Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Калиматовой З.М.,
при секретаре Ганижевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алтадуковой Р. Ю. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации об обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Алтадукова Р.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором просила обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по случаю потери кормильца с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что она является дочерью Алтадуковой Л. Р. признанной решением суда безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ. При обращении к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца ответ не получен.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Частью 6 приведенной нормы и пп. 8 п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.
К их числу относятся дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери (пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ).
В силу ст. 13 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным (пп.5 п. 4 ст. 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ).
Согласно ст. 10 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами адрес, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого, специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (Постановление от дата N 18-П и Определение от дата N 1071-О-О).
В судебном заседании установлено, что решением Соломбальского районного суда <адрес> от 28ДД.ММ.ГГГГ мать истицы Алтадукова Л. Р. признана безвестно отсутствующей. До достижения возраста 18 лет Алтадукова Р.Ю. получала пенсию по случаю потери кормильца в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Алтадуковой Р.Ю. через Единый портал государственных услуг Российской Федерации из личного кабинета застрахованного лица было подано заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, которое осталось без ответа.
Также установлено, что Алтадукова Р.Ю. с сентября 2022 года является студенткой ЧПОУ «Многопрофильный профессиональный колледж» очной формы обучения, факультета сестринское дело.
Таким образом, посещение университета с целью получения диплома о высшем образовании является основным видом деятельности истца, возможность приобретения постоянного источника средств к существованию у нее отсутствует.
Суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что Алтадукова Р.Ю. имеет право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с момента подачи заявления в пенсионный орган.
Также истцом заявлено требование о взыскании в свою пользу расходов на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей.
Частью 1 ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Установление размера и порядка оплаты услуг представителя относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ определяется заключенным между ними договором.
Суд не вправе вмешиваться в эту сферу, однако может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов.
Для защиты своих интересов в суде истец заключил с Хаматхановой А.И. договор на оказании юридических услуг. Согласно материалам дела истец оплатил услуги представителя в размере 30000 рублей.
Принимая во внимание, объем заявленных требований, сложность дела, объем оказанных представителем-адвокатом услуг, результат рассмотрения дела, суд полагает необходимым снизить взыскиваемые с ответчика расходы на оплату услуг представителя до 10000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Алтадуковой Р. Ю. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации об обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить Алтадуковой Р. Ю. страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести Алтадуковой Р. Ю. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу Алтадуковой Р. Ю. расходы на оплату услуг представителя в размере 10000(десять тысяч) руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья
Магасского районного суда РИ З.М.Калиматова