РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2023 года п.Балаганск
Балаганский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Кравцовой О.А., при секретаре Ивановой Н.М., с участием старшего помощника прокурора Атановой З.О., представителя ответчика Щербаковой Л.А., действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-225/2023 (УИД 38RS0002-01-2023-000273-82) по иску прокурора Балаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Балаганский район, администрации Шарагайского муниципального образования о возложении обязанности обеспечить финансирование и оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шарагайского муниципального образования подъездными путями, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод,
установил:
прокурор Балаганского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Балаганский район, администрации Шарагайского муниципального образования о возложении обязанности обеспечить финансирование и оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шарагайского муниципального образования подъездными путями, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.
В обоснование заявленного иска указано, что прокуратурой Балаганского района проведен анализ исполнения администрацией Шарагайского муниципального образования, администрацией муниципального образования Балаганский район требований федерального законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ № 131) закреплено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Установлено, что 27.12.2022 на основании ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131 между администрацией Балаганского района и администрацией Шарагайского МО заключено соглашение о передаче полномочий. Согласно п. 1 указанного Соглашения администрация Балаганского района передает полномочие - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Как следует из п. 3 ст. 13.4 Федерального закона № 89 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Обязанность органов местного самоуправления по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с вышеуказанными требованиями корреспондирована в п. 3 указанных Правил № 1039.
В частности, в п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений…», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее по тексту – СанПиН 2.1.3684-21) закреплено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм законодательства, администрацией поселения к 7 контейнерным площадкам для накопления твердых коммунальных отходов подъездные пути, отвечающие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 до настоящего времени не оборудованы.
При этом, прокуратурой района по вышеуказанным нарушениям ранее принимались меры прокурорского реагирования. Так, прокурором Балаганского района <данные изъяты> в адрес главы Шарагайского муниципального образования было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в области обращения с ТКО. Согласно ответу, на данное представление администрацией нарушения не устранены в ввиду отсутствия бюджетных средств на выполнение вышеуказанных мероприятий.
Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Таким образом, обязанность по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шарагайского МО подъездными путями, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отвечающим требованиям СанПиН 2.1.3684-21, в том числе возложена на администрацию МО Балаганский район.
Настоящее исковое заявление подано в защиту прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с этим, прокурор Балаганского района просит суд обязать администрацию Шарагайского муниципального образования в срок до <данные изъяты> оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шарагайского муниципального образования подъездными путями, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отвечающим требованиям СанПиН 2.1.3684-21, а именно мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: 1) <данные изъяты>, напротив перекрестка <данные изъяты>; 2) <данные изъяты> <данные изъяты>, между домами <данные изъяты>, правее перекрестка <данные изъяты> между домами <данные изъяты> 5) <данные изъяты> <данные изъяты>, левее перекрестка <данные изъяты>; 6) <данные изъяты>, начало <данные изъяты> левее <данные изъяты>) <данные изъяты> между домами <данные изъяты> Обязать администрацию муниципального образования Балаганский район обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шарагайского муниципального образования подъездными путями, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отвечающим требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
Старший помощник прокурора Балаганского района Атанова З.О. в судебном заседании требование поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель администрации Шарагайского муниципального образования Щербакова Л.А., действующая на основании прав по должности, исковые требования признала в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования Балаганский район, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о признании исковых требований и о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ и принимая во внимание, что участие сторон в судебном заседании в соответствии с ГПК РФ является их правом, а не обязанностью, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, по представленным суду доказательствам.
Заслушав старшего помощника прокурора Атанову З.О., представителя ответчика администрации Шарагайского муниципального образования Щербакову Л.А., учитывая мнение ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав несовершеннолетних обучающихся, которые в силу возраста не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, а также неопределенного круга лиц: работников образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих данное образовательное учреждение.
Согласно части 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
На основании ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.4.1 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно ст.173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику или сторонам последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представитель ответчика исковые требования прокурора Балаганского района признал в полном объеме, суд принимает признание иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и полагает возможным положить признание иска в основу решения об удовлетворении исковых требований прокурора Балаганского района.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, требования прокурора Балаганского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Балаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Балаганский район, администрации Шарагайского муниципального образования о возложении обязанности обеспечить финансирование и оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шарагайского муниципального образования подъездными путями, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, удовлетворить.
Обязать администрацию Шарагайского муниципального образования оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шарагайского муниципального образования подъездными путями, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отвечающим требованиям СанПиН 2.1.3684-21, а именно мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: 1) <данные изъяты>, напротив перекрестка <данные изъяты> <данные изъяты> 2) <данные изъяты>, между домами <данные изъяты>; 3) <данные изъяты>, правее перекрестка <данные изъяты>; 4) <данные изъяты> <данные изъяты> между домами <данные изъяты>; 5) <данные изъяты>, левее перекрестка <данные изъяты>; 6) <данные изъяты>, начало <данные изъяты> 7) <данные изъяты> <данные изъяты> между домами <данные изъяты>.
Обязать администрацию муниципального образования Балаганский район обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шарагайского муниципального образования подъездными путями, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отвечающим требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
Установить срок исполнения решения суда до <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Балаганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 26 сентября 2023 года.
Судья О.А. Кравцова