Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1004/2023 ~ М-730/2023 от 23.06.2023

Дело № 2-1004/2023

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2023 года                           г. Канаш                                                                                       

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Гордеевой К.В.,

с участием старшего помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Хрычева А.В.,

представителя ответчика Алексеевой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Скворцовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности создать специализированную площадку для размещения снега,

у с т а н о в и л :

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республик о возложении обязанности со дня вступления в законную силу в течение 6 месяцев создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, в соответствии требованиям СанПиН.

Требования мотивированы тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации администрацией Канашского муниципального округа Чувашской Республики полномочий по уборке территории населенных пунктов от снега. В результате проведенного анализа на территории Канашского муниципального округа выявлено нарушение законодательства в сфере обращения с отходами, место для накопления отходов от зимней уборки снега не определено. В нарушение СанПиН 2.1.3684-21 и п. 6.11 СП 32.13330.2018 отсутствуют специализированные площадки, снегоплавильные установки. По данному факту в адрес администрации Канашского муниципального округа 28 февраля 2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно поступившему ответу площадки для размещения снега и льда в соответствии с санитарными правилами не созданы.

В судебном заседании старший помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Хрычев А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик - представитель администрация Канашского муниципального округа Чувашской Республики Алексеева Л.А. исковые требования не признала, просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Из отзыва на исковое заявление следует, что очистка снега производится своевременно, убранный снег размещается рядом с объектами, на автомобильных автодорогах - в канавах водоотведения. Убранный снег не препятствует движению и не имеется необходимости в его вывозе. В бюджете Канашского муниципального округа Чувашской Республики необходимый объем бюджетных ассигнований для проведения мероприятий по созданию специализированной площадки для размещения загрязненного снега не предусмотрен. В случае выделения денежных средств на указанные цели необходимо провести установленные законом мероприятия по выделению земельного участка, подходящего для размещения такой площадки, а также по конкурсному отбору специализированной подрядной организации и последующего заключения контракта на выполнение работ по устройству водонепроницаемого покрытия места временного складирования снега, которые займут определенное время. В случае удовлетворения иска, просит установить срок для исполнения требований не менее 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Третье лицо - представитель Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статей 27, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Из материалов дела следует, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой произведен анализ природоохранного законодательства и исполнения полномочий органами местного самоуправления при организации сбора и размещения снега.

Согласно сообщению Главы Канашского муниципального округа Чувашской Республики от 20 января 2023 года на запрос Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, на территории Канашского муниципального округа специализированные площадки, снегоплавильные установки отсутствуют (л.д. 6).

28 февраля 2023 года в адрес главы администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики внесено представление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, в котором заявлено требование об устранении нарушений природоохранного законодательства причин и условий, им способствующих в области охраны окружающей среды. Однако по сегодняшний день требования представления не исполнены (л.д. 7-10).

Из ответа главы Канашского муниципального округа от 05 апреля 2023 года. по результатам рассмотрения представления Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора следует, что определение площадки для размещения снега от зимней уборки в Канашском муниципальном округе не требуется, так как при расчистке снега, снег с сельских поселений не вывозится, а остается на обочинах дорог, который не мешает движению (л.д. 11).

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», благоприятная окружающая благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Императивной нормой части 2 статьи 21 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 34 названных санитарных правил и норм собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, вывоз снега должен осуществляться в специально подготовленные места для приема снега площадки для вывоза и временного складирования снега, складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом, предотвращающим попадание талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты, или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 16 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.

Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 73121000000), то есть снег.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).

Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории Канашского муниципального округа имеются специальные площадки, отвечающие требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, в материалах дела не имеется, равно как и не имеется сведений о наличии снегоплавильных установок.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора и возложении на администрацию Канашского муниципального округа обязанности по созданию специализированной площадки для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселении, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85».

Доводы представителя ответчика о складировании снега на обочинах дорог и отсутствия необходимости в оборудовании площадки для размещения снега суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат действующему законодательству.

Суд соглашается с определенным прокурором при подаче искового заявления шестимесячным сроком возложения на ответчика обязанности создать специализированную площадку, принимая при этом во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях создания специализированной площадки для размещения загрязненного снега, соответствующего требованиям СанПиН, находит его разумным и обоснованным. Более длительный срок повлечет к негативным изменениям качества окружающей среды.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по созданию специализированной площадки для размещения загрязненного снега удовлетворить.

Обязать администрацию Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2100003136) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                 К.В. Гордеева

Мотивированное решение составлено 08 августа 2023 года.

2-1004/2023 ~ М-730/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чебоксарский межрайоный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Канашского мениципального округа Чувашской Республики
Другие
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Гордеева Ксения Владимировна
Дело на странице суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
23.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее