Дело №
УИД 26RS0№-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
30 мая 2022 года <адрес>
Предгорный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего, судьи - ФИО6
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – ФИО2,
с участием:
представителя процессуального истца – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда <адрес> в порядке заочного производства с использованием средств аудио-фиксации гражданское дело по исковому заявлению и.о. <адрес> ФИО4 к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>, ФИО1 о возложении обязанности,
установил:
И.о. <адрес> обратился в Предгорный районный суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>, ФИО1 о возложении обязанности.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в рамках проведенной проверки установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, границы зоны с особыми условиями использования территорий - памятника природы «Гора Лысая» внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости на зону с особыми условиями использования территорий (реестровый (учетный) номер зоны: 26:29-6.168 дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ), в границы особо охраняемой природной территории: памятник природы краевого значения «Гора Лысая» входят земельные участки с кадастровыми номерами 26:29:00000011895, 26:29:000000:11576.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11576, расположенный по адресу: <адрес>, в границах муниципального образования Этокский сельсовет, площадью 400001 кв.м, отнесен к категории земли сельскохозяйственного производства, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Правообладатель у данного земельного участка отсутствует.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11895, расположенный по адресу: <адрес>, в границах муниципального образования Этокский сельсовет, площадью 441888 кв.м, отнесен к категории - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Данный земельный участок находится в аренде у ФИО1, согласно заключенного договора аренды земельного участка в границах земель Предгорного муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (номер государственной регистрации 26:29:000000:11895-26/005/2017-2 от ДД.ММ.ГГГГ).
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровыми номерами 26:29:00000011895, 26:29:000000:11576, находящимся в границах памятника природы «Гора Лысая».
Министерство имущественных отношений ставропольского края, являясь распорядителем земельных участков с кадастровыми номерами 26:29:00000011895, 26:29:000000:11576, расположенных в границах памятника природы краевого значения «Гора Лысая» обязано принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
Указанные обязанности ответчиками не выполнены.
Обратившись в суд процессуальный истец просит возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Лысая» в границах земельных участков с кадастровыми номерами 26:29:00000011895, 26:29:000000:11576, в адрес Министерства имущественных отношений <адрес> и ФИО1. Возложить на Министерство имущественных отношений <адрес> обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения суда принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Лысая» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11576. Возложить на ФИО1 обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения суда принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Лысая» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:00000011895.
Участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Предгорного районного суда <адрес>, а также заказным письмом с уведомлением.
В судебном заседании старший помощник <адрес> ФИО3 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчики Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, Министерство имущественных отношений <адрес>, ФИО1 не явились, надлежащим образом были извещены о времени и месте судебного заседания. От Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в суд поступили письменные возражения.
Учитывая, что явка в судебное заседание является правом, а не обязанностью стороны, суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, в порядке заочного производства, относительно чего сторона процессуального истца не возражает.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле, согласно статей 59, 60, 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
На основании ч. 2 ст. 2 Закона № 33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
На основании ч. 4 указанной статьи особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Согласно ч. 10 ст. 2 Закона № 33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
В соответствии со ст. 3.1 указанного федерального закона населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.
Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П создан государственный природный заказник краевого значения «Бештаугорский». Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природной заказнике краевого значения «Бештаугорский» (далее – Положение).
Пунктом 26 Положения установлено, что на территории заказника расположен, в том числе, памятник природы краевого значения «Гора Лысая». Режим особой охраны территории памятника природы краевого значения соответствует режиму особой охраны территории заказника, установленному Положением.
Пунктом 11 Положения, на территории заказника установлен режим особой охраны государственного природного заказника «Бештаугорский», а соответственно, памятника природы «Гора Лысая».
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, границы зоны с особыми условиями использования территорий - памятника природы «Гора Лысая» внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 25, 28 Положения, на территории заказника (а соответственно, и памятника природы «Гора Лысая»), допускается использование земельных участков в соответствии с установленными для них целевым назначением и разрешенным использованием и с соблюдением режима особой охраны территории заказника, установленного Положением. Правообладатели земельных участков, а также физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в заказнике режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Использование памятника природы допускается в целях, не противоречащих установленному в его отношении режиму особой охраны:
научных (мониторинг состояния окружающей среды, изучение природных экосистем и их компонентов);
эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических троп, снятие видеофильмов, фотографирование);
рекреационных (транзитные прогулки);
природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных, а также условий формирования подземных минеральных вод).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости на зону с особыми условиями использования территорий (реестровый (учетный) номер зоны: 26:29-6.168 дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ), в границы особо охраняемой природной территории: памятник природы краевого значения «Гора Лысая» входят земельные участки с кадастровыми номерами 26:29:00000011895, 26:29:000000:11576.
В соответствии со ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11576, расположенный по адресу: <адрес>, в границах муниципального образования Этокский сельсовет, площадью 400001 кв.м, отнесен к категории - земли сельскохозяйственного производства, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Правообладатель у данного земельного участка отсутствует.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11895, расположенный по адресу: <адрес>, в границах муниципального образования Этокский сельсовет, площадью 441888 кв.м, отнесен к категории - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Данный земельный участок находится в аренде у ФИО1, согласно заключенного договора аренды земельного участка в границах земель Предгорного муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (номер государственной регистрации 26:29:000000:11895-26/005/2017-2 от ДД.ММ.ГГГГ).
Частью 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся. (п. 17 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ)
В силу положений ч.ч. 2, 3 ст. 27 Закона № ЗЗ-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11895, 26:29:00000011576, находящегося в границах памятника природы «Гора Лысая».
Министерство имущественных отношений <адрес>, являясь распорядителем земельных участков с кадастровыми номерами 26:29:000000:11895, 26:29:00000011576, расположенных в границах памятника природы «Гора Лысая» обязано принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
ФИО1, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11895, расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Лысая» обязан принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств указанные обязанности ответчиками не исполнены.
Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии ответчиками конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных наобеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы «Гора Лысая», сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы, - заключении охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Лысая».
С учетом изложенного, доводы истца подлежат удовлетворению, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчиков обязанности по направлению и принятию охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Лысая» в границах земельных участков с кадастровыми номерами 26:29:00000011895, 26:29:000000:11576.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковые требования и.о. <адрес> ФИО4 к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>, ФИО1 о возложении обязанности, - удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда обязанность направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Лысая» в границах земельных участков с кадастровыми номерами 26:29:00000011895, 26:29:000000:11576, в адрес Министерства имущественных отношений <адрес> и ФИО1.
Возложить на Министерство имущественных отношений <адрес> обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Лысая» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11576.
Возложить на ФИО1 обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Лысая» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:00000011895.
Копию заочного решения направить ответчику с уведомлением о вручении, разъяснив право подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых они не имели возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание принятого решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья «подпись» ФИО5ёва
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |