Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-623/2023 ~ М-560/2023 от 28.08.2023

Дело № 2-623\2023

УИД :05 RS0007-01-2023- 000799-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2023 года сел. Ботлих

Ботлихский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующей судьи Омаровой Ш.М.,

при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-623\2023 по иску прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 ИНН 050601851086, ОГРНИП о признании незаконной и о приостановлении деятельности автозаправочной станции «Оригинал», расположенной по адресу: <адрес>, и об обязании устранить нарушения законодательства пожарной безопасности, санитарно- эпидемиологического законодательства, промышленной безопасности опасных производственных объектов, Свода Правил 62.13330.2011 к минимальным расстояниям подземных и наземных газопроводов до зданий и сооружений,

Установил :

<адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 ИНН 050601851086, ОГРНИП о признании незаконной и о приостановлении деятельности автозаправочной станции «Оригинал», расположенной по адресу: <адрес>, и об обязании устранить нарушения законодательства пожарной безопасности, санитарно- эпидемиологического законодательства, промышленной безопасности опасных производственных объектов, Свода Правил 62.13330.2011 к минимальным расстояниям подземных и наземных газопроводов до зданий и сооружений, мотивируя свои исковые требования следующим.

<адрес> по поручениям Прокуратуры
Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистами ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес>, ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД по <адрес> (далее - ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС РФ), мастерской группы в <адрес> ЭГС (далее - ЭГС) и инспектора Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> (далее - Ростехнадзор), а также сотрудниками ОМВД России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, санитарно- эпидемиологического законодательства, промышленной безопасности опасных производственных объектов, ГОСТа СП 62.13330.2011 к минимальным расстояниям подземных и наземных газопроводов до зданий и сооружений автомобильными заправочными станциями, расположенными на поднадзорной территории.

Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО2, ИНН 050601851086, ОГРНИП , на земельном участке, расположенном по адресу: Республики Дагестан, <адрес>, осуществляет автозаправочную деятельность в нарушение требований пожарной безопасности и санитарно-гигиенического, а именно:

- в нарушение ч. 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует система пожарной сигнализации

в нарушение п.54 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, не представлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты ;

в нарушение п.384 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, пролитые нефтепродукты не засыпаются песком или не удаляются специально предусмотренными для этого адсорбентами

-в нарушение п.389 Правил противопожарного режима утвержденные постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ автозаправочная станция не оснащена первичными средствами пожаротушения в соответствии с правилами противопожарного режима (не менее двух передвижных огнетушителей)

- в нарушении Приложения Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, пожарный шит не укомплектован

- в нарушение пункт 8.49 СП156.13130.2014 Свода правил станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности отсутствует противопожарный водоисточник ;

- в нарушении Таблицы 5 СП156.13130.2014 Свода правил станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности противопожарное расстояние от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АЗС до автомобильной дороги не соответствует требованиям

В нарушение статьи 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ не представлена декларация о пожарной безопасности

В нарушение п. 2 Правила противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ журнал инструктажей не ведется ;

-в нарушение п.6.21 СП156.13130.2014 Свод правил станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности пункт отсутствуют дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;

-в нарушение п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара

В нарушение п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ;

В нарушение п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования ;

-в нарушение п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы

-в нарушение 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствует система заземления МАЗС ;

-в нарушение п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» МАЗС не оборудована молниезащитой в соответствии с ПУЭ.

в нарушение п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности ;

в нарушение п. 6.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход из здания операторской на расстоянии более 15 м. или в противоположную сторону от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости ;

- в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» руководителем не обеспечено наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон;

в нарушение п. 5, п. 8 таблицы 6, п. 8.4 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» расстояние от раздаточной колонки СУГ до площадки для АЦ СУГ и наружных установок перекачивания СУГ менее 20 метров (фактическое расстояние 11 метров) ;

-в нарушение п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования ;

в нарушение п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные Требования пожарной безопасности», статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее- СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м

-в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») руководитель не обеспечил наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон;

В нарушение п. 7.7 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на боковых поверхностях ограждающих конструкций резервуаров контейнеров хранения топлива, не расположена полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо

В ходе обследования автозаправочной станции специалистами ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> выявлены следующие нарушения санитарного законодательства, а именно:

не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет - 30 м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

-не представлен заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);

-не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);

-не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля (ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);

-отсутствует уголок потребителя (статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»);

-не представлен договор на вывоз твердых коммунальных отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);

не представлена программа производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда").

В ходе обследования автозаправочной станции инспектором Ростехнадзора, выявлены следующие нарушения санитарного законодательства, а именно:

-клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий (п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ );

отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) манометра установленного на сосуде СУГ п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. )

перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования (п. ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. М 530);

не заключён договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

-не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции. (Отсутствует электромагнитный клапан) (п. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от15.12.2020г. 53).

-не проведена проверка параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка (п. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.62 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ );

-при эксплуатации ОПО допущено отклонение от проектной документации, выразившееся в установке дополнительного резервуара надземного в котором находится СУГ (п. ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» от ДД.ММ.ГГГГ).

Указанное подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ №ИВ-191-4-17-102, составленной ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС РФ, Актом ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> от 21.08.2023г. и справкой государственного инспектора Ростехнадзора от 23.08.2023г., по результатам проверки, а также материалами проверки.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу требований ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

Согласно ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Допущенные нарушения в виду несоблюдения правил пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что категорически недопустимо.

В соответствии с ч. 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст.27 и п 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В судебное заседание пом. прокурора <адрес> РД не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствии ввиду занятости и просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика –индивидуального предпринимателя ФИО5 не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения данного дела, что подтверждается материалами дела,о причинах неявки суд не уведомил, ранее в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> РД признал частично, пояснив суду, что выявленные нарушения ответчиком были частично устранены, кроме того, устранить остальные нарушения ответчик не имеет возможности при обстоятельствах, что в отношении автозаправочной станции вынесено определение о принятии обеспечительных мер, в соответствии с которыми автозаправочная деятельность приостановлена. Чтобы устранить некоторые нарушения, необходимо снять обеспечительные меры. Поэтому просит отказать в удовлетворении иска прокурора <адрес> РД к ИП ФИО2 отказать

Неявка лица, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве

При этих обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии ответчика по правилам статьи 167 ГПК РФ

Исследовав письменные доказательства по делу, и оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу требований ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Статьей 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ установлены права граждан в области пожарной безопасности, а именно право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.

Требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств, установлены Приказом МЧС России от от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности"».
Названный свод правил установил общие требования, дополнительные требования к АЗС жидкого моторного топлива, а также дополнительные требования к АЗС с наличием газового моторного топлива..1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.

Согласно ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под промышленной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Частью 2 ст. 3 вышеназванного ФЗ, предусмотрены требования промышленной безопасности, которые должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Как следует из ст. 2 данного ФЗ, опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.
Согласно п\п. «в» п. 1 Приложения «Опасные производственные объекты» к ФЗ ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 «Классификация опасных производственных объектов» к настоящему Федеральному закону количествах (I класс опасности – 2000т и более, II класс – 200 и более, но менее 2000 т, III класс – 20 и более, но менее 200т, IV класс – 1т и более, но менее 20т) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно п.п. «а» п. 2 Приложения «Опасные производственные объекты» к ФЗ ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).

Согласно п. 5 Приложения 2 «Классификация опасных производственных объектов», для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 Приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более; 2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Согласно ст. 9 указанного ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана, в числе прочего, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, принятыми и введенными в действие приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 229, требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ( далее- Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ) законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус".

В соответствии с п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03)требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В соответствии со статьей 1 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 29н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Свод Правил 62.13330.2011»Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» (с изменениями , 2) устанавливает требования, соответствующие целям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 870, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с п. 17 Приложения «В» к СП 62.13330.2011 минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до зданий и сооружений составляет 20 м.

Согласно Выписке из ЕГРИП и другим материалам дела ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе (ИНН 050601851086, ОГРНИП ), основной его деятельностью торговля розничная моторными топливом в специализированных магазинах, является собственником АЗС « Оригинал », расположенной по адресу: РД, <адрес>, где он занимается реализацией бензина и сжиженного газа

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес> Республики Дагестан по поручениям Прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистами ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес>, ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД по <адрес> (далее - ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС РФ), мастерской группы в <адрес> ЭГС (далее - ЭГС) и инспектора Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> (далее - Ростехнадзор), а также сотрудниками ОМВД России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, санитарного законодательства, промышленной безопасности опасных производственных объектов, ГОСТа СП 62.13330.2011 к минимальным расстояниям подземных и наземных газопроводов до зданий и сооружений автомобильными заправочными станциями, расположенными на поднадзорной территории.

Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО2, ИНН 050601851086, ОГРНИП ,, на земельном участке, расположенном по адресу: Республики Дагестан, <адрес> осуществляет автозаправочную деятельность в нарушение требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, также ГОСТа СП 62.13330.2011 к минимальным расстояниям подземных и наземных газопроводов до зданий и сооружений, а именно:

- в нарушение ч. 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует система пожарной сигнализации

в нарушение п.54 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, не представлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты ;

в нарушение п.384 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, пролитые нефтепродукты не засыпаются песком или не удаляются специально предусмотренными для этого адсорбентами

-в нарушение п.389 Правил противопожарного режима утвержденные постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ автозаправочная станция не оснащена первичными средствами пожаротушения в соответствии с правилами противопожарного режима (не менее двух передвижных огнетушителей)

- в нарушении Приложения Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, пожарный шит не укомплектован

- в нарушение пункт 8.49 СП156.13130.2014 Свода правил станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности отсутствует противопожарный водоисточник ;

- в нарушении Таблицы 5 СП156.13130.2014 Свода правил станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности противопожарное расстояние от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АЗС до автомобильной дороги не соответствует требованиям

В нарушение статьи 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ не представлена декларация о пожарной безопасности

В нарушение п. 2 Правила противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ журнал инструктажей не ведется ;

-в нарушение п.6.21 СП156.13130.2014 Свод правил станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности пункт отсутствуют дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;

-в нарушение п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара

В нарушение п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ;

В нарушение п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования ;

-в нарушение п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы

-в нарушение 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствует система заземления МАЗС ;

-в нарушение п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные.Требования пожарной безопасности», статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» МАЗС не оборудована молниезащитой в соответствии с ПУЭ.

в нарушение п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности ;

в нарушение п. 6.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход из здания операторской на расстоянии более 15 м. или в противоположную сторону от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости ;

- в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» руководителем не обеспечено наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон;

в нарушение п. 5, п. 8 таблицы 6, п. 8.4 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» расстояние от раздаточной колонки СУГ до площадки для АЦ СУГ и наружных установок перекачивания СУГ менее 20 метров (фактическое расстояние 11 метров) ;

-в нарушение п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования ;

в нарушение п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные Требования пожарной безопасности», статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее- СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м

-в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») руководитель не обеспечил наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон;

В нарушение п. 7.7 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на боковых поверхностях ограждающих конструкций резервуаров контейнеров хранения топлива, не расположена полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо

В ходе обследования автозаправочной станции специалистами ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> выявлены следующие нарушения санитарного законодательства, а именно:

не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет - 30 м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

-не представлен заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);

-не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);

-не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля (ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);

-отсутствует уголок потребителя (статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»);

-не представлен договор на вывоз твердых коммунальных отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);

не представлена программа производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда").

В ходе обследования автозаправочной станции инспектором Ростехнадзора, выявлены следующие нарушения санитарного законодательства, а именно:

-клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий (п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ );

отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) манометра установленного на сосуде СУГ п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. )

перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования (п. ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. М 530);

не заключён договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

-не обеспечен аварийной остановкой технологического оборудования автозаправочной станции. (Отсутствует электромагнитный клапан) (п. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от15.12.2020г. 53).

-не проведена проверка параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка (п. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.62 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ );

-при эксплуатации ОПО допущено отклонение от проектной документации, выразившееся в установке дополнительного резервуара надземного в котором находится СУГ (п. ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» от ДД.ММ.ГГГГ).

То обстоятельство, что АЗС «Оригинал « эксплуатируется с перечисленными нарушениями Указанное подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ №ИВ-191-4-17-103, ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС РФ, Актами ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Государственного инспектора Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и ответом начальника ЭГС от ДД.ММ.ГГГГ, составленным по поручениям прокурора <адрес> РД.

Как усматривается из ответа Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ботлихскому, Гумбетовскому, Ахвахскому и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ИВ -191-4-17 -182 на запрос прокуратуры Ботлихского РД -\11 от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении информации « по результатам повторной проверки на территории МАЗС «Оригинал «, расположенной по адресу :РД, <адрес>, принадлежащего ИП ФИО2 (ОГРН 6 ,ИНН 050601851086), выявлены следующие нарушения :

- в нарушение пункт 8.49 СП156.13130.2014 Свода правил станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности отсутствует противопожарный водоисточник ;

- в нарушении Таблицы 5 СП156.13130.2014 Свода правил станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности противопожарное расстояние от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АЗС до автомобильной дороги не соответствует требованиям

В нарушение статьи 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ не представлена декларация о пожарной безопасности

-в нарушение п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара

В нарушение п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ;

-в нарушение п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы

в нарушение п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные Требования пожарной безопасности», статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее- СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м

-в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») руководитель не обеспечил наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон;

Как усматривается из ответа ТО Управления Ропотребнадзора по РД в <адрес> от 22. 11.2023 года без номера на запрос прокуратуры <адрес> РД при повторной проверке на предмет устранения ранее выявленных нарушений требований СанПиН на территории АЗС « Оригинал», расположенной по адресу :РД, <адрес>, принадлежащего ИП ФИО2 (ОГРН 6 ,ИНН 050601851086 ), выявлены следующие нарушения:

не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет - 30 м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Отсутствует проект санитарно защитной зоны, в соответствии с копией договора -СК /23 от 13.11 2023 года в настоящее время находится на стадии разработки

Изложенное свидетельствует о грубом нарушении ИП ФИО2 (ИНН 050601851086, ОГРНИП ) законодательства о пожарной безопасности, требований санитарного эпидемиологического законодательства, промышленной безопасности опасных производственных объектов, Приложения «В « Свода Правил 62.13330.2011 к минимальным расстояниям подземных и наземных газопроводов до зданий и сооружений при эксплуатации автозаправочной станции (АЗС)» Оригинал», расположенной по адресу: РД, <адрес>, Центральная, 10.

Вышеуказанные обстоятельства создают угрозу для жизни и здоровья граждан и условия пребывания граждан на автозаправочной станции (АЗС)» Оригинал », необходимо привести в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Каких-либо других документов, подтверждающих выполнение обязанностей, определенных действующим законодательством не представлено и в судебном заседании не установлено.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Из системного анализа положений ст.ст. 2 и 3 ГПК РФ следует, что задачами гражданского судопроизводства является рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных и или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В связи с тем, что круг лиц, посещающих АГЗС постоянно меняется, поэтому определить конкретных лиц, не представляется возможным. Настоящее заявление инициируется в интересах неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах и учитывая, что дальнейшая эксплуатация автозаправочной станции (АЗС)»Оригинал «, расположенной по адресу :РД, <адрес>, принадлежащей ИП ФИО2 (ОГРН 6 ,ИНН 050601851086) с перечисленными выше нарушениями норм законодательства о пожарной безопасности, требований санитарного эпидемиологического законодательства, промышленной безопасности опасных производственных объектов, Приложения «В « Свода Правил 62.13330.2011 к минимальным расстояниям подземных и наземных газопроводов до зданий и сооружений при эксплуатации автозаправочной станции может влечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), собственников близлежащих домов и подвергаются опасности, суд в интересах обеспечения прав граждан на здоровье и благополучную окружающую среду считает возможным исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц с учетом устраненных нарушений удовлетворить частично.


В силу п.п. 9 п.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден.
Поскольку иск подан прокурором в интересах неопределенного круга лиц, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п.3 п. 1 ст.333.19 НК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в размере 6000 рублей в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил :

Иск прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН 050601851086, ОГРНИП ) о признании незаконной и о приостановлении деятельности автозаправочной станции «Оригинал», расположенной по адресу: <адрес>, и об обязании устранить нарушения законодательства пожарной безопасности, санитарно- эпидемиологического законодательства, промышленной безопасности опасных производственных объектов, Свода Правил 62.13330.2011 к минимальным расстояниям подземных и наземных газопроводов до зданий и сооружений – удовлетворить частично.

Признать незаконной и приостановить деятельность автозаправочной станции (АЗС) »Оигинал », расположенной по адресу: <адрес>,,принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН 050601851086, ОГРНИП ).

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН 050601851086, ОГРНИП ).

Обеспечить АЗС «Оригинал» противопожарным водоисточником ;

- обеспечить противопожарное расстояние АЗС «Оригинал « от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АЗС до автомобильной дороги в соответствии требованиям Таблицы 5 СП156.13130.2014 Свода правил станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности

-представить декларацию о пожарной безопасности ;

- оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива в соответствии п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», статьями 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;

-оснастить резервуары для хранения СУГ в соответствии с п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ;

-обеспечить АЗС «Оригинал» в соответствии с п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», статьями 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» специализированными автоматизированными устройствами заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющими автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы;

-расположить в соответствии с п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные Требования пожарной безопасности», статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м ;

- обеспечить на наружных установках в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон;

- провести в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет - 30 м);

-разработать проект санитарно защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

-- обеспечить защиту клиновидных ремней передач насосов от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий в соответствии с п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ );

-представить в Отдел общепромышленного и горного надзора по <адрес> управления Ростехнадзора в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. информацию о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) манометра установленного на сосуде СУГ ;

- установить перед въездом на территорию заправочной станции таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования ;

- заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями ;

- обеспечить АЗС »Оригинал » в соответствии с п. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от15.12.2020г. 53 электромагнитным клапаном для аварийной остановки технологического оборудования автозаправочной станции

-провести проверку параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка в соответствии с п. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.62 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ ;

- устранить допущенное отклонение от проектной документации, выразившееся в установке дополнительного резервуара надземного, в котором находится СУГ в котором находится СУГ (п. ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» от ДД.ММ.ГГГГ).

     Обеспечительные меры в виде приостановления деятельности автозаправочной станции «Оригинал » принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО2( ИНН 050601851086, ОГРНИП ),расположенной по адресу: <адрес>, принятые по определению Ботлихского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ сохранить до вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Ботлихский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения окончательного решения.

Окончательное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ш.М. Омарова

2-623/2023 ~ М-560/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ботлихского района РД
Ответчики
Нурмагомедов Гусен Нурмагомедович
Суд
Ботлихский районный суд Республики Дагестан
Судья
Омарова Шумайсат Магомедовна
Дело на странице суда
botlihskiy--dag.sudrf.ru
28.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2023Передача материалов судье
29.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
20.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2024Дело оформлено
27.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее