Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-420/2022 (2-3870/2021;) ~ М-3681/2021 от 18.11.2021

Дело №2-420/2022                                                                             24RS0040-01-2021-006159-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Норильск Красноярского края                                                 22 июля 2022 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Гладких Д.А.,

при ведении протокола помощником судьи ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Р.Ю.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Р.Ю.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - ОПФР по Красноярскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Требования с учетом изменений мотивированы тем, что 23.03.2021 истцом через МФЦ в установленном порядке было подано заявление в Пенсионный фонд о назначении пенсии на льготных основаниях как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Решением от 08.04.2021 истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как по мнению ответчика, стаж лечебной деятельности составил 27 лет 02 месяца 25 дней. Вместе с тем, в период с 16.10.1996 по 23.01.1999 истец работал в качестве фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи г. Норильска; с 24.01.1999 по 31.12.2006 работал в должности медсестры-анастезиста реанимационной бригады скорой помощи г. Норильска; с 01.01.2007 по 08.06.2011 в должности медсестры-анестезиста группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады станции скорой медицинской помощи г. Норильска; с 06.01.2012 по 14.04.2015 в должности фельдшера выездной бригады; с 15.04.2015 по 14.10.2017 в должности фельдшера скорой медицинской помощи общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи; с 15.10.2017 по 29.03.2021 в должности фельдшера скорой медицинской помощи общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи». Период работы с 24.01.1999 по 08.06.2011 истец состоял в должности медсестры-анестезиста. Ответчиком не засчитан указанный период работы в льготном исчислении, поскольку штатным расписаниям МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи», наименование структурного подразделения ЛПУ, где работал истец не соответствует закону. Истец считает, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано незаконно. Полагает, что в спорный период времени работа истца в структурных подразделениях ЛПУ в должности медсестры-анастезиста реанимационной бригады подлежит зачету в льготный стаж на основании следующих документов: трудовой книжки, штатных расписаний, приказов по личному составу, должностных инструкций (с 1999 по 2011 гг.), лицевого счета работника, личной карточки по форме Т-2, диплома по специальности, сертификатов о подтверждении квалификации по специальности анестезиология и реанимация, скорой неотложной помощи в период с 22.10.1999 по 2011 год, лицензии выданной учреждения СМП в период с 1998 года по 2011 год, где указано неотложная скорая медицинская помощь в составе реанимационной бригады, Устава МУЗ «ССМП» в период с 1995 года по 2007 год, справки работодателя от 22.03.2021. Кроме того, периоды учебных отпусков также подлежат зачету в общий специальный стаж, поскольку являлись дополнительными отпусками с сохранением заработной платы, также работодателем в указанные периоды проводились отчисления в Пенсионный фонд.

Р.Ю.В. с учетом изменений просит суд признать решение от 08.04.2021 незаконным. Обязать ответчика засчитать в специальный стаж работы (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 24.01.1999 по 30.09.2003 в должности медицинской сестры-анестезиста реанимационной бригады МБУЗ «Станции скорой медицинской помощи». Обязать ответчика засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии периоды учебного отпуска: с 25.05.1998 по 12.06.1998, с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003. Обязать ответчика назначить истцу пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05.05.2022.

Определением Норильского городского суда от 18.01.2022 произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) его правопреемником - Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю.

В судебное заседание истец Р.Ю.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в иске с учетом их изменений, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, от представителя ФИО7 представлены письменные возражения, в которых представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований Р.Ю.В. отказать, указывая на отсутствие оснований для включения спорных периодов работы в льготном исчислении, и как следствие отсутствие права на назначение досрочной страховой пенсии с 05.05.2022.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУЗ «Норильская ССМП» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, от главного врача ФИО8 представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «наименование структурных подразделений» предусматриваются отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка, в разделе «наименования должностей» - медицинские сестры-анестезисты, должность медсестра-анестезист реанимационной бригады не поименована.

В пункте 16 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, поименована станция скорой медицинской помощи.

В соответствии с ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Указанным пунктом названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Судом установлено, что 29.03.2021 истец Р.Ю.В. обратился в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 08.04.2021 в установлении страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Возраст на дату подачи заявления составил 46 лет, страховой стаж 23 года 7 месяцев 19 дней, стаж лечебной деятельности 27 лет 2 месяца 25 дней, при этом в Приложении к указанному решению, стаж на соответствующих видах работ на дату обращения составил 27 лет 3 месяца 20 дней (т.1 л.д. 11-14).

Из письменных пояснений по расчету стажа истца от 21.07.2022 представленных стороной ответчика следует, что стаж исходный после корректировки за периоды с 01.01.2020 по 31.01.2020, с 01.03.2020 по 19.05.2020, с 28.06.2020 по 14.08.2020, с 29.08.2020 по 23.09.2020 работы с кодировкой «вирус» один день работы за 2 дня (включен в стаж медицинской деятельности в двойном размере), в связи с чем стаж составил 27 лет 7 месяцев 29 дней.

Как следует из письменных возражений представленных представителем ответчика ОПФР по Красноярскому краю от 15.07.2022, в стаж на соответствующих видах работ по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не зачтены периоды в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев - период работы с 24.01.1999 по 30.09.2003 в должности «медсестра-анестезист реанимационной бригады», так как наименование должности «медсестра-анестезист реанимационной бригады» и наименование структурного подразделения «реанимационная бригада» не указаны в пункте 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в льготном исчислении. По представленным штатным расписаниям МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи», наименование группа реанимации и интенсивной терапии значится с 01.10.2003.

Согласно справке КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи» от 22.03.2021, истец Р.Ю.В. с 16.10.1996 (приказ от 17.10.1996 №81) по 23.01.1999 работал в должности фельдшера выездной бригады станции скорой медицинской помощи; с 24.01.1999 (приказ от 14.01.1999 №3) по 31.12.2006 работал в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1,0 ставку) в учреждении КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи», в районе Крайнего Севера в должности медсестры-анестезиста реанимационной бригады скорой помощи, что также подтверждается представленной копией трудовой книжки (т. 1 л.д. 24, 15-23, т. 2 л.д. 126).

В соответствии с Положением о станции (отделении) скорой и неотложной медицинской помощи утвержденным Приказом Минздрава СССР от 29.12.1984 № 1490, станция (отделение) скорой и неотложной медицинской помощи является лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим скорую и неотложную медицинскую помощь взрослому и детскому населению при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях, острых тяжелых заболеваниях и обострении хронических заболеваний как на месте происшествия, так и в пути следования.

Станция скорой и неотложной медицинской помощи организуется в городах с населением свыше 50 тысяч и является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением или, по решению местных органов здравоохранения, входит в состав городских больниц скорой медицинской помощи на правах ее структурного подразделения. В городах с меньшей численностью населения организуется отделение скорой и неотложной медицинской помощи при городских, центральных районных и других больницах. В каждом городе может быть только одна станция или отделение скорой и неотложной медицинской помощи.

В крупных городах в составе станций скорой и неотложной медицинской помощи организуются подстанции. Районы обслуживания подстанций скорой и неотложной медицинской помощи устанавливаются по представлению главного врача станции местными органами здравоохранения исполкомов Советов народных депутатов.

Согласно п. 8 Положением о станции (отделении) скорой и неотложной медицинской помощи утвержденным Приказом Минздрава СССР от 29.12.1984 № 1490 для оказания экстренной помощи станция направляет соответствующие врачебные бригады, включающие в себя врачей, средний и младший медперсонал, а для оказания неотложной помощи - врача скорой и неотложной медицинской помощи. Бригада (врачебная, фельдшерская) - функциональная единица станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи, организованная в соответствии со штатными нормативами для обеспечения работы в одну смену.

В штате станции с числом выездов в год свыше 100 тыс. могут вводиться должности медицинского и фармацевтического персонала дополнительно по усмотрению министерства здравоохранения союзной республики (пункт 1 примечания).

Введение должностей медицинского персонала, не предусмотренных настоящими нормативами, в том числе должностей работников меньшей квалификации за счет должностей работников более высокой квалификации, может производиться в порядке, предусмотренном письмом Министра здравоохранения СССР от 15.04.67 № 01-23/3 «О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения». При этом за счет должностей выездного медицинского персонала, определяемых в зависимости от объема работы, не могут вводиться должности медицинских работников, не оказывающих скорую и неотложную помощь на выездах (пункт 5 примечания).

Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций скорой и неотложной медицинской помощи, являющихся самостоятельными учреждениями, предусматривали должность медицинская сестра-анестезист группы анестезиологии - реанимации (п. 1.2.8. Приказ Минздрава СССР от 29.12.1984 № 1490).

В штатных расписаниях клиник КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи» с 01.06.1997 по 01.01.2003 предусмотрена должность медицинская сестра-анестезист реанимационной бригады (т.1 л.д. 82-98).

Согласно Порядку оказания скорой медицинской помощи и Положению об организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 № 100, выездная бригада скорой медицинской помощи является структурно-функциональной единицей станции. Бригады разделяются на фельдшерские и врачебные. Фельдшерская бригада включает в свой состав двух фельдшеров, санитара и водителя, и оказывает необходимую медицинскую помощь в пределах компетенции, определенной отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала для оказания скорой медицинской помощи. Врачебная бригада включает в свой состав 1 врача и 2 фельдшеров (либо фельдшера и медицинскую сестру-анестезистку), санитара и водителя и оказывает необходимую медицинскую помощь. Специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в состав 1 врача (соответствующего профиля), 2 средних медицинских работников (соответствующего профиля), санитара и водителя. Состав и структуру бригады утверждает руководитель станции.

Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций скорой и неотложной медицинской помощи, являющихся самостоятельными учреждениями, предусматривали должность медицинская сестра-анестезист группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады (п. 1.2.7. Приказ Минздрава РФ от 26.03.1999 № 100).

В 2003 году на основании Приказа от 29.09.2003 № 106 Главного врача ССМП, наименование должности «медицинская сестра-анестезист группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады» было приведено в соответствие с требованиями Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, что подтверждается штатным расписанием МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» на 01.10.2003, в котором поименована должность медицинская сестра-анестезист группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады» (т. 1 л.д. 198, 194-197).

Кроме того, в учреждении были разработаны должностные инструкции медицинской сестры-анестезиста анестезиологии-реанимации выездной бригады станции скорой медицинской помощи и медицинской сестры-анестезиста группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады станции скорой медицинской помощи, в соответствии с которыми предъявлялись одинаковые квалификационные требования к указанным работникам, в том числе в части их обязанностей и подготовки по оказанию экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим при угрожающих жизни состояниях и владения приемами и методами реанимации и интенсивной терапии (т. 1 л.д. 60-71).

В связи с вредными и опасными условиями труда истец, как в спорный период, так и в настоящее время, получает доплату за вредность в размере 15%, ему предоставляются дополнительные дни отпуска, что подтверждается приказами о доплатах и лицевыми счетами (т.1 л.д. 50-60, 85-86, т. 4 л.д. 1-22, 72).

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что работа истца в спорный период в должности медсестры-анестезиста реанимационной бригады скорой помощи по характеру выполняемых обязанностей была тождественна работе в должности медсестры-анестезиста группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады, поскольку согласно должностным инструкциям функциональные обязанности истца, условия и характер выполняемой истцом работы не изменялся.

При таких обстоятельствах имеются правовые основания для возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы Р.Ю.В. в КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи» в льготном исчислении - 1 год как 1 год 6 месяцев: с 24.01.1999 по 03.09.2000, с 09.09.2000 по 04.01.2001, с 01.02.2001 по 11.12.2002, с 17.12.2002 по 08.01.2003, с 27.01.2003 по 05.02.2003, с 16.02.2003 по 31.03.2003, с 30.06.2003 по 14.09.2003, с 19.09.2003 по 30.09.2003, что составляет 6 лет 4 месяца 15 дней.

Рассматривая исковые требования Р.Ю.В. о включении в специальный стаж периоды нахождения в учебных отпусках: с 25.01.1998 по 12.06.1998, с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003, суд приходит к следующему.

В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Более того, согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22 июля 1993 года № 5487-1), Положения «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности» (утв. Приказом Минздравмедпрома РФ от 19 декабря 1994 года № 286), а так же принятому впоследствии Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», повышение квалификации является обязательным условием для осуществления медицинской деятельности.

Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней).

В силу ст. 196 КЗоТ РСФСР работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.

Согласно справке КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи» от 22.03.2021, истец Р.Ю.В. направлялся в учебные отпуска с 25.05.1998 по 12.06.1998 (19 дней, приказ №26 от 21.05.1998), с 05.01.2001 по 31.01.2001 (27 дней, приказ №76 от 29.12.2000), с 09.01.2003 по 26.01.2003 (18 дней, приказ №1 от 06.01.2003), с 06.02.2003 по 15.02.2003 (10 дней, приказ №2 от 13.01.2003), с 01.04.2003 по 29.06.2003 (90 дней, приказ №16 от 20.03.2003) (т. 1 л.д. 24-25).

Из разъяснений, данных в п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 следует, что в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В указанном Обзоре, в частности, разъяснено, что периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Анализ вышеперечисленных доказательств с учетом приведенных разъяснений позволяет сделать вывод о том, что периоды учебных отпусков с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003 подлежат включению в страховой стаж в соответствие с п. 20 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в данном случае Р.Ю.В. направлялся на обучение работодателем с сохранением заработной платы, за него уплачивались страховые взносы и предоставлялись сведения о страховом стаже на индивидуальной лицевой счет.

При этом период учебного отпуска истца с 25.05.1998 по 12.06.1998 не подлежит включению в специальный стаж, поскольку указанный период работы истца в должности фельдшера выездной бригады станции скорой медицинской помощи с 16.10.1996 по 23.01.1999 не был включен в специальный стаж истца, а как было указано выше, исчисление стажа в вышеуказанный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Согласно расчету, представленному ГУ ОПФР по Красноярскому краю в письменных пояснениях по состоянию на 21.07.2022, при включении вышеуказанных периодов в стаж истца на соответствующих видах работ 30-летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья у истца наступил 05.11.2020. Истец с указанным расчетом согласился, что с учетом ч. 2 ст. 68 ГПК РФ освобождает стороны от необходимости дополнительного доказывания указанного обстоятельства.

Приложением № 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» предусмотрено, что если право на страховую пенсию по старости возникло в 2020 году, срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При указанных обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд полагает необходимым признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 08.04.2021 в части не включения в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Р.Ю.В. в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) периоды работы с 24.01.1999 по 03.09.2000, с 09.09.2000 по 04.01.2001, с 01.02.2001 по 11.12.2002, с 17.12.2002 по 08.01.2003, с 27.01.2003 по 05.02.2003, с 16.02.2003 по 31.03.2003, с 30.06.2003 по 14.09.2003, с 19.09.2003 по 30.09.2003 в должности медсестры-анестезиста реанимационной бригады скорой помощи в КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи», а также периоды учебных отпусков с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003.

Кроме того, поскольку с учетом включенных периодов работы у истца на дату подачи заявления в пенсионный орган имеется требуемый специальный стаж не менее 30 лет, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ - с 05.05.2022.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Р.Ю.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 08.04.2021 в части не включения в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Р.Ю.В. в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) периоды работы с 24.01.1999 по 03.09.2000, с 09.09.2000 по 04.01.2001, с 01.02.2001 по 11.12.2002, с 17.12.2002 по 08.01.2003, с 27.01.2003 по 05.02.2003, с 16.02.2003 по 31.03.2003, с 30.06.2003 по 14.09.2003, с 19.09.2003 по 30.09.2003 в должности медсестры-анестезиста реанимационной бригады скорой помощи в КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи», а также периоды учебных отпусков с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю включить в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Р.Ю.В. в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) периоды работы с 24.01.1999 по 03.09.2000, с 09.09.2000 по 04.01.2001, с 01.02.2001 по 11.12.2002, с 17.12.2002 по 08.01.2003, с 27.01.2003 по 05.02.2003, с 16.02.2003 по 31.03.2003, с 30.06.2003 по 14.09.2003, с 19.09.2003 по 30.09.2003 в должности медсестры-анестезиста реанимационной бригады скорой помощи в КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи», а также периоды учебных отпусков с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю назначить Р.Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - с 05.05.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                       Д.А. Гладких

Мотивированное решение составлено 08.08.2022.

2-420/2022 (2-3870/2021;) ~ М-3681/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рыбак Юрий Владимирович
Ответчики
Управление Пенсионного Фонда РФ
Другие
КГБУЗ "НССМП"
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Гладких Дарья Александровна
Дело на странице суда
norilsk--krk.sudrf.ru
18.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.01.2022Предварительное судебное заседание
18.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.03.2022Предварительное судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Судебное заседание
19.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Судебное заседание
08.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее