Судья: Учаева А.А. адм. дело N 33а-13881/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.
судей Сивохина Д.А. и Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-423/2023 по апелляционной жалобе Турсунова М.Р. на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 9 июня 2023г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А. объяснения представителя заинтересованного лица Министерства образования и науки Самарской области по доверенности Янкина Г.Н., судебная коллегия
установила:
организатор молодежного общественного движения «Благотворительные уроки финансовой и юридической грамотности» Турсунов М.Р. обратился в суд с административным иском к ГБУ ДПО «Отрадненский РЦ» об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он обращался к административным ответчикам с предложением о намерении взаимодействовать в части направления благотворительной помощи детям, оставшимся без попечения и находящимся в трудной жизненной ситуации. Ответ на предложение заявителю в установленные законом сроки не направлен, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов как детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так и благотворителей.
Ссылаясь на нарушение своих прав, административный истец просил суд признать бездействие административных ответчиков, выразившееся в отказе и нарушении срока принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности в организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в благотворительной помощи и защите государства, в проведении профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных социальных навыков - незаконным.
Решением Отрадненского городского суда Самарской области от 9 июня 2023 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения (л.д. 180-193).
В апелляционной жалобе Турсунов М.Р. в лице представителя по доверенности Королева Ю.В. выражает несогласие с решением суда, просит отменить как постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт (л.д. 202-206).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Из положений части 1 статьи 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 КАС РФ).
Судом установлено, что организатор молодежного общественного движения «Благотворительные уроки финансовой и юридической грамотности» Турсунов М.Р. обратился к руководителям к ГБУ ДПО «Отрадненский РЦ» с предложением взаимодействия в части организации добровольческой деятельности.
При этом из материалов дела не усматривается, когда и каким способом направлены данные обращения.
Не получив ответ на указанные обращения, Турсунов М.Р., посчитав свои права нарушенными, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что действующим законодательством не возложена на административного ответчика обязанность осуществлять свои полномочия в том виде, сроках и формах, которые завялены административным истцом и, как следствие, нарушения прав административного истца.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 2 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона № 59-ФЗ правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона (часть 3).
Частью 1 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (часть 4 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).
Исходя из правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации № <данные изъяты>
По смыслу статьи 40 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов данною общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон oт 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и дезских общественных объединений», Федеральный закон оз 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не содержат норм, предусматривающих право на обращение благотворительных или молодежных общественных объединений с заявлением в суд в защиту неопределённого круга лиц.
Кроме того, п. 1.1 Устава Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» не предусмотрено членство в Общественном движении, соответственно у административного истца отсутствует право на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного Общественного движения.
Федеральными законами благотворительному региональному молодёжному общественному движению не предоставлено право обращаться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц.
К административному исковом заявлению приложено письмо об оказании консультационной поддержки и разработки проекта соглашения о сотрудничестве.
Согласно и. 1.8 Устава организации движение осуществляет свою деятельность в пределах города Москвы.
В пункте 2.1 Устава организации указано, что целью движения является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, воспитание молодежи, развитие потенциала молодежи и его использования в интересах развития города Москвы.
Таким образом, направление письма с предложениями о сотрудничестве и осуществлении деятельности за пределами г. Москвы являемся прямым нарушением Устава организации.
Указанные законоположения предполагают, что, направление письма с предложениями о сотрудничестве и осуществлении деятельности за пределами г. Москвы является нарушением устава организации.
Отрадненское Управление Министерства образования и науки Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим на территории Самарской области государственное управление в сфере образования и науки, молодежной политики, обеспечивающим реализацию конституционного нрава граждан на образование, поддержку на территории Самарской области различных форм образования и самообразования, а также осуществляющим взаимодействие с органами исполнительной власти но вопросам государственной молодежной политики в Самарской области. Положение о Министерстве образования и пауки Самарской области, утверждено Постановлением Правительства Самарской области oт 20.06.2008 № 238.
Приказом Министерства образования науки Самарской области от 12.03.2014 № 112-од утверждено Положение об Отрадненском управлении Министерства образования и науки Самарской области, согласно которому Отрадненское управление является обособленным структурным подразделением органа исполнительной власти Самарской области - Министерства образования и науки Самарской области, реализующим полномочия Министерства на территории городского округа Отрадный, муниципальный районов Кинель-Черкасский, Красноярский, Богатовский Самарской области. Управление реализует полномочия Министерства в отношении образовательных организаций, расположенных на территории муниципальных образований. Управление обладаем правами юридического лица.
Государственное бюджетное учреждсние дополнительного профессионального образования Самарской области - «Отрадненский Ресурсный центр», является унитарной некоммерческой организацией, созданной в Самарской области для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций, некоммерческого характера в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Самарской области в сфере образования.
Действующими нормами права, в том числе указанным и в административном иске, на указанную организацию не возложена обязанность по взаимодействию с юридическими лицами при реализации своих полномочий.
Соответственно действующее законодательство не возлагает на административных ответчиков обязанности осуществлять свои полномочия исключительно в тех виде, сроках и формах, которые заявлены административным истцом.
Ссылки в административном иске на положения Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями», иные перечисленные в жалобе правовые акты, не свидетельствуют о бездействии административных ответчиков, поскольку как указано в самом запросе взаимодействия: «суть взаимодействия заключается в содействии в получении благотворительной помощи благотворителей и добровольцев города Москвы детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации», что не относится к полномочиями административных ответчиков.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Вопреки указанным положениям закона, административным истцом не представлены доказательства возложении обязанности по взаимодействию с юридическими лицами при реализации своих полномочий. При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство не возлагает на административных ответчиков обязанности осуществлять свои полномочия исключительно в том виде, сроках и форме, которые заявлены административным истцом.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав административными ответчиками, выразившееся в отказе и нарушение срока принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности в организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в благотворительной помощи и защите государства, в проведении профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных социальных навыков.
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
При этом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении прав административного истца. С учетом изложенного, факты нарушений прав и законных интересов административного истца не нашли своего подтверждения.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, по мнению судебной коллегии, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материально и процессуального права, подлежащих применению по настоящему делу.
Таким образом, постановленное по административному делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу административного истца не подлежащей удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Отрадненского городского суда Самарской области от 9 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Турсунова М.Р. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий:
Судьи: