Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-6/2022 от 14.02.2022

Судья Полежаева Ю.С.

Дело № 5-578/2021 (№ 7-6/2022)

РЕШЕНИЕ

29 марта 2022 г. г. Биробиджан

Судья суда Еврейской автономной области Тимиров Р.В., рассмотрев
жалобу должностного лица главного специалиста-эксперта отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области ФИО1 на не вступившее в законную силу постановление судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 28.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Кучерявой О.К.,

УСТАНОВИЛ:

13.12.2021 главным специалистом-экспертом отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ЕАО ФИО1 в отношении Кучерявой О.К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 28.12.2021, с учётом определения об исправлении описки от 25.01.2022, Кучерявая О.К. освобождена от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, с объявлением устного замечания, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо административного органа, составившее протокол, главный специалист-эксперт отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ЕАО ФИО1 обратился в суд ЕАО с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи районного суда, назначить Кучерявой О.К. административное наказание в виде административного штрафа.

Жалобу мотивировал тем, что бездействие Кучерявой О.К., выразившееся в неразмещении необходимых данных в установленные сроки, создало определённую угрозу завоза и распространения инфекции COVID-2019 на территорию ЕАО, что не может быть признано малозначительным.

Отмечает, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в данном случае, является оконченным по истечении срока, установленного для размещения сведений, независимо от последствий.

Заявитель жалобы ФИО1, в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен заблаговременно надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении не заявил, в связи с этим на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Кучерявая О.К. с жалобой не согласилась. Пояснила, что она вовремя сдала тест ПЦР, была на самоизоляции, дождалась отрицательного результата, который пришёл с лаборатории в её личный кабинет на портал государственных услуг. О том, что результаты необходимо разместить на портале государственных услуг путём заполнения определённой формы, не знала.

Заслушав Кучерявую О.К., проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объёме, изучив обжалуемый судебный акт, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершённые в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), регулирующим отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и направленным на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, установлено, что проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 14 статьи 1).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзацы 2, 4 пункта 1 статьи 2).

Граждане обязаны, в числе прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (статья 10).

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39).

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (статья 29).

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 1 стать 31).

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта России (пункт 2 статьи 31).

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 статьи 31).

По решению Всемирной организации здравоохранения от 30.01.2020 эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11.03.2020 ситуация признана пандемией.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 утверждены санитарно-эпидемиологических правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1.3597-20), устанавливающие требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, согласно которым к мероприятиям, направленным на предупреждение распространения COVID-19, относится, в том числе, мониторинг заболеваемости и эпидемиологическая диагностика (пункты 1.1, 2.1).

Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1).

Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию (пункт 4.2).

На основании пунктов 2.1 и 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в ред. от 28.07.2021 № 21), гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, водителей автомобилей международного автомобильного сообщения) обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс). В течение трёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР. До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания). При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется. Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесённом заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путём заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1). Сведения о перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции размещаются в электронном виде на ЕПГУ на основании сведений, полученных из единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Из материалов дела следует, что Кучерявая О.К., прибывшая на территорию Российской Федерации воздушным транспортом рейсом № <...> (<...> из <...> 26.10.2021, пройдя 27.10.2021 лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, в течение четырёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, то есть по 29.10.2021, не разместила сведения о лабораторном исследовании на Едином портале государственных и муниципальных услуг путём заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесённом заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 13.12.2021 (л.д. 3-5); объяснениями Кучерявой О.К. (л.д. 10); выпиской из ИБД-Ф от 22.11.2021 (л.д. 12); скриншотом ЕПГУ (л.д. 13) и иными материалами дела, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности.

Таким образом, действия Кучерявой О.К. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу, судья районного суда исходила из того, что Кучерявая О.К. заполнила анкету, своевременно прошла лабораторные исследования на COVID-19 методом ПЦР, получив результат – отрицательный, в установленный законом срок приняла меры по его размещению на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также пришёл к выводу о том, что Кучерявая О.К. не бездействовала и принимала в определённые постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 сроки все меры по соблюдению и выполнению санитарно-эпидемиологических мероприятий, однако в силу неверного понимания закона, с учётом возраста, образования, результаты лабораторного исследования методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг разместила, но не по установленной форме, что в целом не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий.

Учитывая вышеизложенное, суд посчитал, что совокупность указанных сведений позволяет признать деяние малозначительным, в связи с чем освободил Кучерявую О.К. от административной ответственности и ограничился устным замечанием.

С таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неверном толковании норм права и противоречит обстоятельствам дела.

Статьёй 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из смысла статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ следует, что обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путём исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3).

При этом необходимо иметь в виду, что с учётом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения (абзац 4).

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (абзац 5).

Из системного анализа указанной нормы права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершённого правонарушения. При этом, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

В рассматриваемом случае, учтённые судьёй районного суда обстоятельства, а именно своевременное прохождение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, получение отрицательного результата, неверное понимание Кучерявой О.К. закона, её возраст, образование, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность административного правонарушения, вменяемого Кучерявой О.К., а могут в силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ учитываться лишь при назначении административного наказания и обсуждении вопроса о возможности назначения административного наказания с применением положений части 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, связанного с невыполнением в установленный срок правил для въезжающих на территорию Российской Федерации граждан, предусмотренных санитарными правилами, установленными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенного нарушения последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Кроме того, нельзя согласиться с выводом судьи районного суда о своевременном размещении Кучерявой О.К. результатов лабораторного исследования методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг, но не по установленной форме, поскольку как следует из представленных в материалы дела скриншотов с сайта «Госуслуги» указанная информация была размещена медицинской организацией ООО <...>, проводившей лабораторные исследования на наличие возбудителя COVID-19 методом ПЦР у Кучерявой О.К.

При таких обстоятельствах, с учётом характера совершённого правонарушения, роли в нём правонарушителя и её личности, прихожу к выводу, что совершённое Кучерявой О.К. деяние признаков малозначительности не содержит.

Из изложенного следует, что требования статей 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, судом не соблюдены, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Установленные обстоятельства, в свою очередь влекут отмену постановления, поскольку являются существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.

В связи с тем, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истёк, препятствий для направления дела на новое рассмотрение в Облученский районный суд ЕАО на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 28.12.2021 отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кучерявой О.К. направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Жалобу главного специалиста-эксперта отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области ФИО1 считать частично удовлетворённой.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (<...>) в порядке статей 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья                                         Р.В. Тимиров

7-6/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Кучерявая Ольга Кирилловна
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Тимиров Руслан Викторович
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
os--brb.sudrf.ru
17.02.2022Материалы переданы в производство судье
29.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее