Дело № 12-166/2020
Р Е Ш Е Н И Е
20 августа 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,
при секретаре Минаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Убушаевой Анны Викторовны на постановление А № 1-0010 Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия от 22 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия», в отношении индивидуального предпринимателя Убушаевой Анны Викторовны,
у с т а н о в и л :
Постановлением Административной комиссии № 1 Республики Калмыкия серии А № 1-0010 от 22 июля 2020 г. индивидуальный предприниматель Убушаева А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия», и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, лицо, привлеченное к административной ответственности, Убушаева А.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит суд его отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, в случае признания её виновной в совершении административного правонарушения, - прекратить его по малозначительности или заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение. В обоснование своей жалобы Убушаева А.В. указала, что не является субъектом административного правонарушения, ей не было известно о запрете размещения вывески её ателье «Магия стиля» на заборе. Разрешение на размещение вывески ей дал собственник забора. Данное нарушение было устранено в день его выявления. В связи с принятием Указа Главы Республики Калмыкия «О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Калмыкия» № 88 от 27 марта 2020 г. Убушаева А.В. приостанавливала свою деятельность, в связи с чем полагает, что привлечение к административной ответственности в условиях действующих ограничений нарушает её права как индивидуального предпринимателя, занимающегося индивидуальным пошивом одежды.
ИП Убушаева А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила учесть нахождение на её иждивении двоих детей.
Представитель Административной комиссии № 1 Республики Калмыкия Бурликов Э.Б. просил отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого постановления. При этом пояснил, что при составлении протокола ИП Убушаева А.В. не указала свое семейное и материальное положение, устранение нарушения в день его выявления, в связи с чем данные обстоятельства не учитывались при принятии обжалуемого постановления.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд считает постановление об административном правонарушении в части назначенного ИП Убушаевой А.В. наказания в виде административного штрафа подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 настоящего Кодекса, в районный суд по месту рассмотрения дела.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» нарушение установленных правилами благоустройства муниципальных образований требований к внешнему виду, установке, размещению, содержанию и эксплуатации объектов праздничного и тематического оформления, объектов наружной информации, кроме рекламных конструкций, к порядку размещения указателей, вывесок, афиш, объявлений и иной информации, а также содержанию мест размещения наружной рекламы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно ч.8 ст. 3 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7 - 22, 31, 33, 33.2, 33.3, 35 - 37, 39 настоящего закона, рассматриваются административными комиссиями.
Статьей 1 Правил благоустройства г. Элисты, утвержденных решением Элистинского городского Собрания от 30 октября 2017 г. № 1, предусмотрено, что Правила благоустройства территории города Элисты определяют порядок осуществления работ по уборке и содержанию территории города Элисты в соответствии с санитарными правилами и устанавливают единые нормы и требования по обеспечению чистоты и порядка в городе Элисте, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, организацию благоустройства территории города Элисты (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также формы и механизмы общественного участия в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития комфортной городской среды. Данные Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, находящимися на территории города Элисты и (или) осуществляющими свою деятельность на территории города Элисты.
На территории города Элисты запрещается: вывешивание частных объявлений на фасадах зданий, павильонах остановок общественного пассажирского транспорта, телефонных кабинах, оградах, заборах, опорах контактной сети, опорах линий электропередачи и других не предназначенных для этого местах (абз. 6 ст. 5 Правил благоустройства г. Элисты).
Подпунктом 6 п. 8 ст. 42 Правил благоустройства г. Элисты на фасадах зданий, сооружений, расположенных на всех улицах города Элисты, запрещается размещение вывесок на ограждающих конструкциях (заборах, шлагбаумах, ограждениях, перилах и т.д.).
Согласно ч.8 ст. 3 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7 - 22, 31, 33, 33.2, 33.3, 35 - 37, 39 настоящего закона, рассматриваются административными комиссиями.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим законом, осуществляется в соответствии с разделом IV «Производство по делам об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела Убушаева А.В. осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИНН 081409284428, ОГРНИП 320081600003946, ГРНИП 420081600059519) по пошиву и ремонту одежды в ателье «Магия стиля» по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Ленина, д. 266А.
В 2019 г. ИП Убушаева А.В. разместила вывеску с указанием местонахождения ателье «Магия стиля» в неустановленном для этих целей месте, а именно на ограждении по ул. Чайкиной г. Элисты.
По данному факту в отношении ИП Убушаевой А.В. 17 июля 2020 г. Управлением городского хозяйства и административно-технического контроля Администрации г. Элисты составлен протокол № 23/100. Оценивая протокол об административном нарушении, суд приходит к выводу, что он составлен правомочным должностным лицом при соблюдении ст. 28.2 КоАП РФ в порядке, предусмотренном КоАП РФ, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола должностным лицом допущено не было. При составлении протокола Убушаева А.В. присутствовала, фактически не оспаривала факт совершения правонарушения, указав, что вывеска размещена с согласия владельца автомагазина «ЭПОГА» по требованию Роспотребнадзора.Факт совершения ИП Убушаевой А.В. указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
ИП Убушаева А.В. обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия».
При этом довод о том, что Убушаевой А.В. не было известно о запрете размещения на ограждениях вывесок, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, поскольку ею нарушены Правила благоустройства г. Элисты, за что в Законе Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия», за несоблюдение которых предусмотрено административное наказание.
Довод лица, в отношении которого ведется производство по делу, Убушаевой А.В. о том, что она не является субъектом правонарушения, является несостоятельным по следующим основаниям.
Положения Особенной части КоАП РФ в качестве возможных субъектов административной ответственности указывают граждан, должностных лиц и юридических лиц.
При решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к статье 2.4 настоящего Кодекса.
Так, в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин.
Исходя из того, что правонарушение, совершенное ИП Убушаевой А.В., связано с её предпринимательской деятельностью, то она правомерно привлечена к административной ответственности как индивидуальный предприниматель по аналогии как должностное лицо, а потому является субъектом административного правонарушения.
Вместе с тем суд отмечает, что при разрешении административного дела Административной комиссией № 1 в Республике Калмыкия не рассмотрен вопрос о смягчающих обстоятельствах. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено.
Так, согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с ч. 3 и ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются, в частности добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений (ст. 4.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Следовательно, на судью, орган, должностное лицо, привлекающих лицо к административной ответственности в виде штрафа, возложена обязанность обосновать, почему иные виды наказания не отвечают целям административного наказания.
При вынесении оспариваемого постановления Административной комиссией № 1 в Республике Калмыкия не было учтено смягчающее обстоятельство – добровольное устранение выявленного нарушения.
Вместе с тем правильно признав ИП Убушаеву А.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия», установив также то, что ранее ИП Убушаева А.В. к административной ответственности не привлекалась, назначил наказание в виде штрафа, при том, что обстоятельств, отягчающих ответственность, установлено не было. Мотивированных выводов о том, почему вид административного взыскания как предупреждение не может обеспечить достижение цели административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, в постановлении не имеется.
Санкция ч. 1 ст. 7 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» наряду с наложением административного штрафа предусматривает также альтернативный вид наказания – предупреждение.
Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Принимая во внимание отсутствие причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, тот факт, что ИП Убушаева А.В. ранее к административной ответственности не привлекалась, с учетом устранения выявленных нарушений, суд полагает возможным изменить обжалуемое постановление, определив ИП Убушаевой А.В. в качестве административного наказания по ч. 1 ст. 7 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» предупреждение.
Иные доводы жалобы основанием к отмене обжалуемого постановления служить не могут, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных Административной комиссией № 1 в Республике Калмыкия доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Постановление А № 1-0010 Административной комиссии № 1 в Республике Калмыкия от 22 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия», в отношении индивидуального предпринимателя Убушаевой Анны Викторовны изменить.
Назначить индивидуальному предпринимателю Убушаевой Анне Викторовне по ч. 1 ст. 7 Закона Республики Калмыкия № 384-IV-З от 19 ноября 2012 г. «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу индивидуального предпринимателя Убушаевой Анны Викторовны удовлетворить частично.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения суда.
Судья: Цыкалова Н.А.