№ 2-1002/2012
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2012 года г.Давлеканово РБ
Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Антипова А.С.,
с участием прокурора Харчевникова Б.С.,
при секретаре Власенко М.Г.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан в интересах муниципального образования СП Имай-Кармалинский сельсовет МР Давлекановский район РБ к администрации СП Имай-Кармалинский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Давлекановского района РБ обратился в суд с заявлением муниципального образования СП Имай-Кармалинский сельсовет МР Давлекановский район РБ к администрации сельского поселения Имай-Кармалинский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ о признании бездействия, выразившегося в неисполнении представления прокуратуры Давлекановского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, а именно: утвердить план противодействия коррупции на 2012 - 2013 г.г., предусматривающий достижение конкретных результатов; принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок увольнения лиц, замещающих муниципальную должность в связи с утратой доверия; опубликовать (обнародовать) перечень должностей муниципальной службы, при замещении которые граждане обязаны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Давлекановского района в порядке контроля, а также на основании п. 2.2 постановления Межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции от 28.09.2012 проведена проверка соблюдения федерального законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции в сельском поселении Имай-Кармалинский сельсовет муниципального района, в ходе которой было установлено, что положения федерального законодательства органом местного самоуправления реализуются ненадлежащим образом. Согласно ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона профилактика коррупции осуществляется путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов; предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении и пр. Указом Президента РФ № 460 от 13.04.2010 в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" утверждена «Национальная стратегия противодействия коррупции». Реализация Национальной стратегии противодействия коррупции осуществляется путем обеспечения участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции; повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции; совершенствования системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования; устранения коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами: при формировании и исполнении бюджетов всех уровней; путем решения кадровых вопросов; в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; путем оперативного приведения правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов; в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции. Указом Президента Российской Федерации № 297 от 13.03.2012 утвержден «Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 гг.», которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления указано на необходимость активизировать деятельность советов по противодействию коррупции; усилить работу подразделений кадровых служб указанных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений; руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденным настоящим Указом, внести до 1 мая 2012 г. в планы по противодействию коррупции соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами, в том числе с привлечением институтов гражданского общества. В нарушение приведенных положений действующего законодательства в ходе проведенной проверки было установлено, что в сельском поселении Кидрячевский сельсовет план противодействия коррупции с учетом требований Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 гг., предусматривающий достижение конкретных результатов не утвержден.
Также органом местного самоуправления ненадлежащим образом осуществляется правовое регулирование в рассматриваемой области. В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, замещающее муниципальную должность подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является; непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществления лицом предпринимательской деятельности; вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Порядок увольнения в связи с утратой доверия муниципального служащего определяется муниципальным нормативным правовым актом. В нарушение изложенных требований нормативный правовой акт, регулирующий порядок увольнения лиц, замещающих муниципальную должность в связи с утратой доверия в органе местного самоуправления до настоящего времени не принят. Кроме того, Федеральным законом № 329-ФЗ от 21.11.2011 в Федеральный закон № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе» были внесены изменения (ч. 6 ст. 15) в соответствии с которыми проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. При этом, Положение о порядке проведения проверок достоверности представленных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное постановлением главы администрации сельского поселения Имай-Кармалинский сельсовет в соответствие с указанным нормативным правовым актом не приведено. Также, органом местного самоуправления в нарушение ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) не приняты меры к опубликованию (обнародованию) перечня должностей муниципальной службы, при замещении которых граждане обязаны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. По указанным основаниям ДД.ММ.ГГГГ прокурором Давлекановского района на имя главы администрации сельского поселения было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.2002 года представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Вопреки приведенным положениям закона, нарушения указанные в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения Имай-Кармалинский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ до настоящего времени не устранены. Допущенные нарушения противоречат принципу законности в деятельности органа местного самоуправления, снижают эффективность проводимой политики в сфере противодействия коррупции.
В ходе судебного заседания прокурор Харчевников Б.С. отказался от иска, заявил ходатайство о прекращении производства по данному гражданскому делу в связи с тем, что спор разрешен во внесудебном порядке.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Имай-Кармалинский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ в судебное заседание не явился, по неизвестным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора Харчевникова Б.С., исследовав материалы дела, суд находит ходатайство о прекращении производства по делу подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ч.2 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Ходатайство прокурора о прекращении производства по делу, в соответствии с требованиями ст.173 ГПК РФ занесено в протокол судебного заседания и им подписано, ему разъяснены последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.ст.220-221 ГПК РФ.
Согласно абз.4 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Поскольку отказ прокурора не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд принимает его отказ от иска.
При этом суд учитывает то, что от других лиц исковых требований по данному делу не поступало.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45, 173, 220-221, 224-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан в интересах муниципального образования СП Имай-Кармалинский сельсовет МР Давлекановский район РБ к администрации сельского поселения Имай-Кармалинский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения прекратить в связи с отказом истца от иска.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, не допускается.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд РБ, через Давлекановский районный суд РБ, в течение 15 дней.
Судья: подпись