Дело № 2-2-393/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2022 года с. Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего Никулиной Л.Н. при секретаре судебного заседания Сверчковой И.М.
с участием заявителя прокурора Частинского района Королева А.Н.,
представителя заинтересованного лица администрации Частинского муниципального округа Пермского края Ефимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Частинского района, поданного в защиту интересов Российской Федерации, об установлении факта, имеющего юридическое значение,
установил:
прокуратурой Частинского района в июне 2022 года по информации Осинского лесничества ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» проведена совместная проверка исполнения законодательства о лесоустройстве на территории Частинского муниципального округа, по результатам которой установлено, что в кадастровом квартале № северо-западнее населенного пункта Пальники Частинского муниципального округа произрастает древесная растительность породы ель, сосна, береза и осина возрастом 75-80 лет, при этом имелись основания полагать о принадлежности указанного участка к землям лесного фонда. В целях подтверждения названного факта по запросу прокуратуры из ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» Осинское лесничество поступил ответ, из которого следует, что земельный участок, расположенный в кадастровом квартале № и находящийся северо-западнее населенного пункта Пальники Частинского муниципального округа согласно материалам лесоустройства Осинского лесничества за 2005 год не относится к землям лесного фонда, однако по данным лесоустройства 1991-1992 годов указанный земельный участок входил в состав лесных земель колхоза «Авангард» и относился к землям лесного фонда. Информация и документы, подтверждающие исключение указанного земельного участка из состава лесного фонда, отсутствуют. Кроме того, согласно представленным администрацией Частинского муниципального округа информации следует, что на указанном земельном участке имеются хвойные и лиственные деревья, представленные преимущественно елью и березой возрастом около 40 лет, при этом отсутствует информация о нахождении указанного земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения или иной категории. Использование указанного земельного участка в качестве земель сельскохозяйственного назначения при положительном решении о предоставлении данного земельного участка под сенокошение или под иные нужды в дальнейшем способно привести к тому, что вся древесная растительность на нем будет срублена и реализована, что нанесет непоправимый ущерб лесному фонду, флоре и фауне Частинского муниципального округа.
Поскольку администрация Частинского муниципального округа в силу ст.ст. 8, 84 ЛК РФ не вправе распоряжаться землями лесного фонда, которые находятся в составе лесного фонда, а ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края сведениями, на каких основаниях указанный земельный участок исключен из состава лесного фонда, не обладает, сложилась ситуация, при которой правовой статус данного земельного участка остается неопределенным. Вместе с тем имеются доказательства того, что указанный земельный участок ранее входил в состав лесного фонда (материалы лесоустройства за 1991-1992 годы) и в целях защиты прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации, а также в связи с особой значимостью лесного фонда для будущих поколений имеется необходимость установить (подтвердить) факт нахождения вышеназванного земельного участка в составе лесного фонда.
Заявитель - прокурор Частинского района Королев А.Н. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, дополнив, что необходимо восстановить лесной фонд, защитить интересы государства и неопределенного круга лиц, установить данный факт. Иным путем, как несудебным, решить вопрос не представляется возможным.
Представитель заинтересованного лица администрации Частинского муниципального округа Пермского края Ефимова О.А. с заявленными требованиями согласна, также указала, что установление данного факта позволяет исключить неопределенность судьбы земельного участка.
Заинтересованные лица - Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» своих представителей в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, в отзывах указали, что поддерживают заявленные требования прокурора Частинского района.
Заинтересованное лицо – Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу своего представителя в судебное заседание не направил, извещены надлежащим образом, ходатайств не имеется.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
На основании ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями и др.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 9 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах РФ и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством (ч. 6 ст. 101 ЗК РФ).
Согласно ст. 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются ст.ст. 120 - 123 ЛК РФ.
В соответствии со ст. 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли (ч. 1). К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие) (ч. 2). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие) (ч. 3). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (ч. 4).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса (ст. 7 ЛК РФ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Частинского района по информации Осинского лесничества ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» проведена совместная проверка исполнения законодательства о лесоустройстве на территории Частинского муниципального округа, по результатам которой установлено, что в кадастровом квартале № северо-западнее населенного пункта Пальники Частинского муниципального округа произрастает древесная растительность породы ель, сосна, береза и осина возрастом 75-80 лет, находится в границах лесного фонда, по данным лесоустройства 1991-1992 годов указанный земельный участок входил в состав лесных земель колхоза «Авангард» и относился к землям лесного фонда, однако на момент рассмотрения дела указанный участок к землям лесного фонда не относится. Информации о нахождении указанного земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения или иной категории нет (л.д. 7-19).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ колхоз «Авангард» исключен из ЕГРЮЛ как недействующий на основании решения от 3 июня 2016 года (л.д. 31-33).
Поскольку отсутствует информация о нахождении спорного земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения или иной категории, а также сведения об исключении земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, находящегося по адресу: Пермский край, Частинский муниципальный округ, северо-западнее населенного пункта Пальники, в восточной окраине деревни Полуденная, общей площадью 460477 кв.м из состава лесного фонда, в целях защиты прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации, а также в связи с особой значимостью лесного фонда для будущих поколений, в целях избежания дальнейших негативных последствий для Частинского муниципального округа суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд
решил:
установить факт нахождения земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 59:38:0600101, находящегося по адресу: Пермский край, северо-западнее населенного пункта Пальники, в восточной окраине деревни Полуденная (общая площадь участка 460477 кв.м) координаты точек:
№ Широта Долгота
1 57° 22’37.72205” 54° 42’50.16674”
2 57° 22’32.47300” 54° 43’03.50586”
3 57° 22’31.02388” 54° 43’03.66235”
4 57° 22’24.67252” 54° 42?46.91237”
5 57° 22’21.65994” 54° 42?43.93532”
6 57° 22’18.98292” 54° 42?44.13006”
7 57° 22’17.98560” 54° 42?47.14840”
8 57° 22?19.50783” 54° 43’01.65591”
9 57° 22?14.41624” 54° 43’07.78996”
10 57° 22?16.30590” 54° 43’21.03172”
11 57° 22?11.89669” 54° 43’22.78430”
12 57° 22?10.58443” 54° 43’21.22645”
13 57° 22?11.16183” 54° 43?17.72128”
14 57° 22?12.10666” 54° 43?17.62391”
15 57° 22?12.42160” 54° 43?16.45552”
16 57° 22?11.79171” 54° 43?15.09240”
17 57° 22?12.05417” 54° 43?13.24245”
18 57° 22?11.58175” 54° 43?10.80830”
19 57° 22?11.63424” 54° 43’09.83464”
20 57° 22?12.94650” 54° 43’07.98469”
21 57° 22?12.73654” 54° 43’05.74528”
22 57° 22?10.26949” 54° 43’04.38215”
23 57° 22?11.47677” 54° 42’58.63757”
24 57° 22?12.68405” 54° 42’57.76128”
25 57° 22?15.57103” 54° 43’01.16908”
26 57° 22?16.09594” 54° 43’00.00069”
27 57° 22?12.26413” 54° 42’55.13240”
28 57° 22?11.94918” 54° 42’53.47718”
29 57° 22?12.21164” 54° 42’51.72459”
30 57° 22?11.42428” 54° 42’51.82196”
31 57° 22?09.79707” 54° 42?51.04303”
32 57° 22?07.74994” 54° 42?54.25611”
33 57° 22?07.27752” 54° 42?47.05103”
34 57° 22?08.01239” 54° 42?43.35113”
35 57° 22’09.21967” 54° 42?40.33279”
36 57° 22’09.32466” 54° 42?36.92498”
37 57° 22’10.16450” 54° 42?32.54352”
38 57° 22’09.58711" 54° 42?24.94898”
39 57° 22?12.15915” 54° 42?29.42781”
40 57° 22?13.65747” 54° 42?29.16223”
41 57° 22?17.77564” 54° 42?26.50684”
42 57° 22’20.76760” 54° 42?22.51484”
43 57° 22’23.65458” 54° 42?18.81493”
44 57° 22’25.38677” 54° 42?14.92030”
45 57° 22’25.22930” 54° 42?14.04401”
46 57° 22’23.12967” 54° 42?13.65454”
47 57° 22’21.05560” 54° 42?14.72862”
48 57° 22’22.34232” 54° 42?10.44147”
49 57° 22’23.65458” 54° 42’07.13103”
50 57° 22?30.95077” 54° 42’02.84693”
51 57° 22’29.32356” 54° 42’09.66254”
52 57° 22’28.79866” 54° 42?18.81493”
53 57° 22?30.84579” 54° 42’26.40947”
54 57° 22?33.31284” 54° 42’29.13571”
55 57° 22?36.51477” 54° 42’30.30410”
56 57° 22?38.14198” 54° 42?34.78293”
57 57° 22?37.61707” 54° 42?41.40381”
58 57° 22?36.72473” 54° 42?48.12206”
в составе земель лесного фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Частые) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2022 года.
Судья Л.Н. Никулина