64RS0022-01-2024-000138-54
Дело № 2-180/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2024 год г. Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Мурго М.П.,
при секретаре Погониной И.А., Саурмилих К.Ю.,
с участием истца ФИО3, ее представителя адвоката Груздевой А.Н., представившей удостоверение № от 23 декабря 2002 года и ордер № от 31 января 2024 года,
представителя ответчика Лаптевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании решения незаконным в части, возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении периодов работы, признании права и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
истец обратилась в суд с уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ исковыми требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее - ОСФР по Саратовской области) о признании решения незаконным в части, возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении периодов работы, признании права и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указывает, что с 1990 года ее трудовая деятельность связана с лечебной деятельностью. В 2023 году ее стаж составлял более 30 лет. 11 июля 2023 года она обратилась в ОСФР по Саратовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости посредством электронного сервиса ПФР (через сервис Госуслуги). Данное заявление было зарегистрировано в электронном сервисе ПФР как обращение за назначением пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ как лицу, осуществляющему лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ОСФР по Саратовской области от 02 ноября 2023 года № ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Впоследствии, решением ОСФР по Саратовской области от 26 марта 2024 года № решение ОСФР по Саратовской области от 02 ноября 2023 года № отменено, в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность, независимо от возраста, включен период работы с 01 июля 2018 года по 25 сентября 2019 года в должности фельдшера скорой медицинской помощи в бригаде скорой медицинской помощи с. Подлесное отделение медицинской помощи ГУЗ Саратовской области «Марксовская районная больница» в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, однако в назначении досрочной страховой пенсии по старости также отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом из специального стажа исключен период ее работы с 12 апреля 1990 года по 21 апреля 1994 года (в том числе отпуск по уходу за ребенком до трех лет с 01 июля 1991 года по 20 апреля 1994 года) в должности заведующая Ново-Песковским ФАП Лысогорского района Саратовской области. С решением ответчика истец не согласен. Полагает, что указанный период должен быть включен в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку в данный период она фактически выполняла функциональные обязанности не только заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, но и фельдшера. Кроме того, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01 июля 1991 года по 20 апреля 1994 года проходил до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» и ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. При включения спорных периодов работы в специальный стаж, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» у нее возникло 18 декабря 2020 года. Считая свои права нарушенными, с учетом уточнений и изменения предмета иска, просит суд признать незаконным решение ОСФР по Саратовской области № от 26 марта 2024 года в части отказа включения в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период ее работы с 12 апреля 1990 года по 21 апреля 1994 год (в том числе отпуск по уходу за ребенком до трех лет в период с 01 июля 1991 года по 20 апреля 1994 года) в должности заведующей Ново-Песковским ФАП; обязать ОСФР по Саратовской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность, независимо от возраста, период работы в должности заведующей Ново-Песковским ФАП с 12 апреля 1990 года по 21 апреля 1994 года (в том числе отпуск по уходу за ребенком до трех лет в период с 01 июля 1991 года по 20 апреля 1994 года) в следующем исчислении: период работы с 12 апреля 1990 года по 31 июня 1991 года засчитать в стаж работы как 1 год за 1 год и 3 месяца; период с 01 июля 1991 года по 20 апреля 1994 года (отпуск по уходу за ребенком до трех лет) в календарном исчислении - 2 года 9 месяцев 20 дней; признать у ФИО3 наличие 30 летнего стажа лечебной деятельности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии на 18 декабря 2020 года; признать за ФИО3 право на досрочное назначение страховой пенсии как лицу, осуществляющему лечебную деятельность с 11 июля 2023 года; возложить обязанность на ОСФР по Саратовской области назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность с 11 июля 2023 года.
Определением от 17 апреля 2024 года в порядке ст. 39 ГПК РФ, судом принято изменение истцом ФИО3 предмета иска к ОСФР по Саратовской области в части признании незаконным решения ОСФР по Саратовской области № от 26 марта 2024 года от ранее заявленного решения ОСФР по Саратовской области № от 02 ноября 2023 года. Производство по гражданскому делу в части перерасчета в льготном исчислении период работы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера скорой медицинской помощи в бригаде скорой медицинской помощи с. Подлесное отделение медицинской помощи ГУЗ Саратовской области «Марксовская районная больница»: 1 год за 1 год 3 месяца (1 год 2 месяца 25 дней (календарных) + 3 месяца), как 1 год 5 месяцев 25 дней, прекращено в силу абз. 4 ст. 220 ГПК РФ, в связи с отказом истца от иска в данной части.
Истец ФИО3, представитель истца адвокат Груздева А.Н., действующая на основании ордера, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в иске с учетом уточнений.
Представитель ответчика Лаптева Н.А., действующая на основании доверенности от 09 января 2024 года, сроком по 31 декабря 2024 года, в судебном заседании исковые требования не признала. Ссылаясь на правомерность отказа ОСФР по Саратовской области в назначении истцу досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, обосновав доводами, изложенными в возражениях.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ: возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение», в соответствии с пп. «н». п. 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения для определения стажа применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также – Список должностей от 22 сентября 1999 года № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также – Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшим до 01 января 1992 года, предусматривались должности врачей, зубных врачей, техников, фельдшеров, помощников врачей, акушеров, массажистов, лаборантов и медицинских сестер - всех независимо от наименования должности в больничных учреждениях всех типов и наименований, в том числе госпиталях, в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, при этом работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (п. 2).
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитываются: работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников (п. 3), при этом время работы, указанной в п. п. 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, а если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца (п. 5).
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 установлено исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, как один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца.
Аналогичные положения предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, согласно которому периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В ходе рассмотрения заявленных требований судом установлено, что 11 июля 2023 года ФИО3 обратилась в ОСФР по Саратовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости посредством электронного сервиса ПФР (через сервис Госуслуги). Данное заявление было зарегистрировано в электронном сервисе ПФР как обращение за назначением пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ как лицу, осуществляющему лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что подтверждается материалами пенсионного дела.
На момент обращения с заявлением о назначении пенсии установлено, что ФИО3 имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости 28 лет 02 месяца 22 дня по нормам п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, исчисленный в соответствии с постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, 28 лет 02 месяца 22 дня стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленного с учетом Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665, 28 лет 02 месяца 22 дня стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленного с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П и величину индивидуального пенсионного коэффициента 92,594.
Решением об отказе в установлении пенсии ОСФР по Саратовской области от 26 марта 2024 года № решение № от 02 ноября 2023 года отменено.
Согласно решению ОСФР по Саратовской области от 26 марта 2024 года № ФИО3 имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости 28 лет 06 месяцев 13 дней по нормам п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, исчисленный в соответствии с постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., 28 лет 06 месяцев 13 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленного с учетом Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, 28 лет 06 месяцев 13 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленного с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П и величину индивидуального пенсионного коэффициента 92,594.
В назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО3 отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 23 декабря 2013 года как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах.
При этом судом установлено, что спорный период работы истца с 12 апреля 1990 года по 21 апреля 1994 года (в том числе отпуск по уходу за ребенком до трех лет с 01 июля 1991 года по 20 апреля 1994 года, ребенок 20 апреля 1991 года рождения) в должности заведующей Ново-Песковским ФАП, как указанная должность не поименована ни Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, ни Списком, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидимиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», ни Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
В соответствии с предоставленным дипломом серии МТ № от 27 февраля 1990 года ФИО3 присвоена квалификация фельдшера.
Согласно записи № 1 трудовой книжки истца серии АТ-V № от 17 апреля 1990 года ФИО3 12 апреля 1990 года принята на работу заведующей Новопесковского фельдшерского акушерского пункта Лысогорской ЦРБ, Лысогорского района Саратовской области, 21 апреля 1994 года освобождена от занимаемой должности (л.д. 10-11).
Из архивной справки по делам архивов Администрации Лысогорского муниципального района Саратовской области №440 от 11 апреля 2024 года, 19 июня 2019 года, судом установлено, что с 12 апреля 1990 года ФИО3, выпускница Марксовского медучилища, принята на должность заведующей Ново-Песковским ФАП (приказ №43/4 от 11 апреля 1990 года). В период с 01 июля 1991 года по 20 октября 1992 года ФИО3 предоставлен дополнительно оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (приказ №69 от 10 июня 1991 года). В период с 21 октября 1992 года по 20 апреля 1994 года ФИО3 предоставлен дополнительно оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет (приказ №137 от 07 октября 1991 года). Приказом №66 от 16 мая 1994 года по Лысогорскому ЦРБ ФИО3 заведующая Ново-Песковским ФАП, освобождена от занимаемой должности с 21 апреля 1994 года (л.д. 12).
Согласно представленного по запросу суда штатного расписания по Ново-Песковскому ФАП за период с 1990 года по 1994 год, в названный период в данном медицинском учреждении имелась ставка, заведующего фельдшерским пунктом (медсестра) – 1990 год и 0,5 ставки санитарки. В последующие годы ставка заведующего фельдшерским пунктом указана без дополнительного указания на медицинскую сестру.
По информации администрации ГУЗ СО «Лысогорская РБ» в период 1990-1994 г.г Ново-Песковский ФАП являлся структурным подразделением ГУЗ СО «Лысогорская районная больница» и расположен на территории сельской местности.
Приказом СССР от 27 июля 1973 года №566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны» утверждены следующие положения: Положение о фельдшерско-акушерском пункте, Положение о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом. В п. I Положения о фельдшерско-акушерском пункте указано – фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов. На фельдшерско-акушерский пункт возлагается оказание населению доврачебной медицинской помощи (IV). Работу фельдшерско-акушерского пункта возглавляет заведующий. Согласно п.I «Положения о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшере» на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера – акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер руководит работой персонала фельдшерско-акушерского пункта, контролируя деятельность и оказывая ему необходимую помощь, оказывает доврачебную помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте, ведет больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отправления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично(II). При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах (VIII).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в период с 12 апреля 1990 года по 31 июня 1991 года ФИО3 фактически выполняла функциональные обязанности не только заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, но и фельдшера, то есть работала в спорный период заведующей сельским фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшером, что предусмотрено Списком, в связи, с чем ее требования о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорный период с 12 апреля 1990 года по 31 июня 1991 года в льготном исчислении, как один год за один год и три месяца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о включении отпуска по уходу за ребенком с 01 июля 1991 года по 20 апреля 1994 года в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, суд исходит из следующего.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
Согласно свидетельству о рождении серии V-РУ № у ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ родился сын ФИО9
Учитывая, что рождение ребенка и отпуск по уходу за ребенком был предоставлен ФИО3 с 01 июля 1991 года, то есть до внесения изменений в законодательство, суд считает возможным включить отпуск по уходу за ребенком с 01 июля 1991 года по 20 апреля 1994 года в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в календарном исчислении.
При изложенных обстоятельствах, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что правовых оснований для исключения спорного периода работы истца как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 12 апреля 1990 года по 21 апреля 1994 года (в том числе отпуска по уходу за ребенком с 01 июля 1991 года по 20 апреля 1994 года) из страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости не имеется.
Таким образом, решение ОСФР по Саратовской области от 26 марта 2024 года № в части отказа включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы ФИО3 с 12 апреля 1990 года по 21 апреля 1994 года в должности заведующей Ново-Песковским ФАП Лысогорской ЦРБ, Лысогорского района Саратовской области является незаконным.
В силу Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» изменился возраст, по достижению которого возникает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
С учетом положений, предусмотренных приложением 7, к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в 2020 году пенсия может назначаться не ранее чем через 24 месяца после возникновения права.
Учитывая периоды, которые подлежат включению в специальный страховой стаж ФИО3 дающий ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, выработанный 30 летний специальный стаж наступает у истца 18 декабря 2020 года, с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии истец обратилась 11 июля 2023 года, при таких обстоятельствах уточненные требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО3 – удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области от 26 марта 2024 года № в части отказа включения в стаж работы ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период ее работы с 12 апреля 1990 года по 21 апреля 1994 года (в том числе отпуск по уходу за ребенком до трех лет в период с 01 июля 1991 года по 20 апреля 1994 года) в должности заведующей Ново-Песковским ФАП ГУЗ СО «Лысогорская районная больница» Саратовской области.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области включить в специальный стаж ФИО3, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период ее работы с 12 апреля 1990 года по 21 апреля 1994 года в должности заведующей Ново-Песковским ФАП в следующем исчислении: с 12 апреля 1990 года по 31 июня 1991 года из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы; с 01 июля 1991 года по 20 апреля 1994 года в календарном порядке.
Признать за ФИО3 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 18 декабря 2020 года и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с 11 июля 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Марксовский городской суд Саратовской области.
Судья М.П. Мурго