Дело № 2-385/2023
УИД 21RS0017-01-2022-000896-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Смирновой С.А., при секретаре судебного заседания Елисеевой О.Г.,
с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Николаевой Е.П., представителя ответчика ООО «Мега Юрма» - Мидушкиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумерлинского межрайонного прокурора к ООО «Мега Юрма» об обязании принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
у с т а н о в и л:
Шумерлинский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с иском к ООО «Мега Юрма» об обязании принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
Исковые требования мотивированы тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Шумерлинского района, в ходе которой выявлено, что на территории Шумерлинского муниципального округа около д. Мыслец на земельном участке с кадастровым № № расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (свалка из пластиковых и стеклянных бутылок, бытовой мусор и др.), площадью около 150 кв.м.
Несанкционированное размещение отходов в непредусмотренном для этого месте создает угрозу неблагоприятного их воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является нарушением требований природоохранного законодательства.
На основании изложенного, с учетом уточнения к исковому заявлению, истец просит обязать ООО «Мега ЮРМА» (ИНН 2116004583, КПП 211601001, ОГРН 1202100009352) принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью 150 кв.м., расположенной на земельном участке с кадастровым № №, в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Николаева Е.П. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в нём.
Представитель ответчика ООО «Мега ЮРМА» - Мидушкина Н.М. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Шумерлинского района, в ходе которой выявлено, что на территории Шумерлинского муниципального округа около д. Мыслец на земельном участке с кадастровым № №, принадлежащем на праве собственности ООО «Мега ЮРМА», расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (свалка из пластиковых и стеклянных бутылок, бытовой мусор и др.), площадью около 150 кв.м.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации,
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенный постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно п.п. 213-216 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Допускается накопление отходов производства, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть обезврежены, утилизированы на предприятиях, на которых такие отходы образованы.
Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород). Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства, санитарных правил и норм создают угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, здоровью неопределенного круга лиц и могут привести к ухудшению качества окружающей среды.
Тем самым, ООО «Мега Юрма» нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и требования ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, права неопределенного крута лиц - населения, а также лиц временно находящихся на указанной территории (т.е. субъекты, персонифицировать которых невозможно). Бесконтрольность по сбору отходов, может впоследствии являться источником инфекционных заболеваний, т.к. на свалку имеется свободный доступ диких и домашних животных, а также людей.
Таким образом, проанализировав приведенные выше нормы права, исследовав все предоставленные доказательства, учитывая, вышеизложенные обстоятельства по делу, суд находит законные основания для удовлетворения требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать ООО «Мега ЮРМА» (ИНН 2116004583, КПП 211601001, ОГРН 1202100009352) принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью 150 кв.м., расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 28.03.2023.
Судья С.А. Смирнова