УИД: 78RS0011-01-2022-003801-33
Дело №2-3082/2022 29 ноября 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Коваль Н.Ю.
с участием прокурора Калядина С.О.
адвоката Смирнова Н.А.
при помощнике Григорьевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов Санкт-Петербурга к ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действующий в защиту Санкт-Петербурга, обратился в суд с иском к ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ» ссылаясь на следующие обстоятельства:
Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга на основании информации Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга была проведена проверка исполнения ответчиком требований природоохранного законодательства в связи с производством работ по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, территория зеленых насаждений, выполняющих специальные функции в рамках уличного озеленения по Купчинской ул., между проезжей частью и земельным участком, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул. Олеко Дундича, участок 150.
Установлено, что ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ» по вышеуказанному адресу проводились работы по организации въезда-выезда на территорию строительной площадки. При выполнении вышеуказанных работ Обществом уничтожены следующие зеленые насаждения: газон обыкновенный на пл. 167кв.м.
Указанные работы, повлекшие за собой повреждение (уничтожение) зеленых насаждений, проведены ответчиком без специального разрешения- порубочного билета, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства.
По фактам выявленных нарушений Общество привлечено Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга к административной ответственности, предусмотренной ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга по делу № 12-489/2021 от 03.09.2021 постановление Комитета по благоустройству изменено в участи уменьшения размера штрафа до 250 000 руб. (штраф оплачен).
По фактам выявленных нарушений природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в адрес генерального директора Общества 23.03.2022 вынесено представление «Об устранении нарушений требований природоохранного законодательства». Согласно полученному ответу, требования, изложенные в представлении, удовлетворены, однако ущерб за незаконный снос зеленых насаждений ответчиком не возмещен, в связи с чем, истец просит суд взыскать с ответчика ущерб, причиненный зеленым насаждениям в сумме 133 600руб.
Помощник природоохранного прокурора Санкт-Петербурга Калядин С.О. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представители ответчика Якубович О.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против иска возражала, указала на то, что правонарушение было допущено неумышленно. Так, сам факт правонарушения – повреждение зеленых насаждений состоялся в марте 2021 года, зелеными насаждениями выступала газонная трава, которой в марте, естественно, не было. Поэтому осуществляя щебеночную насыпь на голую землю (смешанную только со снегом), сотрудники ответчика не знали и не могли знать, что повреждают газон, которого в тот момент не существовало. После того, как Обществу было сообщено о допущенных нарушениях, ответчик добросовестно, самостоятельно и собственными силами совершил действия по устранению вреда: привез новый почво-грунт и засеял травой, в связи с чем, просила в удовлетворении иска отказать. Свою позицию по делу изложила в письменных возражениях (л.д. 125).
Третье лицо – Комитет по благоустройству в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в связи с чем, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ст. 21, ч.3 ст. 35 Федеральный закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. При осуществлении надзора за исполнением законов, прокурор при наличии информации о нарушениях юридическим лицом требований природоохранного законодательства вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита граждан.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Положениями ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; а также обязательности участия юридических и физических лиц в деятельности охраны окружающей среды.
Положениями ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" закреплено, что зеленые насаждения - древесные, кустарниковые, травянистые растения и цветники естественного (выросшие в результате естественных процессов, без ведения хозяйственной деятельности человека) и искусственного (высаженные в результате хозяйственной деятельности человека) происхождения, расположенные на территории Санкт-Петербурга; зеленый фонд Санкт-Петербурга - совокупность территорий зеленых насаждений, перечисленных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга, на которых расположены лесные и иные зеленые насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других территорий зеленых насаждений в пределах административной границы Санкт-Петербурга.
В силу п. 2 ст. 9 указанного Закона Санкт-Петербурга рубка и (или) пересадка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производится в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства.
В порубочном билете указываются количество деревьев и кустарников, подлежащих рубке, их породы, диаметр ствола (для деревьев), площадь газонов, подлежащих уничтожению.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством, что следует из положений ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч.1, 3 ст. 77 указанного Федерального закона, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Как следует из материалов дела, 29.03.2021 прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ» требований природоохранного законодательства в связи с производством работ по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, территория зеленых насаждений, выполняющих специальные функции в рамках уличного озеленения по Купчинской ул., между проезжей частью и земельным участком, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул. Олеко Дундича, участок 150.
Установлено, что ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ» по вышеуказанному адресу проводились работы по организации въезда-выезда на территорию строительной площадки. При выполнении вышеуказанных работ Обществом уничтожены следующие зеленые насаждения: газон обыкновенный на пл. 167кв.м.
Указанные работы, повлекшие за собой повреждение (уничтожение) зеленых насаждений, проведены ответчиком без специального разрешения- порубочного билета, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства (л.д. 13).
По фактам выявленных нарушений Общество привлечено Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга к административной ответственности, предусмотренной ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. (л.д. 24-30).
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга по делу № 12-489/2021 от 03.09.2021 постановление Комитета по благоустройству изменено в участи уменьшения размера штрафа до 250 000 руб. (штраф оплачен) (л.д. 56-60).
По фактам выявленных нарушений природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в адрес генерального директора Общества 23.03.2022 вынесено представление «Об устранении нарушений требований природоохранного законодательства». Согласно полученному ответу, требования, изложенные в представлении, удовлетворены, однако ущерб за незаконный снос зеленых насаждений ответчиком не возмещен (л.д. 103-105).
Изложенные обстоятельства позволяют суду признать подтвержденным факт повреждения зеленых насаждений без порубочного билета, а также обоснованность требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде (ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1064 ГК РФ).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N1641 утверждено Положение о размере и порядке возмещения средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений, а также перечне элементов благоустройства, расположенных в границах территорий зеленых насаждений, за уничтожение, повреждение которых выплачиваются средства, составляющие восстановительную стоимость и установлена величина одной условной единицы. Применяемой в Положении, которая равна 200 руб.
В силу п. 1 указанного Положения восстановительная стоимость определяется Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Положением путем составления акта обследования, сохранения (сноса), пересадки зеленых насаждений и расчета их восстановительной стоимости (далее - акт обследования) в зависимости от вида зеленых насаждений и других элементов благоустройства, в случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений и других элементов благоустройства, располагающихся на территориях зеленых насаждений общего пользования, территориях зеленых насаждений ограниченного пользования, территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции
Согласно акту обследования от 29.03.2021 восстановительная стоимость за ущерб, нанесенный зеленому фонду Санкт-Петербурга в связи с повреждением газона обыкновенного на площади 167 кв.м. составляет 133 600 руб. (л.д. 22-23).
В силу п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из анализа и оценки совокупности собранных по делу доказательств, при отсутствии убедительных возражений со стороны ответчика, которые суд не принимает во внимание, поскольку они противоречат нормам действующего законодательства, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме, в связи с чем, взыскивает с ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ» в доход бюджета Санкт-Петербурга в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде- зеленым насаждениям Санкт-Петербурга, денежные средства в размере 133 660 руб.
В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета суд также взыскивает расходы по госпошлине в сумме 3 872 руб., от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов Санкт-Петербурга к ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ» – удовлетворить.
Взыскать с ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ» в доход бюджета Санкт-Петербурга ущерб в размере 133 600руб. и госпошлину в доход местного бюджета в сумме 3 872 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с даты его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Решение изготовлено в окончательной форме 19.12.2022