Дело (УИД) 57RS0023-01-2021-002913-48
Производство № 2-1187/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года город Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием представителя истца - старшего помощника военного прокурора Брянского гарнизона ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица – военного комиссариата <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора ФИО8 в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании военного билета недействительным и обязании возвратить военный билет,
УСТАНОВИЛ:
военный прокурор ФИО9 в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1 (далее – ФИО1) о признании военного билета недействительным и обязании возвратить военный билет.
В обоснование требований указал, что военной прокуратурой ФИО10 была проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата <адрес> законодательства о призыве граждан на военную службу, в результате которой было установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на воинский учет в отделе военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес>м <адрес>. В период весеннего призыва ФИО1 представил в военный комиссариат <адрес> и <адрес>ов <адрес> (военный комиссариат <адрес>) акт исследования состояния его здоровья № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, выданный в БУЗ ОО ФИО11 им. ФИО5», в соответствии с которой ФИО1 имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы. На основании указанного документа, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии № был признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу (категория годности – «В»). В отделе военного комиссариата ФИО1 был выдан военный билет серии АС № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сделаны соответствующие записи. Вместе с тем, согласно сведениям БУЗ ОО «ФИО12 им. ФИО5», ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.20144 за медицинской помощью не обращался. Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, удовлетворено административное исковое заявление военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к призывной комиссии <адрес>, военному комиссариату <адрес> о признании незаконным и об отмене решения призывной комиссии <адрес> <адрес>ов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и решения призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части утверждения решения призывной комиссии Северного и <адрес>ов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, военный билет, выданный на имя ответчика, является недействительным и подлежит возврату в орган, его выдавший. В связи с изложенным, истец просит суд признать военный билет серии АС №, выданный на имя ФИО1 должностными лицами отдела военного комиссариата <адрес> по <адрес> <адрес>м <адрес>, недействительным; обязать ФИО1 вернуть военный билет в военный комиссариат по Северному и <адрес>м <адрес> в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора <адрес> ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица - военного комиссариата <адрес> – ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила вынести решение в соответствии с законом, в представленном отзыве на исковое заявление указала, что гражданин ФИО1 зачислен в запас с нарушением законодательства, регулирующего исполнение воинской обязанности и прохождение военной службы, что влечет незаконность выдачи военного билета в целом и недействительность записей, в частности, пункты 6, 7, 9 раздела III «Отношение к военной службе. Прохождение военной службы» (с. 2, 3) и п. 30 раздела VI «Сведения о медицинских освидетельствованиях и прививках» (с. 17-19) с отметкой «В» (ограниченно годен к военной службе).
Ответчик ФИО1, представитель третьего лица призывной комиссии <адрес> не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Судом определено рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства, полагая, что с учетом конкретных обстоятельств, позиции лиц, участвующих в деле, его отсутствие не отразится на полноте исследования обстоятельств дела и не повлечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов сторон.
Учитывая обстоятельства, на которых основаны заявленные исковые требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным статьей 23 Закона о воинской обязанности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определяет порядок призыва граждан на военную службу.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии со статьей 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами; терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Пунктом «а» части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с частями 2, 3 и 4 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в частности: организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения) в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу п. 9 Положения, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Как следует из материалов дела, военной прокуратурой -- руб была проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата <адрес> законодательства о призыве граждан на военную службу, в результате которой установлено, что гражданин ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на воинский учет в военном комиссариате <адрес> по <адрес> и <адрес>м <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В период весеннего призыва 2012 года ФИО1 предоставил в военный комиссариат <адрес> и <адрес>ов <адрес> акт исследования состояния здоровья № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, выданный в БУЗ ОО «ФИО13 им. ФИО5», в соответствии с которым ФИО1 имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы – «<адрес> болезнь, рубцовая деформация луковицы -- руб».
На основании представленного акта исследования состояния здоровья, решением призывной комиссии <адрес> и <адрес>ов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 присвоена категория годности к военной службе «В» - ограничено годен к военной службе и освобожден от призыва на военную службы на основании п.п. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Указанное решение призывной комиссии <адрес> и <адрес>ов <адрес> утверждено решением призывной комиссии <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №)
Военный билет АС № выдан указанным военным комиссариатом ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, согласно сведениям БУЗ ОО «<адрес> им. ФИО5» ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за медицинской помощью не обращался.
Решением -- руб районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, удовлетворено административное исковое заявление военного прокурора -- руб в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к призывной комиссии <адрес>, военному комиссариату <адрес> о признании незаконным и об отмене решения призывной комиссии <адрес> и <адрес>ов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и решения призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части утверждения решения призывной комиссии <адрес> и <адрес>ов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Документом воинского учета, на основании которого ведется воинский учет, согласно пунктам 28 и 48 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № является, в том числе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
Документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.
Форма военного билета и приложение к нему - Порядок ведения и хранения военного билета солдата, матроса, прапорщика и мичмана, утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 1 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, прапорщика и мичмана, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, их отношение к исполнению воинской обязанности. Бланк военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является защищенной полиграфической продукцией уровня «Б».
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что записи в военном билете делаются только на основании подтверждающих документов (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, документ об образовании, удостоверение о присвоении спортивного разряда или спортивного звания). Внесение в военный билет сведений, отметок и записей, не предусмотренных настоящим Порядком ведения и хранения военного билета, запрещается.
В пункте 6 раздела III «Отношение к военной службе. Прохождение военной службы», в пункте 30 раздела VI «Сведения о медицинских освидетельствованиях и прививках», в пункте 35 раздела «Отметки об освобождении от исполнения воинской обязанности» бланка военного билета записываются, в том числе, наименование и решение призывной комиссии, категория годности к военной службе, сведения о медицинских освидетельствованиях, основания освобождения от исполнения воинской обязанности.
В связи с этим отмена вступившим в законную силу судебным постановлением решения призывной комиссии -- руб и <адрес>ов <адрес> о признании ответчика ограниченно годным к военной службе и освобождении от призыва на военную службу, и утвердившее его решение призывной комиссией субъекта Российской Федерации, влечет недействительность военного билета, выданного ФИО1, и обязанность последнего возвратить военный билет в военный комиссариат.
Поскольку решение об освобождении гражданина от призыва на военную службу, принятое с нарушением установленного порядка, противоречит интересам Российской Федерации, прокурор реализовал предоставленное ему статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявленные военным прокурором -- руб исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В целях надлежащего и своевременного исполнения судебного решения, в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо возложить на ответчика обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда вернуть военный билет в военный комиссариат Северного и <адрес>ов <адрес>.
В связи с удовлетворением иска, на основании пункта 3 части 1 статьи 333.19, пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования <адрес> государственная пошлина в сумме 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Военного прокурора -- руб в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании военного билета недействительным и обязании возвратить военный билет удовлетворить.
Признать военный билет серии AС №, выданный на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения должностными лицами военного комиссариата -- руб и <адрес>ов <адрес>, недействительным.
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вернуть военный билет серии AС № в военный комиссариат -- руб и <адрес>ов <адрес> в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в бюджет муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Перепелица