Дело №2-336/2022
УИД: <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2022 г. село Яшалта
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего – судьи Лиджиева М.А.,
при секретаре – Карагодиной Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности привести официальный сайт в соответствие с законодательством о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным исковым заявлением к администрации Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Администрация Эсто-Алтайского СМО РК, Администрация) мотивировав тем, что прокуратурой Яшалтинского района РК проведена проверка соблюдения администрацией законодательства в сфере противодействия коррупции, по итогам которой установлено, что на официальном сайте администрации Эсто-Алтайского СМО РК в сети «Интернет» <данные изъяты> в разделе «Противодействия коррупции» подразделы: «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействие коррупции»; «Антикоррупционная экспертиза»; «Методические материалы»; Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения»; «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулирования конфликта интересов (аттестационная комиссия)»; «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» размещены не последовательно, чем нарушен пункт 6 Требований к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденных Приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530н. В нарушение пунктов 8,9 Требований подраздел «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействие коррупции» наполнен не полностью, отсутствуют гиперссылки для последовательного перехода на официальный Интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). Выявленные нарушения ограничивают права неопределенного круга лиц на доступ к информации, обязательной к размещению, что противоречит основополагающим направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а именно по обеспечению доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд возложить на Администрацию Эсто-Алтайского СМО РК обязанность устранить допущенные нарушения, разместив указанные подразделы на официальном сайте Администрации в соответствии с требованиями законодательства в сфере противодействие коррупции.
В судебном заседании прокурор Очиров Э.С. исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Глава Администрации Эсто-Алтайского СМО РК Манджиков А.К. просил рассмотреть дело без его участия, признав заявленные исковые требования прокурора.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ) настоящий Закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Противодействие коррупции представляет собой деятельность органов местного самоуправления по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (часть 2 статьи 1 названного Закона).
К основанным принципам противодействия коррупции относится публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 3 ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Требованиями пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Во исполнении подпункта «а» пункта 6 Указа Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 07.10.2013 № 530н утверждены требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального Банка РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций созданных на основании федеральных законов (далее – Требования). Данные требования установлены в целях обеспечения открытости мер по противодействию коррупции.
В соответствии со статьей 34 Устава Эсто-Алтайского СМО РК, принятого решением Собрания депутатов Эсто-Алтайского СМО РК от <данные изъяты> № <данные изъяты> администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Калмыкия.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения в деятельности администрации Эсто-Алтайского СМО РК требований законодательства в сфере противодействия коррупции.
По результатам проведенного мониторинга наполняемости подраздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте администрации Эсто-Алтайского СМО РК – <данные изъяты> прокурором района, выявлено, что ведение подраздела «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействие коррупции» не соответствует пунктам 8,9 Требований, утвержденных Приказом Минтруда России от 07 октября 2013 года № 530н, поскольку отсутствует гиперссылки для последовательного перехода на официальный Интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), а также раздел «Локальные нормативные акты по вопросам противодействия коррупции» с приложенными документами в формате, предусмотренном пунктом 9 Требований, что подтверждается скриншотами страниц сайта с сети «Интернет», а также актом осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ года.
Так, в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Требований Подраздел «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» должен содержать список гиперссылок действующих федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции для последовательного перехода на официальный Интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). Список гиперссылок должен быть структурирован по видам нормативных правовых актов: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации; иные нормативные правовые акты.
Пунктом 9 Требований установлено, что нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции (далее - нормативные и иные акты), указанные в подпункте «б» пункта 8 настоящих требований, размещаются в виде текста в формате (в одном или нескольких из следующих форматов:. DOC,. DOCX,. RTF,. PDF), обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»). Нормативные и иные акты могут дополнительно размещаться в графическом формате в виде графических образов их оригиналов («графический формат»).
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела, официальный сайт содержит ссылку на раздел «Противодействие коррупции», при переходе по которой открывается окно, содержащее подразделы, предусмотренные пунктом 6 Требований. При это, последовательность расположения подразделов не соответствует последовательности указанной в названном пункте.
После перехода в подраздел «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» отображается список, ссылок на акты, входящих в названный раздел, в соответствии с которым администрацией осуществляется правовое регулирование в сфере противодействия коррупции.
Вместе с тем, подразделы «Иные нормативные правовые акты», «Постановления Правительства Российской Федерации» не имеет наполнений, содержащих последовательный переход на официальный Интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), чем не соблюден подпункт «а» пункта 8 Требований.
Кроме того, подразделы Федеральные законы и Указы Президента Российской Федерации имеют лишь один нормативный правовой акт.
При этом, последовательность размещения указанных разделов не соответствует иерархичности нормативных правовых актов, предусмотренных подпунктом «а» пункта 8 Требований.
Подпункт «б» пункта 8 Требований определяет наличие в подразделе «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» списка гиперссылок нормативных правовых актов и иных актов (локальных нормативных актов) по вопросам противодействия коррупции с приложением файлов, содержащих полный текст акта, перечень которых указан в названном подпункте.
Между тем, данный подраздел «Локальные нормативные правовые акты» с приложенными файлами отсутствует.
Таким образом, администрация Эсто-Алтайского СМО РК, являясь органом местного самоуправления, в нарушение положений действующего законодательства о противодействии коррупции осуществила размещение на официальном сайте раздела «Противодействие коррупции», с нарушением Требований, утвержденных Приказом Минтруда России от 07 октября 2013 года № 530н, тем самым не обеспечила открытость для неопределенного круга лиц информации о принимаемых органом мерах в сфере противодействия коррупции.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения на момент рассмотрения дела судом устранены в полном объеме, ответчиком суду не представлено в материалах дела не имеется.
В свою очередь, наличие выявленных в ходе проверки нарушений, не только указывает на ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления законодательства в сфере противодействия коррупции, но и свидетельствует об ограничении доступа неопределенного круга лиц к информации о принимаемых органом мерах в сфере противодействия коррупции.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса интересов сторон.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» даны разъяснения о том, что при установлении срока установленного частью 2 статьи 206 ГПК РФ, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению и объема совершенных на настоящее время ответчиком действий, находит обоснованным установить срок – два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░), ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 07.10.2013 №530░:
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░: «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»; «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░»; «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»; ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░»; «░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»; «░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░)»; «░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░»;
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (www.pravo.gov.ru); ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.