УИД 61RS0018-01-2022-002872-61
№ 2-1954/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2022 года г. Миллерово
Ростовская область
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Терновой Т.А.,
при секретаре Иржигитове М.Т.,
с участием представителя истца Чайка М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации, в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги», к Гармаш А.А. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд,
У С Т А Н О В И Л:
Российская Федерация, в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги», обратилась в суд с исковым заявлением к Гармаш А.А. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд.
В обоснование иска истец указал, что Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет реализацию проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснордар-Новороссийск. Комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км. № в <адрес>», на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск. Комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км. № в <адрес>», а также на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 145-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N145-ФЗ).
При этом частью 2 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N145-ФЗ установлены следующие полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании:
1) обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
1.1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);
5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной кампании;
6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных у участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (ч.1 ст. 279 ГК РФ).
Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения в соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.3 ст.279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - ходатайство об изъятии), с которыми уполномоченные органы исполнительной власти вправе обратиться в организации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 1-2 ст. 56.4 ЗК РФ).
Организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществлять деятельность по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения входят в перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442.
В силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 145-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ государственная компания осуществляет правомочия собственника в отношении автомобильной дороги М-4 «Дон».
Как следует из п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, оно осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В силу п.1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 173 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Федеральное дорожное агентство является, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственные услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 374 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) закреплено, что Федеральное дорожное агентство осуществляет, в том числе следующие полномочия:
- принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервирования земель для указанных целей ((п.п. 5.4.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 83, в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153));
- принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения ((п.п. 5.4.1(2) введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 83).
Согласно документации по планировке территории, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ №-р, а также №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в границы комплексного обустройства объекта попадает часть земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №.
В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства №-р от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., с целью обеспечения реализации проекта подлежит изъятию для нужд Российской Федерации.
Указанный земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности Гармаш А.А., что соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством ( п.5 ст. 279 ГК РФ).
В соответствие с п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ, правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О почтовой связи», предусмотренного пп. 3 п. 10 настоящей статьи заказного письма.
В соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства Государственная компания письмом №-РФ от ДД.ММ.ГГГГ уведомила ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив ДД.ММ.ГГГГ копию Распоряжения ФДА №-р от ДД.ММ.ГГГГ и схему расположения земельного участка в кадастровом плане в адрес заказным письмом, что подтверждается квитанцией об отправке с описью вложения №.
Наряду с этим письмом Государственная компания предложила ответчику предоставить документы, требуемые для реализации процедуры изъятия недвижимости.
Указанное уведомление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении с почтовым идентификатором №.
В соответствии с требованиями законодательства Государственная компания письмом от ДД.ММ.ГГГГ направила ответчику письмо №-РФ от ДД.ММ.ГГГГ с проектом соглашения об изъятии указанного земельного участка вместе с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, идентификатор почтового отправления №. Настоящее уведомление также получено адресатом. При этом, проект соглашения ответчиком подписан не был.
Ответчиком письмо с проектом соглашения и отчетом об оценке получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления №. В течение 45 дней с указанной даты в адрес Государственной компании от ответчика не поступило подписанного соглашения об изъятии недвижимости.
В связи с чем, истец просил суд: Изъять у Гармаш А.А. для государственных нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, с предоставлением на банковский счет ответчика возмещения за изымаемый земельный участок в размере <данные изъяты> копеек.
В ходе рассмотрения гражданского дела, судебное заседание назначено на ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик Гармаш А.А. в судебное заседание не явился. Уведомлен о дате и времени проведения судебного разбирательства надлежащим образом, о чем свидетельствует отчет об отслеживании судебной корреспонденции (л.д. 109), согласно которому, направленная в адрес ответчика судебная повестка возвращена отправителю, в связи с неудачной попыткой вручения. При этом адрес, по которому ответчику направлялась судебная повестка, является адресом его регистрации, что подтверждается адресной справкой. Об уважительности неявки Гармаш А.А. не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении рассмотрения дела. Не получение ответчиком почтового отправления с судебной повесткой на ДД.ММ.ГГГГ суд расценивает как его отказ от получения судебной повестки, поскольку ответчик, не явившись в почтовое отделение за адресованной ему корреспонденцией, таким образом, выразил свое волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на участие в судебном разбирательстве.
Пункт 1 ст. 165.1 ГК РФ устанавливает общее правило, в силу которого заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из разъяснений, изложенных в п.63 и 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 следует, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом, необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором пункта 63 Постановления, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Бремя доказывания факта-направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
При таких обстоятельствах не получение ответчиком почтового отправления с судебной повесткой на ДД.ММ.ГГГГ суд расценивает как его отказ от получения повестки, что в силу требований ч.2 ст.117 ГПК РФ, считается надлежащим уведомлением.
С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд иск удовлетворить в полном объеме. Пояснила суду, что вся процедура изъятия земельного участка, принадлежащего Гармаш А.А., ними соблюдена, размер рыночной стоимости, который был определен оценочной организацией ООО «Межевой земельный центр», не вызывает сомнений, поскольку ООО «Межевой земельный центр» выполняет работы по оценке земельных участков не один год.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Из материалов гражданского дела следует, что Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет реализацию проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснордар-Новороссийск. Комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км. № в <адрес>», на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск. Комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км. № в <адрес>», а также на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 145-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N145-ФЗ.
В том числе, в соответствие с частью 2 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N145-ФЗ, установлены следующие полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании:
1) обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
1.1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);
5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной кампании;
6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных у участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (ч. 1 ст. 279 ГК РФ).
Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения в соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.3 ст.279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти вправе обратиться в организации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 1-2 ст. 56.4 ЗК РФ).
Организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществлять деятельность по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входят в перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442.
Как следует из п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, оно осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 173 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственные услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 374 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) закреплено, что Федеральное дорожное агентство осуществляет, в том числе следующие полномочия:
- принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервирования земель для указанных целей ((п.п. 5.4.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 83, в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153));
- принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения ((п.п. 5.4.1(2) введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 83).
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством ( п.5 ст. 279 ГК РФ).
В соответствие с п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О почтовой связи», предусмотренного пп. 3 п. 10 настоящей статьи заказного письма.
Как определено п. 6 ст. 279 ГК РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу п. 9 ст. 56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии. Либо правообладатель вправе направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В соответствии с п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено п. 7 настоящей статьи.
Если сообщение поступило адресату, но не было ему вручено или он с ним не ознакомился по причинам, которые от него не зависят, оно все-равно считается доставленным, согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, в частности, когда письмо было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи, поскольку адресат уклонился от его получения (п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25).
Пунктом 2 статьи 282 ГК РФ и пунктом 10 статьи 56.10 ЗК РФ установлено, что, если правообладатель земельного участка не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
Как следует из п. 4 ст. 281 ГК РФ, принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. В случае принудительного изъятия, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются судом (п. 6 ст. 279 ГК РФ).
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (п. 2 ст. 281 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных рассматриваем статьей.
В соответствие с п.п.. 3 п. 3 ст. 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с досрочным прекращением договора аренды земельного участка договора безвозмездного пользования земельным участком, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.
Согласно документации по планировке территории, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ №-р, а также №-р от ДД.ММ.ГГГГ принятым Распоряжением об изъятии, в зону планируемого размещения полосы отвода автомобильной дороги попадает часть земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала № (л.д.28-29, 33).
В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства №-р от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок с целью обеспечения реализации проекта подлежит изъятию для нужд Российской Федерации.
Земельный участок принадлежит на праве собственности Гармаш А.А., что подтверждается сведениям, содержащимся в ЕГРН (л.д.40 -45).
В порядке, предусмотренном ст. 56.10 ЗК РФ, Государственная компания заказным письмом с описью вложения № от ДД.ММ.ГГГГ направила ответчику письмо №-РФ от ДД.ММ.ГГГГ с распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск. Комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км. № в <адрес>». Наряду с этим письмом Государственная компания предложила ответчику предоставить документы, требуемые для реализации процедуры изъятия недвижимости
Ответчиком письмо получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении с почтовым идентификатором №.
В соответствии с требованиями законодательства Государственная компания письмом от ДД.ММ.ГГГГ направила ответчику письмо №-РФ от ДД.ММ.ГГГГ с проектом соглашения об изъятии указанного земельного участка вместе с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, идентификатор почтового отправления №. Настоящее уведомление также получено адресатом. При этом, проект соглашения ответчиком подписан не был.
Таким образом, оценив все предоставленные сторонами доказательства в совокупности, приходит к выводу, что истцом соблюдена процедура изъятия земельного участка у собственника для государственных нужд.
Решая вопрос о выкупной цене за изымаемый земельный участок, суд считает, что представленный истцом Отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненный ООО «Межевой земельный центр» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, является допустимым доказательством, так как, по мнению суда, Отчет соответствует требованиям, установленным Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Отчет об оценке является мотивированным и обоснованным, в отчете подробно изложенные качественные и количественные характеристики земельного участка, подлежащего изъятию, подходы, используемые оценщиком при оценке рыночной стоимости. Методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода определена стоимость земельного участка. Согласование результатов оценки недвижимости и отражение его результатов в отчёте об оценке осуществлялось в соответствии с требованиями ФСО № и ФСО № (ФСО № п.26). Оснований для сомнения в правильности подобранных аналогов и применении корректировок при расчёте их рыночной стоимости у суда не имеется.
В силу требований ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13 «О применении норм ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» указал, что исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, необходимо в ходе судебного разбирательства исследовать каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости (ст. ст. 59, 60 ГПК РФ).
Своей неявкой в судебное заседание ответчик лишил себя возможности дать объяснения в судебном заседании по заявленным исковым требованиям, равно как и представить возражения по иску, если таковые имелись.
Изложенные истцом в исковом заявлении факты суд принимает в качестве доказательств, так как они подтверждаются материалами дела и не опровергнуты ответчиком.
В соответствие со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец в соответствии со ст. 336.36 НК РФ освобождён от уплаты государственной пошлины, с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь, ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Гармаш А.А. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд удовлетворить в полном объеме.
Изъять у Гармаш А.А. для государственных нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, с предоставлением на банковский счет ответчика возмещения за изымаемый земельный участок в размере <данные изъяты> копеек.
Взыскать с Гармаш А.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в месячный срок, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме будет изготовлено 16.12.2022 года, после чего может быть получено сторонами.
Судья Миллеровского районного суда
Ростовской области Т.А.Терновая
Решение в окончательной форме
изготовлено 16.12.2022 года.