№2-4822/2022
УИД №10RS0011-01-2022-009278-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2022 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паппинен А. С. к администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Исковые требования мотивированы тем, что Паппинен А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Постановления администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №№ над истицей установлено попечительство в форме приемной семьи. ДД.ММ.ГГГГ истица была зачислена в отделение социальной реабилитации в стационарной форме (Петрозаводский городской округ) ГБУ СО РК «Центр помощи детям «Надежда». ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления в связи с совершеннолетием отчислена из отделения социальной реабилитации в стационарной форме (Петрозаводский городской округ) ГБУ СО РК «Центр помощи детям «Надежда». Мать истицы - Паппинен Л.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец истицы - Паппинен С.Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р., решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. В соответствии с уведомлением администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №№ истица признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истица просит обязать ответчика предоставить ей жилое помещение по договору специализированного найма.
В судебном заседании стороны не участвовали, ответчик в представленном отзыве исковые требования не признал.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии по обеспечению жильем, определены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В силу положений ст.8 названого закона лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу п.3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 16 апреля 2013 года №129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Государственными полномочиями Республики Карелия по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК, за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (ст. 4 данного закона). Ими же формируются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Как установлено, Паппинен А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Приказом Министерства социальной защиты РК №522-П от ДД.ММ.ГГГГ включена в обозначенный список. Согласно отзыву ответчика на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер – №.
Также установлено, что родители истицы решениями суда лишены родительских прав, на основании Постановления администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №№ над истицей установлено попечительство в форме приемной семьи. ДД.ММ.ГГГГ истица была зачислена в отделение социальной реабилитации в стационарной форме (Петрозаводский городской округ) ГБУ СО РК «Центр помощи детям «Надежда», отчислена ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления в связи с совершеннолетием. ДД.ММ.ГГГГ истица окончила ГАПОУ РК «Петрозаводский техникум городского хозяйства». Истица своего жилья в собственности либо в соцнайме не имеет.
Как указывалось выше, а также в силу ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия №921-ЗРК дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются в силу ст.4 Закона Республики Карелия №921-ЗРК государственными полномочиями Республики Карелия, в частности, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в ч.1 ст.3.1 Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в ч.1 ст. 3.1 Закона; по принятию решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок с лицами, указанными в ч. 1 ст. 3.1 Закона.
В целях установления и исполнения переданных государственных полномочий администрация Петрозаводского городского округа постановлением от 29.03.2013 №1206 утвердила Положение об осуществлении переданных государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.п.6,7 указанного Положения жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Петрозаводского городского округа, по нормам, установленным п.7 Положения. В качестве нормы предоставления площади жилого помещения при осуществлении переданных государственных полномочий применяются нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующие на территории Петрозаводского городского округа с учетом требований ст.58 ЖК РФ.
По смыслу указанных выше правовых норм жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться без неоправданных задержек после наступления предусмотренных законом оснований.
В соответствии с положениями ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В ходе судебного разбирательства установлено, что истица постоянно проживает на территории г.Петрозаводска. Принимая во внимание, что упомянутые выше нормативные правовые акты предусматривают предоставление жилого помещения по месту жительства лица, оставшегося без попечения родителей, истица имеет право на предоставление жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания или временного пребывания.
С учетом изложенного, названых норм, поскольку в отношении истицы не решен вопрос об обеспечении ее жилым помещением, суд считает необходимым обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в Петрозаводском городском округе.
При этом учитывается, что обязанность администрации Петрозаводского городского округа по обеспечению истицы жилым помещением возникла со дня ее включения в список и не может ставиться в зависимость от очередности списка лиц, имеющих аналогичные с истицей права на предоставление жилых помещений, а также от объемов финансирования указанной статьи расходов муниципального бюджета. В данном случае формирование списка носит обобщающий характер, имеющий общей целью отражение общего количества лиц определенной категории, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда, и нумерация лиц в указанном списке не является порядком очередности, в котором данные граждане подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истицы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа (ИНН 1001040505, ОГРН 1021000538481) предоставить Паппинен А. С. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л.Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 13.07.2022.