Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-214/2022 от 06.09.2022

Дело № 12-214/2022

Судья: Кириллова С.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

7 сентября 2022 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу гражданина <данные изъяты> Сарычева С.Б. на постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики <данные изъяты> Сарычева Станислава Борисовича,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 августа 2022 года гражданин Республики <данные изъяты> Сарычев С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Сарычев С.Б., просит отменить постановление судьи городского суда, вынести по делу справедливое решение.

В судебном заседании Сарычев С.Б. жалобу поддержал, просил удовлетворить. Указал на уважительность причин невыезда из Российской Федерации, поскольку с 2013 года состоит в браке с гражданкой Российской Федерации, имеет дочь, считает, что оспариваемое решение нарушает его право на уважение личной и семейной жизни, и в случае его исполнения он будет лишен возможности общения с супругой и дочерью. Также указывает, что был введен в заблуждение, поскольку в 2017 году ему сообщили, что разрешение на временное проживание аннулировано, он обращался в посольство и администрацию Президента РФ для урегулирования своего проживания на территории РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, выслушав пояснения Сарычева С.Б., поддержавшего жалобу, прихожу к следующему.

Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Из пункта 2 статьи 5 названного закона следует, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного указанным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением оговоренных данной нормой случаев.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 года и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 года законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 года включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» сроки временного пребывания иностранных граждан или постановки на учет по месту пребывания в Российской Федерации, которые истекают в период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года, приостанавливаются на указанный период.

В соответствии с пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Из протокола об административном правонарушении от 23 августа 2022 года следует, что 23 августа 2022 года в 13 час. 10 мин. при проверке соблюдения требований миграционного законодательства, по адресу: г<адрес>, выявлен гражданин Республики <данные изъяты> Сарычев с.Б., ДД.ММ.ГГГГ, незаконно находящийся на территории Российской Федерации, при проверке документов установлено, что Сарычев С.Б. въехал в Российскую Федерацию 23 марта 2017 года через КПП «...» (авто) в порядке, не требующем получения визы, и уклонился от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока возможного пребывания (срок пребывания истек 20 июля 2020 года).

Таким образом, Сарычеву С.Б. вменено нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.

Постановлением судьи городского суда Сарычев С.Б. привлечен к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что не имеет документов, подтверждающих право на пребывание в РФ.

Однако состоявшийся по делу акт законными признать нельзя.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.

Вместе с тем обстоятельства, приведенные судьей городского суда в данном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также установочная, мотивировочная части содержат противоречия относительно состава административного правонарушения.

В установочной части постановления приведено описания события административного правонарушения, выразившееся в том, что при проверке соблюдения требований миграционного законодательства по адресу: <адрес>, было выявлено, что Сарычев С.Б., являясь гражданином Республики <данные изъяты>, нарушил режим пребывания в Российской Федерации, въехал в Российскую Федерацию 23 марта 2017 года через КПП «...» (авто) в порядке, не требующем получения визы, не имеет документов, подтверждающих право на пребывание в РФ, что свидетельствует о том, что Сарычев С.Б. является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.

В описательно - мотивировочной части постановления судьи городского суда изложен вывод о том, что гражданин Республики <данные изъяты> Сарычев С.Б. въехал на территорию Российской Федерации 30 января 2010 года с целью осуществления трудовой деятельности и розыска родственников в г. Москве. С 2010 года по июль 2013 года находился в <данные изъяты>, на миграционном учете не состоял, периодически выезжал на родину. В г. <данные изъяты> состоял на миграционном учете в период с 19 июля 2013 года по 19 декабря 2014 года по месту пребывания: г<адрес>. 23 сентября 2013 года был оформлен патент для осуществления трудовой деятельности, который в последующем продлевался в установленные сроки до декабря 2014 года. 19 мая 2016 года обратился в УВМ МВД по Чувашской республике с заявлением о получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации на 3 года, разрешение выдано 17 ноября 2016 года сроком действия до 17 ноября 2019 года. 19 сентября 2013 года Сарычев С.Б. заключил брак с гражданкой ФИО1, в браке родилась дочь ФИО2 27 февраля 2016 года в республике <данные изъяты> Сарычев С.Б. получил новый национальный паспорт со сроком действия до 26 февраля 2026 года и в марте 2016 года приехал в Россию. Данный паспорт Сарычевым С.Б. был утрачен в апреле 2017 года в рп. ... области при неизвестных обстоятельствах. По факту утери паспорта гражданина Республики <данные изъяты> в органы МВД Сарычев С.Б. не обращался, указанное время находился на территории РФ без документов, удостоверяющих личность. В уполномоченные органы Республики <данные изъяты> с заявлением о выдаче нового национального паспорта гражданина <данные изъяты> не обращался. Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к выводу, что Сарычев С.Б. находился на территории Российской Федерации незаконно с 17 ноября 2019 года, что является нарушением требований ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, ст. 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ.

Таким образом, в мотивировочной части постановления судьи городского суда изложен вывод о том, что подтверждена вина указанного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который находится незаконно на территории РФ с 17 ноября 2019 года.

Между тем в протоколе об административном правонарушении Сарычеву С.Б. вменено уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении срока возможного пребывания, который истек 20 июля 2020 года.

Однако при рассмотрении данного дела судья городского суда установил, что Сарычев С.Б. не имеет документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, что не соответствует протоколу об административном правонарушении, вынесенному старшим инспектором ОИК УВМ МВД по Чувашской Республике.

Статьей 2 Федерального закона № 115-ФЗ определено, что под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (абзац 7 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В этой связи срок законного пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих действительные разрешения на временное проживание и вид на жительство в Российской Федерации, определяется сроком действия выданных документов (разрешения на временное проживание, вида на жительство в Российской Федерации).

Согласно справке врио заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике от 24 августа 2022 года решением МВД по Чувашской Республике от 17 ноября 2016 года Сарычеву С.Б. выдано разрешение на временное проживание сроком действия до 17 ноября 2019 года (л.д. 37).

Судья городского суда, делая в установочной части постановления вывод о том, что Сарычев С.Б. нарушил режим пребывания в Российской Федерации, въехал в Российскую Федерацию 23 марта 2017 года через КПП «...» (авто) в порядке, не требующем получения визы, и не имеет документов, подтверждающих право на пребывание в РФ, не учел, что Сарычев С.Б. имел разрешение на временное проживание, въехал на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Также установив в мотивировочной части постановления, что Сарычев С.Б. с 17 ноября 2019 года незаконно находится на территории Российской Федерации, судья не учел, что в протоколе об административном правонарушении указано, что срок его пребывания на территории Российской Федерации истек 20 июля 2020 года, в указанной части противоречия в части даты окончания срока пребывания Сарычева С.Б. на территории Российской Федерации не устранены, срок его возможного пребывания на территории РФ не установлен.

При этом должностное лицо, указывая в протоколе об административном правонарушении об истечении срока возможного пребывания - 20 июля 2020 года, не сослался на конкретный документ (разрешение на временное проживание, миграционную карту и т.д) и нормативный акт, которые бы свидетельствовали о нарушении Сарычевым С.Б. срока законного пребывания именно 20 июля 2020 года.

Указанным обстоятельствам судьей городского суда оценка не дана.

Таким образом, событие административного правонарушения, вмененного в вину Сарычеву С.Б., судьей надлежащим образом не установлено, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, судья признал его виновным и привлек к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение правонарушения административного правонарушения, которое ему, в данном случае, не вменялось.

Кроме того, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности. Изложенный подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в пункте 23.1 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать длительность проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 5-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года № 55-О).

Указанные обстоятельства должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, приведенные выше требования закона судом первой инстанции в данном случае не выполнены.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статьи 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей городского суда соблюдены не были.

Кроме того, следует отметить, что личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности иностранного гражданина (вопрос 7 Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)).

Такое заключение составляется по форме, утвержденной Приказом МВД России от 28.03.2017 № 154 (Приложение № 6 к Приказу), и содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина, месте его жительства, краткие биографические и иные сведения, фотографию.

В материалах дела имеется заключение об установлении личности иностранного гражданина Сарычева С.Б., в котором отсутствует фотография иностранного гражданина, что не соответствует форме, утвержденной приказом ФМС России от 28 марта 2017 г. № 154 (л.д. 18).

Постановление по делу об административном правонарушении в силу своей значимости как документа, порождающего права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, в обязательном порядке по форме и содержанию должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлечение к административной ответственности выражается в установлении субъекта административного правонарушения, всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определения меры ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку при производстве по делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, обжалуемый судебный подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики <данные изъяты> Сарычева Станислава Борисовича отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

12-214/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Сарычев Станислав Борисович
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Максимова И.А.
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
06.09.2022Материалы переданы в производство судье
06.09.2022Судебное заседание
07.09.2022Судебное заседание
13.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее