Решение по делу № 2-495/2022 ~ М-491/2022 от 25.05.2022

УИД 28RS0008-01-2022-000743-43

Дело № 2-495/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области                            27 мая 2022 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Тарасовой О.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Коммунальные системы БАМа» о признании незаконным прекращения теплоснабжения до окончания отопительного сезона,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес> и <адрес> обратился в суд с иском к АО «Коммунальные системы БАМа»» о признании незаконным приказа генерального директора АО «Коммунальные системы БАМа» <Номер обезличен> «Об окончании отопительного сезона 2021-2022гг.» в части окончания отопительного периода в указанных выше поселках <адрес>, признании незаконными действий ответчика по прекращению теплоснабжения <адрес> и <адрес> с <Дата обезличена> в 8.00 часов местного времени, в обоснование требований указав, что прокуратурой <адрес> на основании обращений глав <адрес> сельсоветов <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой установлено, что постановлениями глав <адрес> сельсовета АО «Коммунальные системы БАМа» определено единственным поставщиком услуг тепло- и водоснабжения на территории указанных муниципальных образований. Администрацией <адрес> <адрес> постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> окончание отопительного сезона 2021-2022 гг. на территории указанного муниципального образования было определено с <Дата обезличена> в 08.00 часов. Постановлением администрации <адрес> <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> моментом завершения отопительного сезона 2021-2022 гг. на территории муниципального образования также установлено <Дата обезличена> в 08.00 часов. Администрацией <адрес> сельсовета <адрес> постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> окончание отопительного сезона 2021-2022 гг. на территории указанного муниципального образования было определено <Дата обезличена> в 08.00 часов. При этом, согласно сведениям о среднесуточной температуре воздуха по состоянию на <Дата обезличена> следует, что в <адрес> и <адрес> среднесуточная температура воздуха была ниже +8 градусов по Цельсию. Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства, в отсутствие соответствующих постановлений органов местного самоуправления вышеназванных муниципальных образований, директором АО «Коммунальные системы БАМа» был вынесен оспариваемый приказ, в котором содержится указание на окончание отопительного периода 2021-2022 гг. в поселках <адрес> <Дата обезличена> ода в 08 часов 00 минут местного времени, чем нарушены положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Прекращение предоставления услуги теплоснабжения в многоквартирные дома и жилые дома, социально значимые объекты, расположенные на территориях поселков <адрес> ранее срока, установленного уполномоченными органами, повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение благополучия и охрану здоровья.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация <адрес> сельсовета <адрес>, администрация <адрес> <адрес> и администрация <адрес> <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, также пояснив, что фактически теплоснабжение объектов, расположенных на территории поселков <адрес> и <адрес> было прекращено ответчиком <Дата обезличена>, возобновлено после обращения прокурора в суд с рассматриваемым иском <Дата обезличена>, при этом ответчиком был вынесен приказ о продлении отопительного периода в названных поселках, однако ранее вынесенный приказ, не отменен.

Представитель ответчика АО «Коммунальные системы БАМа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, согласно представленного отзыва на иск с требованиями не согласен, поскольку приказом генерального директора АО «Коммунальные системы БАМа» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> отопительный период в поселках <адрес> и <адрес> продлен до <Дата обезличена>.

Представители третьих лиц - администрации <адрес> <адрес>, администрации <адрес> <адрес> и администрации Тунгалинского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 27 и 35 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

<адрес> обратился с названным иском в защиту прав граждан –населения поселков <адрес> и <адрес>. Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать всех потребителей тепловой энергии указанных муниципальных образований, действий прокурора по обращению с названным иском основаны на вышеназванных нормах действующего законодательства.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 ст.6 Федерального закона от <Дата обезличена> № 190-ФЗ «О теплоснабжении»,устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяющего полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:

1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;

5) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;

6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации;

7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;

8) осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения;

9) рассмотрение разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определение значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения;

9.1) направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;

10) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.20 названного Федерального закона, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, в том числе, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно ст.<адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселении, закреплены вопросы, в том числе предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения и статьями 5 Уставов <адрес> сельсоветов.

Из материалов дела следует, что постановлениями главы <адрес> сельсовета <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, главы <адрес> <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, главы Тунгалинского сельсовета <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, АО «Коммунальные системы БАМа» определено единственным поставщиком услуг тепло-, водоснабжения на территории указанных сельсоветов.

Из постановления администрации <адрес> <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> следует, что отопительный сезон 2021-2022 гг. на территории <адрес> сельсовета продлен до 08.00 часов <Дата обезличена>, при этом постановлением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> вновь был продлен до 08.00 часов <Дата обезличена>.

Согласно постановлению администрации <адрес> <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> отопительный сезон 2021-2022 гг. для жилищного фонда на территории муниципального образования <адрес> постановлено завершить в 08.00 часов <Дата обезличена>.

    Постановлением администрации <адрес> <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> отопительный сезон 2021-2022 гг. на территории указанного муниципального образования продлен до 08.00 часов <Дата обезличена>, а постановлением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> - до 08.00 минут <Дата обезличена>.

Таким образом, судом установлено, что указанными органами местного самоуправления, уполномоченными на то нормами действующего законодательства устанавливать сроки начала и окончания отопительного сезона на территориях подведомственных им муниципальных образований, моментом окончания теплоснабжения объектов поселков <адрес> и <адрес> определено 08.00 часов местного времени <Дата обезличена>.

Материалами дела подтверждено, что основанием для установления указанного выше срока окончания отопительного сезона послужили обстоятельства установления на территории указанных поселков среднесуточной температуры наружного воздуха менее +8 градусов Цельсия, при этом, в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Согласно пункту 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от <Дата обезличена> <Номер обезличен> отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов по Цельсию и ниже, и заканчивается, если, в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов по Цельсию и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией.

    Вместе с тем, в нарушение положений норм действующего законодательства, в противоречие с содержанием вышеназванных постановлений органов местного самоуправления, в отсутствие соответствующих полномочий на совершение таких действий при указанных выше обстоятельствах, АО «Коммунальные системы БАМа» <Дата обезличена> теплоснабжение объектов поселков <адрес> и <адрес> было прекращено во исполнение приказа генерального директора Общества от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в котором, в том числе, содержится распоряжение об окончании отопительного сезона 2021-2022 г.г. в поселках <адрес> в 08.00 часов местного времени <Дата обезличена> (п. 1.3).

    Указанные обстоятельства подтверждены как вышеназванным приказом от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, так и обращениями администраций <адрес> сельсовета <адрес> от <Дата обезличена> на имя прокурора <адрес>, комиссионными актами от 24, 25, <Дата обезличена>.

    С учетом изложенного, поскольку судом установлен факт нарушения АО «Коммунальные системы БАМа» прав неопределенного круга лиц – населения поселков <адрес> и <адрес> на благоприятные условия проживания и качественное предоставление коммунальных услуг, что поставило под угрозу также права неопределенного круга лиц на охрану здоровья при этом единственной теплоснабжающей организацией объектов, расположенных на территории указанных поселков является ответчик, осуществляющих подачу тепла не только в жилые помещения, но и социально значимые объекты, требования прокурора суд полагает основанными на законе, а потому подлежащими удовлетворению.

    При этом суд также учитывает, что последующее вынесение ответчиком приказа <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о продлении отопительного периода 2021-2022 гг. в поселках <адрес>, <адрес> до 08.00 часов <Дата обезличена> при уже допущенных нарушениях прав неопределенного круга лиц преждевременным прекращением подачи тепла в объекты названных муниципальных образований не имеет правового значения в рамках рассматриваемого спора, поскольку оспариваемый приказ генерального директора АО «Коммунальные системы БАМа» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> фактически был приведен в действие и теплоснабжение ответчиком в период с 24 по <Дата обезличена> не осуществлялось.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным приказ генерального директора Акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «Об окончании отопительного сезона 2021-2022 г.г.» в части окончания отопительного периода в поселках <адрес> и <адрес>.

Признать незаконными действия Акционерного общества «Коммунальные системы БАМа», выразившиеся в прекращении <Дата обезличена> теплоснабжения объектов поселков <адрес> и <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий                            Н.В. Клаус

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья                                        Н.В. Клаус

1версия для печати

2-495/2022 ~ М-491/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Зейского района
Ответчики
АО "Коммунальные системы БАМа"
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Клаус Наталья Владимировна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
25.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2022Передача материалов судье
25.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2022Дело оформлено
31.10.2022Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее