Дело №2-420/2022 24RS0040-01-2021-006159-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 22 июля 2022 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гладких Д.А.,
при ведении протокола помощником судьи ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Р.Ю.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Р.Ю.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - ОПФР по Красноярскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Требования с учетом изменений мотивированы тем, что 23.03.2021 истцом через МФЦ в установленном порядке было подано заявление в Пенсионный фонд о назначении пенсии на льготных основаниях как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Решением от 08.04.2021 истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как по мнению ответчика, стаж лечебной деятельности составил 27 лет 02 месяца 25 дней. Вместе с тем, в период с 16.10.1996 по 23.01.1999 истец работал в качестве фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи г. Норильска; с 24.01.1999 по 31.12.2006 работал в должности медсестры-анастезиста реанимационной бригады скорой помощи г. Норильска; с 01.01.2007 по 08.06.2011 в должности медсестры-анестезиста группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады станции скорой медицинской помощи г. Норильска; с 06.01.2012 по 14.04.2015 в должности фельдшера выездной бригады; с 15.04.2015 по 14.10.2017 в должности фельдшера скорой медицинской помощи общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи; с 15.10.2017 по 29.03.2021 в должности фельдшера скорой медицинской помощи общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи». Период работы с 24.01.1999 по 08.06.2011 истец состоял в должности медсестры-анестезиста. Ответчиком не засчитан указанный период работы в льготном исчислении, поскольку штатным расписаниям МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи», наименование структурного подразделения ЛПУ, где работал истец не соответствует закону. Истец считает, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано незаконно. Полагает, что в спорный период времени работа истца в структурных подразделениях ЛПУ в должности медсестры-анастезиста реанимационной бригады подлежит зачету в льготный стаж на основании следующих документов: трудовой книжки, штатных расписаний, приказов по личному составу, должностных инструкций (с 1999 по 2011 гг.), лицевого счета работника, личной карточки по форме Т-2, диплома по специальности, сертификатов о подтверждении квалификации по специальности анестезиология и реанимация, скорой неотложной помощи в период с 22.10.1999 по 2011 год, лицензии выданной учреждения СМП в период с 1998 года по 2011 год, где указано неотложная скорая медицинская помощь в составе реанимационной бригады, Устава МУЗ «ССМП» в период с 1995 года по 2007 год, справки работодателя от 22.03.2021. Кроме того, периоды учебных отпусков также подлежат зачету в общий специальный стаж, поскольку являлись дополнительными отпусками с сохранением заработной платы, также работодателем в указанные периоды проводились отчисления в Пенсионный фонд.
Р.Ю.В. с учетом изменений просит суд признать решение № от 08.04.2021 незаконным. Обязать ответчика засчитать в специальный стаж работы (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 24.01.1999 по 30.09.2003 в должности медицинской сестры-анестезиста реанимационной бригады МБУЗ «Станции скорой медицинской помощи». Обязать ответчика засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии периоды учебного отпуска: с 25.05.1998 по 12.06.1998, с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003. Обязать ответчика назначить истцу пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05.05.2022.
Определением Норильского городского суда от 18.01.2022 произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) его правопреемником - Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю.
В судебное заседание истец Р.Ю.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в иске с учетом их изменений, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, от представителя ФИО7 представлены письменные возражения, в которых представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований Р.Ю.В. отказать, указывая на отсутствие оснований для включения спорных периодов работы в льготном исчислении, и как следствие отсутствие права на назначение досрочной страховой пенсии с 05.05.2022.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУЗ «Норильская ССМП» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, от главного врача ФИО8 представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «наименование структурных подразделений» предусматриваются отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка, в разделе «наименования должностей» - медицинские сестры-анестезисты, должность медсестра-анестезист реанимационной бригады не поименована.
В пункте 16 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, поименована станция скорой медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Указанным пунктом названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Судом установлено, что 29.03.2021 истец Р.Ю.В. обратился в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 08.04.2021 в установлении страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Возраст на дату подачи заявления составил 46 лет, страховой стаж 23 года 7 месяцев 19 дней, стаж лечебной деятельности 27 лет 2 месяца 25 дней, при этом в Приложении к указанному решению, стаж на соответствующих видах работ на дату обращения составил 27 лет 3 месяца 20 дней (т.1 л.д. 11-14).
Из письменных пояснений по расчету стажа истца от 21.07.2022 представленных стороной ответчика следует, что стаж исходный после корректировки за периоды с 01.01.2020 по 31.01.2020, с 01.03.2020 по 19.05.2020, с 28.06.2020 по 14.08.2020, с 29.08.2020 по 23.09.2020 работы с кодировкой «вирус» один день работы за 2 дня (включен в стаж медицинской деятельности в двойном размере), в связи с чем стаж составил 27 лет 7 месяцев 29 дней.
Как следует из письменных возражений представленных представителем ответчика ОПФР по Красноярскому краю от 15.07.2022, в стаж на соответствующих видах работ по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не зачтены периоды в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев - период работы с 24.01.1999 по 30.09.2003 в должности «медсестра-анестезист реанимационной бригады», так как наименование должности «медсестра-анестезист реанимационной бригады» и наименование структурного подразделения «реанимационная бригада» не указаны в пункте 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в льготном исчислении. По представленным штатным расписаниям МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи», наименование группа реанимации и интенсивной терапии значится с 01.10.2003.
Согласно справке КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи» от 22.03.2021, истец Р.Ю.В. с 16.10.1996 (приказ от 17.10.1996 №81) по 23.01.1999 работал в должности фельдшера выездной бригады станции скорой медицинской помощи; с 24.01.1999 (приказ от 14.01.1999 №3) по 31.12.2006 работал в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1,0 ставку) в учреждении КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи», в районе Крайнего Севера в должности медсестры-анестезиста реанимационной бригады скорой помощи, что также подтверждается представленной копией трудовой книжки (т. 1 л.д. 24, 15-23, т. 2 л.д. 126).
В соответствии с Положением о станции (отделении) скорой и неотложной медицинской помощи утвержденным Приказом Минздрава СССР от 29.12.1984 № 1490, станция (отделение) скорой и неотложной медицинской помощи является лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим скорую и неотложную медицинскую помощь взрослому и детскому населению при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях, острых тяжелых заболеваниях и обострении хронических заболеваний как на месте происшествия, так и в пути следования.
Станция скорой и неотложной медицинской помощи организуется в городах с населением свыше 50 тысяч и является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением или, по решению местных органов здравоохранения, входит в состав городских больниц скорой медицинской помощи на правах ее структурного подразделения. В городах с меньшей численностью населения организуется отделение скорой и неотложной медицинской помощи при городских, центральных районных и других больницах. В каждом городе может быть только одна станция или отделение скорой и неотложной медицинской помощи.
В крупных городах в составе станций скорой и неотложной медицинской помощи организуются подстанции. Районы обслуживания подстанций скорой и неотложной медицинской помощи устанавливаются по представлению главного врача станции местными органами здравоохранения исполкомов Советов народных депутатов.
Согласно п. 8 Положением о станции (отделении) скорой и неотложной медицинской помощи утвержденным Приказом Минздрава СССР от 29.12.1984 № 1490 для оказания экстренной помощи станция направляет соответствующие врачебные бригады, включающие в себя врачей, средний и младший медперсонал, а для оказания неотложной помощи - врача скорой и неотложной медицинской помощи. Бригада (врачебная, фельдшерская) - функциональная единица станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи, организованная в соответствии со штатными нормативами для обеспечения работы в одну смену.
В штате станции с числом выездов в год свыше 100 тыс. могут вводиться должности медицинского и фармацевтического персонала дополнительно по усмотрению министерства здравоохранения союзной республики (пункт 1 примечания).
Введение должностей медицинского персонала, не предусмотренных настоящими нормативами, в том числе должностей работников меньшей квалификации за счет должностей работников более высокой квалификации, может производиться в порядке, предусмотренном письмом Министра здравоохранения СССР от 15.04.67 № 01-23/3 «О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения». При этом за счет должностей выездного медицинского персонала, определяемых в зависимости от объема работы, не могут вводиться должности медицинских работников, не оказывающих скорую и неотложную помощь на выездах (пункт 5 примечания).
Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций скорой и неотложной медицинской помощи, являющихся самостоятельными учреждениями, предусматривали должность медицинская сестра-анестезист группы анестезиологии - реанимации (п. 1.2.8. Приказ Минздрава СССР от 29.12.1984 № 1490).
В штатных расписаниях клиник КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи» с 01.06.1997 по 01.01.2003 предусмотрена должность медицинская сестра-анестезист реанимационной бригады (т.1 л.д. 82-98).
Согласно Порядку оказания скорой медицинской помощи и Положению об организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 № 100, выездная бригада скорой медицинской помощи является структурно-функциональной единицей станции. Бригады разделяются на фельдшерские и врачебные. Фельдшерская бригада включает в свой состав двух фельдшеров, санитара и водителя, и оказывает необходимую медицинскую помощь в пределах компетенции, определенной отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала для оказания скорой медицинской помощи. Врачебная бригада включает в свой состав 1 врача и 2 фельдшеров (либо фельдшера и медицинскую сестру-анестезистку), санитара и водителя и оказывает необходимую медицинскую помощь. Специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в состав 1 врача (соответствующего профиля), 2 средних медицинских работников (соответствующего профиля), санитара и водителя. Состав и структуру бригады утверждает руководитель станции.
Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций скорой и неотложной медицинской помощи, являющихся самостоятельными учреждениями, предусматривали должность медицинская сестра-анестезист группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады (п. 1.2.7. Приказ Минздрава РФ от 26.03.1999 № 100).
В 2003 году на основании Приказа от 29.09.2003 № 106 Главного врача ССМП, наименование должности «медицинская сестра-анестезист группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады» было приведено в соответствие с требованиями Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, что подтверждается штатным расписанием МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» на 01.10.2003, в котором поименована должность медицинская сестра-анестезист группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады» (т. 1 л.д. 198, 194-197).
Кроме того, в учреждении были разработаны должностные инструкции медицинской сестры-анестезиста анестезиологии-реанимации выездной бригады станции скорой медицинской помощи и медицинской сестры-анестезиста группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады станции скорой медицинской помощи, в соответствии с которыми предъявлялись одинаковые квалификационные требования к указанным работникам, в том числе в части их обязанностей и подготовки по оказанию экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим при угрожающих жизни состояниях и владения приемами и методами реанимации и интенсивной терапии (т. 1 л.д. 60-71).
В связи с вредными и опасными условиями труда истец, как в спорный период, так и в настоящее время, получает доплату за вредность в размере 15%, ему предоставляются дополнительные дни отпуска, что подтверждается приказами о доплатах и лицевыми счетами (т.1 л.д. 50-60, 85-86, т. 4 л.д. 1-22, 72).
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что работа истца в спорный период в должности медсестры-анестезиста реанимационной бригады скорой помощи по характеру выполняемых обязанностей была тождественна работе в должности медсестры-анестезиста группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады, поскольку согласно должностным инструкциям функциональные обязанности истца, условия и характер выполняемой истцом работы не изменялся.
При таких обстоятельствах имеются правовые основания для возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы Р.Ю.В. в КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи» в льготном исчислении - 1 год как 1 год 6 месяцев: с 24.01.1999 по 03.09.2000, с 09.09.2000 по 04.01.2001, с 01.02.2001 по 11.12.2002, с 17.12.2002 по 08.01.2003, с 27.01.2003 по 05.02.2003, с 16.02.2003 по 31.03.2003, с 30.06.2003 по 14.09.2003, с 19.09.2003 по 30.09.2003, что составляет 6 лет 4 месяца 15 дней.
Рассматривая исковые требования Р.Ю.В. о включении в специальный стаж периоды нахождения в учебных отпусках: с 25.01.1998 по 12.06.1998, с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003, суд приходит к следующему.
В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Более того, согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22 июля 1993 года № 5487-1), Положения «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности» (утв. Приказом Минздравмедпрома РФ от 19 декабря 1994 года № 286), а так же принятому впоследствии Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», повышение квалификации является обязательным условием для осуществления медицинской деятельности.
Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней).
В силу ст. 196 КЗоТ РСФСР работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.
Согласно справке КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи» от 22.03.2021, истец Р.Ю.В. направлялся в учебные отпуска с 25.05.1998 по 12.06.1998 (19 дней, приказ №26 от 21.05.1998), с 05.01.2001 по 31.01.2001 (27 дней, приказ №76 от 29.12.2000), с 09.01.2003 по 26.01.2003 (18 дней, приказ №1 от 06.01.2003), с 06.02.2003 по 15.02.2003 (10 дней, приказ №2 от 13.01.2003), с 01.04.2003 по 29.06.2003 (90 дней, приказ №16 от 20.03.2003) (т. 1 л.д. 24-25).
Из разъяснений, данных в п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 следует, что в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В указанном Обзоре, в частности, разъяснено, что периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Анализ вышеперечисленных доказательств с учетом приведенных разъяснений позволяет сделать вывод о том, что периоды учебных отпусков с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003 подлежат включению в страховой стаж в соответствие с п. 20 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в данном случае Р.Ю.В. направлялся на обучение работодателем с сохранением заработной платы, за него уплачивались страховые взносы и предоставлялись сведения о страховом стаже на индивидуальной лицевой счет.
При этом период учебного отпуска истца с 25.05.1998 по 12.06.1998 не подлежит включению в специальный стаж, поскольку указанный период работы истца в должности фельдшера выездной бригады станции скорой медицинской помощи с 16.10.1996 по 23.01.1999 не был включен в специальный стаж истца, а как было указано выше, исчисление стажа в вышеуказанный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Согласно расчету, представленному ГУ ОПФР по Красноярскому краю в письменных пояснениях по состоянию на 21.07.2022, при включении вышеуказанных периодов в стаж истца на соответствующих видах работ 30-летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья у истца наступил 05.11.2020. Истец с указанным расчетом согласился, что с учетом ч. 2 ст. 68 ГПК РФ освобождает стороны от необходимости дополнительного доказывания указанного обстоятельства.
Приложением № 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» предусмотрено, что если право на страховую пенсию по старости возникло в 2020 году, срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При указанных обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд полагает необходимым признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю № от 08.04.2021 в части не включения в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Р.Ю.В. в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) периоды работы с 24.01.1999 по 03.09.2000, с 09.09.2000 по 04.01.2001, с 01.02.2001 по 11.12.2002, с 17.12.2002 по 08.01.2003, с 27.01.2003 по 05.02.2003, с 16.02.2003 по 31.03.2003, с 30.06.2003 по 14.09.2003, с 19.09.2003 по 30.09.2003 в должности медсестры-анестезиста реанимационной бригады скорой помощи в КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи», а также периоды учебных отпусков с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003.
Кроме того, поскольку с учетом включенных периодов работы у истца на дату подачи заявления в пенсионный орган имеется требуемый специальный стаж не менее 30 лет, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ - с 05.05.2022.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Р.Ю.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю № от 08.04.2021 в части не включения в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Р.Ю.В. в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) периоды работы с 24.01.1999 по 03.09.2000, с 09.09.2000 по 04.01.2001, с 01.02.2001 по 11.12.2002, с 17.12.2002 по 08.01.2003, с 27.01.2003 по 05.02.2003, с 16.02.2003 по 31.03.2003, с 30.06.2003 по 14.09.2003, с 19.09.2003 по 30.09.2003 в должности медсестры-анестезиста реанимационной бригады скорой помощи в КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи», а также периоды учебных отпусков с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю включить в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Р.Ю.В. в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) периоды работы с 24.01.1999 по 03.09.2000, с 09.09.2000 по 04.01.2001, с 01.02.2001 по 11.12.2002, с 17.12.2002 по 08.01.2003, с 27.01.2003 по 05.02.2003, с 16.02.2003 по 31.03.2003, с 30.06.2003 по 14.09.2003, с 19.09.2003 по 30.09.2003 в должности медсестры-анестезиста реанимационной бригады скорой помощи в КГБУЗ «Норильская станция скорой медицинской помощи», а также периоды учебных отпусков с 05.01.2001 по 31.01.2001, с 09.01.2003 по 26.01.2003, с 06.02.2003 по 15.02.2003, с 01.04.2003 по 29.06.2003.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю назначить Р.Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - с 05.05.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Гладких
Мотивированное решение составлено 08.08.2022.