лицо за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное деяние влечет нарушения прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц и работников организации на охрану их жизни и здоровья, влечет создание угрозы их жизни и здоровью в случае пожаров и иных чрезвычайных ситуаций, а поэтому, не может быть признано малозначительным.
Должностным лицом действия АО «Барнаултехоптторг» квалифицированы по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, АО «Барнаултехоптторг», Сопорев И.В. в судебном заседании пояснил, что организация занимается сдачей в аренду нежилых помещений. В настоящее время между акционерами идет арбитражный спор и пока не установится окончательный собственник, деньги вкладываться не будут. Денежных средств нет, предписание действительно не исполнены. Организация практически не осуществляет деятельность, здания в аварийном состоянии. На электронную почту ему направлялись результаты проверки, про уведомление о времени и месте составления протокола пояснить не может. С нарушением согласен.
Допрошенный в качестве свидетеля инспектор ФИО3 показал, что при проведении внеплановой проверки, согласованной с прокуратурой, была проведена проверка по не исполнению предписания. Было установлено, что ранее выданное предписание не исполнено в части нарушений, указанных в протоколе. Собственником объекта является АО «Барнаултехоптторг». Данный объект является объектом высокого риска. По итогам проверки представитель юридического лица был вызван на вручение документов, но никто не явился. Документы были направлены по электронной почте. Также направили посредством ЕПГУ, это возможно. Уведомление же о составлении протокола было направлено по адресу юридического лица Почтой России, через ЕПГУ его направить невозможно. Протокол был составлен 20 марта 2024, на эту дату посмотрели отслеживание, была неудачная попытка вручения 15 марта. На момент составления информации о вручении не было. На составление протокола представитель не явился, протокол был составлен в его отсутствие.
Инспектор ФИО4 показал в судебном заседании, что в период с 04 по 13 июля 2023 года им была проведена плановая проверка в отношении трех объектов защиты, принадлежащих АО «Барнаултехоптторг» по адресу: <адрес>. Плановая проверка была согласована с прокуратурой. По результатам проведенной проверки было выдано три акта, три предписания, составлено три протокола, по результатам рассмотрения вынесены наказания в виде предупреждения. Одним из объектов является складское здание с кадастровым номером последние цифры 174. У предписаний сроки исполнения 01.02.2024 года. Контролируемым лицом постановления обжалованы не были, ходатайств о переносе срока исполнения предписаний не поступало. В связи с этим им был направлен запрос об исполнении предписаний, в ответе контролируемое лицо указало, что пункты им не выполнены, в связи с чем им было принято решение о направлении материалов в прокуратуру АК для согласования внеплановой выездной проверки по контролю исполнения предписания. В марте 2024 года прокурором было принято такое решение, проведена проверка, по итогам которой произведена оценка исполнения пунктов предписания, установлено, что пункты, указанные в предписании ранее, не выполнены. За неисполнение пунктов предписания и повторное совершение административного правонарушения составлен протокол по ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ. Результаты проверки направлялись юридическому лицу посредством ЕПГУ автоматически программой, по почте России и по электронной почте непосредственно представителю по доверенности. Уведомление о составлении протокола направляли по адресу регистрации юридического лица согласно сведениям из ЕГРЮЛ, а также электронной почтой представителю по доверенности на его личную электронную почту. Через ЕПГУ уведомление не направляли. На момент составления 20 марта проверили уведомление, на 15 марта была неудачная попытка вручения. На основании этого составили протокол.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в силу положений статьи 24.1. КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. ст. 1,3,16 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В силу ст.ст. 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно ст.2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В судебном заседании установлено, что на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 30.06.2023 № 2306/002-22/78-П/РПВ, ст. 6, 6.1 Федерального закона от 21декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в период с 11 ч. 00 мин. 04 июля 2023 г., до 15 ч. 30 мин. 13 июля 2023 г., проведена плановая выездная проверка в отношении территории, зданий, сооружений, помещений акционерного общества «Барнаултехоптторг», фактически осуществляющего деятельность по адресу: <адрес> (кадастровый номер здания ***). В ходе проверки в 15 часов 30 минут 13 июля 2023 года было установлено, что в здании, в помещениях, в сооружениях, на территории АО «Барнаултехоптторг» по вышеуказанному адресу были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проведения плановой выездной проверки в отношении АО «Барнаултехоптторг», юридическому лицу было выдано предписание № 2306/002-22/78-П/ПВП от 13.07.2023 со сроком исполнения предписания 01.01.2024. В отношении АО «Барнаултехоптторг» был составлен административный материал по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения материала административного дела № 68 от 13.07.2023, вынесено постановление о назначении административного наказания № 68 от 17.07.2023 в отношении АО «Барнаултехоптторг» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.01.2024г. № КУВИ-001/2024-16791029, нежилое здание, площадью 5475,6 м2, расположенное по адресу: <адрес> (кадастровый номер здания ***), является собственностью АО «Барнаултехоптторг».
До истечения срока исполнения Предписания в адрес ОНД и ПР по Индустриальному району ТО НД и ПР №1 управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Алтайскому краю документов от контролируемого лица об исполнении пунктов предписания, ходатайств (заявлений) о дополнительном продлении срока исполнения предписания, отсрочке исполнения или прекращения исполнения предписания, досудебных жалоб на предписание, а также определений о принятии жалобы судебными инстанциями на предписание не поступало.
18.01.2024 при подготовке к согласованию проведения контрольного (надзорного) мероприятия с органами прокуратуры Алтайского края, в адрес АО «Барнаултехоптторг» был направлен запрос об исполнении предписания. 19.02.2024 от АО «Барнаултехоптторг» поступил ответ, что пункты, указанные в предписании, не выполнены, в связи с трудным финансовым положением
Однако, в ходе контрольных (надзорных) мероприятий проектная и техническая документация контролируемым лицом предоставлена не была. Требования о соблюдении обязательных норм не утратили силу и содержатся в введенных в действие нормативно-правовых актах и нормативных документах по пожарной безопасности, взамен утративших силу.
По имеющейся информации в надзорном производстве, Главным управлением установлено, что неисполнение контролируемым лицом предписания является длящимся, указанные пункты предписания не выполнялись контролируемым лицом на протяжении длительного времени, с 2012 года. Срок на устранение предписания Главным управлением был установлен соразмерный, учитывая основания частей 4 и 5 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольного надзорного органа, учтены такие обстоятельства, как характер нарушений обязательных требований, степень и размер вреда или ущерба, который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям в результате нарушения обязательных требований.
Частью 1 статьи 6 Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 6 Закона № 69-ФЗ, а также подпункта «е» пункта 9 Положения № 290 государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В данном случае выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
Для своевременного обнаружения пожара и своевременного его тушения не устранены нарушения обязательных требований, выраженные в отсутствии внутреннего противопожарного водопровода, отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, отсутствии наружного противопожарного водоснабжения не менее чем от двух пожарных гидрантов расходом не менее 20 л/с, указанные нарушения приведут к несвоевременному обнаружению возгорания на начальной стадии, несвоевременному оповещению правообладателей объекта защиты и неопределенного круга лиц и усложнит работу подразделений пожарной охраны при тушении пожара, тем самым указанные нарушения создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью людей, а так же материальным ценностям и имуществу.
Для ограничения распространения пожара и своевременного его тушения, не устранены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выраженные в необеспечении категорирования по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определения класса зоны в соответствии с главами 5,7,8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», степень огнестойкости здания пристроенного к складу ниже степени огнестойкости здания склада более чем на одну величину, в допущении эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, в эксплуатации электропроводки с видимыми нарушениями изоляции, указанные нарушения увеличивают возможность распространения пламени и опасных факторов пожара по всему объему здания тем самым указанные нарушения создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью людей, а так же материальным ценностям и имуществу.
Контрольно-надзорный орган исходит из того, что требования пожарной безопасности установлены в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров и, несмотря на то, что нормативные правовые акты, указанные в предписании, приняты после введения здания в эксплуатацию, дальнейшая эксплуатация здания не в соответствии с новыми требованиями приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
В силу статьи 37 Закона № 69-ФЗ обязанностью организаций в области пожарной безопасности является выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В силу статьи 20 Закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Анализом имеющихся в контрольном (надзорном) органе документов, сведений и (или) информации, установлено, что 11 пунктов Предписания «Не исполнено», при этом ходатайств «о разъяснении способа и порядка исполнения решения», предусмотренного статьей 94 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), а также жалоб на Предписание не поступало, в связи с чем, меры по устранению таких нарушений, контролируемым лицом не предпринимаются.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2022 № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году» «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий.
Под «комплексом организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности" следует понимать» совокупность (систему) превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий (в том числе на предотвращение гибели людей на пожарах)".
Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Если на объекте защиты отсутствует комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту людей при пожаре, следовательно, существует угроза жизни и здоровью людей. Под комплексом мероприятий подразумевается оснащение объекта защиты системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, устройство эвакуационных путей и выходов.
Согласно статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года, АО «Барнаултехоптторг» несет полную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, а также исполнение предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора на объекте надзора, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый номер объекта – ***).
13.03.2024 в 14 часов 00 минут при проведении внеплановой выездной проверки за соблюдением законодательства в области пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях АО «Барнаултехоптторг», осуществляющим деятельность по адресу: <адрес> (кадастровый номер объекта – ***), было допущено повторное нарушение обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, и выраженного в не обеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, отраженных в Федеральном законе от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», свода правил СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности утвержден Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, введен в действие 01.05.2009, свода правил СП 10.13130 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования" утвержден и введен в действие приказом МЧС России от 27 июля 2020 г. № 559, свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» утвержден Приказом МЧС России от 30.03.20 № 225, введен в действие с 30.09.2020, а именно:
- Не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. п.2 ст.54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ;
- Не смонтирован внутренний противопожарный водопровод в складе. ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Не обеспечена территория предприятия наружным противопожарным водоснабжением не менее чем от двух пожарных гидрантов с расходом не менее 20 л/с. ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Отсутствие должных мер по противопожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на неопределенный круг лиц и работников организации опасных факторов пожара, а также их своевременной эвакуации и спасению на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящихся в зоне действия пожара, взрыва и последствий террористического акта.
Факты выявленных нарушений также подтверждаются: решением о проведении плановой выездной проверки от 30.06.2023 №2306/002-22/78-П/РВП, актом выездной плановой проверки от 13.07.2023 №2306/002-22/78-П/РВП, объяснением контролируемого лица от 13.07.2023, протоколом инструментального обследования от 04.07.2023, протоколом осмотра от 04.07.2023, предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 13.07.2023 №2306/002-22/78-П/РВП, протоколом об административном правонарушении от 13.07.2023 №68, постановлением по делу об административном правонарушении от 17.07.2023 №68, мотивированным представлением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 27.02.2024, решением о проведении внеплановой выездной проверки от 28.02.2024 №2402/002-22/46-В/РВП, решением прокурора о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 28.02.2024, актом внеплановой выездной проверки от 13.03.2024 №2402/002-22/46-В/АВП, протоколом осмотра от 11.03.2024, протоколом инструментального обследования от 11.03.2024, предписанием об устранении нарушений обязательных требований от 13.03.2024 №2402/002-22/46-В/ПВП, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 11.03.2024, выпиской из единого государственного кадастра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.01.2024.
Таким образом, исследовав представленные материалы в их совокупности, судья приходит к выводу о наличии в действиях АО «Барнаултехоптторг» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, начальником отделения надзорной деятельности ТО НД и ПР №1 13.03.2024 было составлено уведомление о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях, которое направлено в адрес АО «Барнаултехоптторг» также 13.03.2024, конвертам присвоены ШПИ *** (уведомление) и *** (документы по результатам проверки). Согласно отслеживанию на официальном сайте Почты России, данные конверты с уведомлениями вручены адресату 26.03.2024 года.
Протокол же об административном правонарушении составлен 20.03.2024 в отсутствие представителя юридического лица.
А согласно ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В данном случае протокол составлен при отсутствии надлежащего извещения законного представителя юридического лица о дате, месте и времени его составления.
Данное процессуальное нарушение не позволяет суду вынести решение на основании имеющегося протокола об административном правонарушении, при этом возможность возврата дела для пересоставления протокола утрачена. Отсутствие надлежащего извещения законного представителя юридического лица влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.2.10,3.1,3.2,3.5,4.1,4.2,4.3,23.1,26.11,29.9,29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, (░░░: ***, ░░░░: ***), ░░ ░.2.1 ░░.20.4 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.9 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░