Дело № 5-344/2023
УИД: 22RS0003-01-2023-000318-03
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19 сентября 2023 года г.Бийск
Судья Бийского городского суда Алтайского края Блинова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Феникс» (далее – ООО «Феникс»), ИНН 2204085158, ОГРН 1172225043495, юридический адрес: Алтайский край, г.Бийск, ул.Льва Толстого, дом 111, офис 3,
по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении от 12 апреля 2023 года № 21, составленному государственным инспектором Новокузнецкого городского округа Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору Фроловой О.С., 12 апреля 2023 года в 16 часов 10 минут при проведении внепланового инспекционного визита в соответствии с решением о его проведении № 2303/7-42/42-В/РИВ от 24 марта 2023 года установлено, что ООО «Феникс» в зданиях, помещениях торгового центра «Разноторг» по адресу: 654000, Кемеровская область – Кузбасс, г.Новокузнецк, пр.Авиаторов, 13, нарушило обязательные требования пожарной безопасности в Российской Федерации, чем совершило повторное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление от 12 сентября 2022 года), что выразилось в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории значительного риска, а именно:
- не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из здания с составлением соответствующего протокола испытаний (подпункт «б» пункта 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479);
- число подъемов в одном марше между площадками (эвакуационная лестница 3-го типа правого крыла ТЦ «Разноторг») более 16 (фактически подъемов от 18 до 23) (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 4.4.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», пункт 1.90 СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»);
- торговый зал на 2-м этаже не имеет второго эвакуационного выхода (выход по открытой лестнице, соединяющей 1, 2, 3 этажи, ведущий в торговый зал на 1 этаж – не является эвакуационным) (пункт 1 части 1 статьи 6, часть 1 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 4.2.7 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», подпункт «г» пункта 22 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479);
- левое крыло (4 этаж): два эвакуационных выхода (торговый зал – мебельный магазин) расположены не рассредоточено (пункт 1 части 1 статьи 6, часть 10 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 4.2.16 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Действия ООО «Феникс» квалифицированы по части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель ООО «Феникс» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитник ООО «Феникс» Бородин С.Г. в судебном заседании пояснил, что законный представитель общества не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что лишило его права на защиту, возможности представления необходимых документов, объяснений по делу. В случае его надлежащего извещения от общества присутствовал бы уполномоченный представитель, который мог пояснить относительно мероприятий, осуществляемых юридическим лицом по устранению ранее выявленных нарушений. При этом Красильникова М.В. не является работником ООО «Феникс», она не была уполномочена представлять интересы общества при составлении протокола об административном правонарушении по данному делу, какую-либо информацию о производстве по делу директору общества не передавала.
Выслушав пояснения защитника ООО «Феникс» Бородина С.Г., изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом, или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно положениям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
В части 4 статьи 28.2 Кодекса определено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Системный анализ положений статей 25.4 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении 12 апреля 2023 года составлен в отсутствие законного представителя ООО «Феникс», в присутствии Красильниковой М.В., действующей на основании доверенности от 1 апреля 2023 года (л.д.42). При этом данная доверенность не содержит сведений о наделении Красильниковой М.В. полномочиями на представление интересов ООО «Феникс» в порядке Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ней отсутствует ссылка на то, что она выдана на участие в конкретном деле об административном правонарушении. Кроме того, данная доверенность выдана от имени бывшего директора ООО «Феникс» Бусовой Я.А., с которой расторгнут трудовой договор 12 июля 2021 года, а подписана директором общества Погудиным С.М., назначенным на должность 13 июля 2021 года.
При этом доказательств надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется. Копии почтовых квитанций, согласно которым 27 марта 2023 года почтовым отделением были приняты письма № 65401164030341, № 65401164030358 (л.д.30, 31), не свидетельствуют (в отсутствие описей вложения, реестров почтовых отправлений, сведений о присвоении данным письмам указанных почтовых идентификаторов) о том, что в данных почтовых отправлениях содержалось уведомление юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Более того, обращает на себя внимание тот факт, что согласно решению о проведении внепланового инспекционного визита от 24 марта 2023 года данное мероприятия было назначено на 12 апреля 2023 года. По итогам его проведения государственным инспектором Новокузнецкого городского округа Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору Фроловой О.С. был составлен протокол осмотра от 12 апреля 2023 года, согласно которому выявлен ряд нарушений, впоследствии указанных в составленном в то же день протоколе об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах на дату составления протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица не был осведомлен о вменяемом ему правонарушении и был лишен возможности реализовать право на защиту.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В соответствии с данными положениями направленный в Бийский городской суд административный материал был дважды возвращен должностному лицу (определением судьи от 10 мая 2023 года и определением судьи от 13 июля 2023 года) для надлежащего оформления с указанием в частности на отсутствие доказательств надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
С целью устранения данного нарушения должностным лицом 23 июня 2023 года было подготовлено уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (внесении изменений, уточнений), в котором было указано, что законному представителю ООО «Феникс» либо иному лицу, действующему на основании доверенности, необходимо прибыть 6 июля 2023 года для уточнения сведений и надлежащего оформления протокола от 12 апреля 2023 года.
6 июля 2023 года государственным инспектором Новокузнецкого городского округа Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору Фроловой О.С. вынесено определение об устранении ошибок и опечаток (уточнение) сведений, согласно которому ООО «Феникс» при уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (внесении изменений, уточнений) на 6 июля 2023 года была предоставлена доверенность от 1 апреля 2023 года на имя Красильниковой М.В.
Вместе с тем, то обстоятельство, что 23 июня 2023 года в адрес указанного юридического лица было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (внесении изменений, уточнений), а также то, что ООО «Феникс» была представлена новая доверенность на Красильникову М.В., не свидетельствует о надлежащем уведомлении законного представителя общества о составлении протокола об административном правонарушении 12 апреля 2023 года.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном деле об административном правонарушении. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия для участия в конкретном деле об административном правонарушении само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Учитывая изложенное, наличие общей доверенности, выданной Красильниковой М.В. сроком до 31 декабря 2023 года на представление интересов ООО «Феникс», не является доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку в доверенности отсутствует указание на участие представителя в конкретном деле об административном правонарушении.
Более того, в судебном заседании защитник общества Бородин С.Г. отрицал факт уведомления директора ООО «Феникс» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Пояснил, что Красильникова М.В. не является работником ООО «Феникс», она не была уполномочена представлять интересы общества при составлении протокола об административном правонарушении по данному делу. Данное обстоятельство лишило юридическое лицо права на защиту, возможности ознакомления с материалами дела, представления необходимых документов, объяснений по делу.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена.
Поскольку протокол об административном правонарушении, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, не является надлежащим доказательством по делу, в действиях ООО «Феникс» не может быть установлено наличие состава вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Феникс» подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л :
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Феникс» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья (подпись) Е.А. Блинова
«КОПИЯ ВЕРНА» Подпись судьи ______________ Е.А. Блинова Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Бийского городского суда Алтайского края ____________ Н.С. Попова «19 » сентября 2023 г. |
Справка:
Приговор (постановление, решение, определение)
в законную силу не вступил(о) «19» сентября 2023 г.
Судья: Е.А. Блинова
Подлинник (решения, приговора, определения, постановления) подшит в дело № 5-344/2023 Бийского городского суда Алтайского края УИД: 22RS0003-01-2023-000318-03 |