Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9/2023 (2-567/2022;) ~ М-529/2022 от 02.06.2022

    УИД № 65RS0010-01-2022-000814-60

    Гражданское дело № 2-9/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2023 года                                   город Оха, Сахалинская область

Охинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего по делу судьи Разяпова Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой Т.Ю., с участием:

истца Охинского городского прокурора в лице помощника прокурора Ермакова И.И.,

представителя ответчика муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования городской округ «Охинский» (далее МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинский») Путятина И.С.,

представителя ответчика администрации муниципального образования городской округ «Охинский» (далее - администрация МО Го «Охинский») Канащенко Н.С.,

рассмотрев в помещении Охинского городского суда Сахалинской области в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9/2023 по исковому заявлению Охинского городского прокурора к МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинский», администрации МО ГО «Охинский» о возложении обязанности обеспечить котельную резервным топливом, профинансировать указанные мероприятия,

установил:

Охинский городской прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинский», администрации МО ГО «Охинский», в котором просит возложить обязанность на МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинский» в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить резервным топливом модульную котельную «Кедр-4», расположенную на улице Комсомольская в селе Тунгор Охинского района Сахалинской области, на администрацию МО ГО «Охинский» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки соблюдения требований действующего законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов установлено, что по состоянию на 9 ноября 2021 года модульная котельная «Кедр-4», расположенную на улице <адрес>, принадлежащая МО ГО «Охинский» и переданная в эксплуатацию МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинский», не обеспечена резервным (аварийным) топливом на случай отключения подачи газа в нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении», пунктов 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки комиссии, созданной Сахалинским управлением Ростехнадзора, от 9 ноября 2021 года № 06-222-0 о неготовности администрации МО ГО «Охинский» к работе в отопительном периоде 2021/2022 годов в виду того, что указанная котельная не обеспечена резервным запасом топлива, что явилось основанием для невыдачи паспорта готовности к отопительному периоду. Отсутствие резервного топлива может привести к остановке работы котельной, прекращению отпуска тепловой энергии для населения и социально-важных объектов, нарушению прав неопределенного круга лиц.

По ходатайству участвовавшего в деле заместителя Охинского городского прокурора определением суда от 20 июня 2022 года производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Южно-Сахалинского городского суда по иску администрации МО ГО «Охинский» к Сахалинскому управлению Ростехнадзора о признании незаконным акта от 9 ноября 2021 года № 06-222-0 о неготовности администрации МО ГО «Охинский» к отопительному периоду 2021/2022 (административное дело № 2а-6064/2022).

Определением суда от 11 апреля 2023 года производство по настоящему делу возобновлено по вступлению в законную силу 23 марта 2023 года решения Южно-Сахалинского городского суда от 21 октября 2022 года по указанному административному делу № 2а-6064/2022 (апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 марта 2023 года по данному административному делу опубликовано на сайте суда 14 апреля 2023 года).

В настоящем судебном заседании прокурор Ермаков И.И. заявленный иск поддержал по приведенным основаниям и просил его удовлетворить.

Представители ответчиков Путятин И.С. и Канащенко Н.С. против иска возражали и просили отказать в нем прокурору, ссылались на то, что котельная построена в 1970-е годы по проекту, который не предусматривает строительство резервного топливного хозяйства, а также на отсутствие средстве в бюджете МО ГО «Охинский» и недостаточные сроки для исполнения требований прокурора.

Привлеченные протокольным определением суда в судебном заседании от 21 апреля 2023 года к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Сахалинское управление Ростехнадзора, на стороне ответчика министерство ЖКХ Сахалинской области в настоящее судебное заседание, о котором уведомлены, не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, отзыв на иск прокурора не представили.

На основании положений статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о судебном заседании.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании положений статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Как установлено пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115 (далее Правила № 115), эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную; должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Согласно положениям Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 317 (далее Правила № 317) резервным (аварийным) топливом является топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа (подпункт «л» пункта 2); резервное топливное хозяйство - комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного (аварийного) топлива (подпункт «м» пункта 2).

Настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа или осуществляют следующую деятельность (далее именуются - организации), в том числе проектирование систем газоснабжения предприятий, котельных и оборудования, использующих газ в качестве топлива или сырья; эксплуатация газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования (подпункты «б», «в» пункта 3).

Проекты газоснабжения газоиспользующего оборудования (далее именуются - проекты газоснабжения) разрабатываются в соответствии с действующими нормативными документами и настоящими Правилами (пункт 12).

Они должны предусматривать, в том числе: сооружение резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии или обеспечение подачи газа на них не менее чем от двух магистральных газопроводов (подпункт «ж» пункта 14); применение газоиспользующего оборудования, приспособленного к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе (для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства) (подпункт «з» пункта 14).

Для тепловых электростанций и источников тепловой энергии обязательными условиями получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование являются готовность газоиспользующего оборудования к работе на газе, а для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства и готовность газоиспользующего оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе (пункт 27).

Организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством РФ в сфере электроэнергетики и теплоснабжения (пункт 49).

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 30 марта 2015 года № 294 «О внесении изменений в Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ», требования подпунктов «ж» и «з» пункта 14 и пункта 27 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, не распространяются на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, включенные в перечень генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 11 августа 2010 года № 1334-р, для которых не был определен в установленном порядке топливный режим, а также на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, для которых использование твердого и (или) жидкого топлива в качестве резервного не предусмотрено выданным в установленном порядке топливным режимом.

Согласно пункту 3 Правил ограничения подачи (поставщик) отбора газа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 года № 1245, одним из оснований для частичного ограничения подачи (поставщиком) и отбора газа, является введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или) графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено частичное ограничение подачи (поставки) газа.

Согласно пунктам 2, 6, 9 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и тепло-сетевых организаций к отопительному периоду, уполномоченный орган проверяет муниципальные образования на предмет соблюдения обязательных требований, установленных техрегламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В целях проведения проверки, комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки, по результатам проверочных мероприятий составляется акт. Если объект проверки готов к отопительному периоду, составляется соответствующий паспорт готовности.

Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами (выпиской из ЕГРН), что в собственности МО ГО «Охинский» находится расположенная <адрес> котельная «Кедр-4», эксплуатируемая на праве оперативного управления МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинский».

В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 21 октября 2022 года по административному делу № 2а-6064/2022 в удовлетворении административного иска администрации МО ГО «Охинский» к Сахалинскому управлению Ростехнадзора о признании незаконным акта проверки от 9 ноября 2021 года № 06-222-0 о неготовности администрации МО ГО «Охинский» к отопительному периоду 2021-2022 годов отказано по тому основанию, что в нарушение действующего законодательства о теплоснабжении, в частности пункта 4.1.1 названных выше Правил № 115, котельная «Кедр-4» в <адрес> не обеспечена резервным запасом топлива, что явилось законным основанием для невыдачи паспорта готовности к отопительному периоду.

С данным выводом Южно-Сахалинского городского суда согласилась судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, апелляционным определением которой от 23 марта 2023 года решение Южно-Сахалинского городского суда от 21 октября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации МО ГО «Охинский» - без удовлетворения.

Указанными судебными постановлениями также установлено, что оспариваемый акт проверки от 9 ноября 2021 года № 06-222-0 о неготовности администрации МО ГО «Охинский» к отопительному периоду 2021-2022 годов соответствует требованиям Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 12 марта 2013 года № 103; в силу действующего правового регулирования в целях обеспечения надежности теплоснабжения источники тепловой энергии, использующие газ, должны быть оснащены резервным топливным хозяйством для газовых котельных либо обеспечены подачей газа не менее чем от двух магистральных газопроводов; эксплуатируемая МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинский» котельная (<адрес>) не относится к категории объектов, указанных в пункте 2 постановления Правительства РФ от 30 марта 2015 года № 294 «О внесении изменений в Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ», поскольку топливный режим, которым не предусмотрено использование твердого и (или) жидкого топлива в качестве резервного, в установленном порядке на данную котельную не выдавался; подача природного газа в котельную осуществляется поставщиком ООАО «Сахалиноблгаз» от одного магистрального газопровода, при этом резервное топливное хозяйство на котельной не предусмотрено; поскольку резервный запас топлива на эксплуатируемой МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинской» котельной (<адрес>) не обеспечен, оснований для выдачи МО ГО «Охинский» паспорта готовности к отопительному периоду у Сахалинского управления Ростехнадзора не имелось; оспариваемый акт проверки от 9 ноября 2021 года № 06-222-0 выдан уполномоченным органом в установленном законом порядке и при наличии к тому правовых оснований.

Кроме этого, доводы стороны административного истца по указанному административному делу о том, что проектом газовой котельной не предусмотрено резервное топливное хозяйство, имеется возможность поставки газа от другого поставщика и использования передвижной модульной котельной судами, обеими судебными инстанциями не приняты во внимание, с указанием на то, что данные обстоятельства в отсутствие подачи газа не менее чем от двух магистральных газопроводов не свидетельствуют об исполнении обязанности органа местного самоуправления по организации надежного теплоснабжения, обеспечивающего бесперебойную подачу топлива в котельную путем обеспечения запаса резервного топлива в соответствии с нормативами.

Также, как указано в апелляционном определении от 23 марта 2023 года, доводы администрации МО ГО «Охинский» о невозможности применения пункта 14 Правил пользования газом (в редакции постановления Правительства РФ от 30 марта 2015 года № 294) со ссылкой на разработку проекта на котельную до введения его в действие, основаны на неправильном понимании норм материального права; указание административным истцом на пункт 27 Правил пользования газом (в редакциях от 17 мая 2002 года и от 30 марта 2015 года) судом апелляционной инстанции не принято во внимание, как не относящееся к предмету спора, поскольку его положения регламентируют порядок выдачи разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование, при этом проект газоснабжения на котельную отсутствует; ссылки администрации МО ГО «Охинский» на категорию потребителей, на особый порядок ограничения (прекращения) поставки газа, не включение МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинский» в графики перевода потребителей на резервные виды топлива, отсутствие утвержденных нормативов запасов топлива признаны не имеющими правового значения по административному делу.

Участвующие в административном деле № 2а-6064/2022 администрация МО ГО «Охинский», МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинский» являются участниками настоящего дела, постольку в силу требований статьи 61 ГПК РФ не праве оспаривать установленные вступившим в законную силу решением Южно-Сахалинского городского суда от 21 октября 2022 года и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 марта 2023 года факты и правоотношения, которые обязательны для суда при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация теплоснабжения на территории городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Положениями статей 6 и 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или тепло-сетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; теплоснабжающие организации обязаны, в том числе обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.

Как указано в пункте 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2002 года № 170, органам местного самоуправления предоставлены полномочия по контролю за готовностью теплоснабжающих и тепло-сетевых организаций, категорий потребителей к отопительному периоду, контролю за ходом работ по подготовке к зиме.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 11.9 Правил № 115 установлено, что энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Соответствующие требованиям действующего законодательства меры, направленные на обеспечение бесперебойной подготовки и подачи топлива на газовую котельную в селе Тунгор, принадлежащую МО ГО «Охинский» и эксплуатируемую МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинский», соответчиками до настоящего времени не приняты. Принимая во внимание длительность отопительного сезона на территории муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области, его климатические условия, как района Крайнего Севера, выявленные нарушения действующего законодательства в случае ограничения (прекращения) поставки газа при аварийной и иной чрезвычайной ситуации ставят под угрозу здоровье людей, безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, а также могут привести к значительному ущербу имуществу граждан и юридических лиц, объектам социальной сферы и муниципальному образованию.

Доводы возражений ответчиков, заявленные по настоящему гражданскому делу, уже были предметом исследования и им дана соответствующая правовая оценка при рассмотрении указанного выше административного дела № 2а-6064/2022 судами первой и апелляционной инстанций, которыми эти доводы отклонены, как не основанные на законе и не имеющие правового значения, не являются эти доводы основанием для отказа в настоящем иске прокурора, как и ссылки ответчиков на отсутствие средств для исполнения решения суда по требования прокурора.

На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что МКП «ЖКХ» МО ГО «Охинский» и администрация МО ГО «Охинский» обязаны на эксплуатируемой газовой котельной «Кедр-4» в селе Тунгор обеспечить бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, включая основной и резервный запас топлива, для чего необходимо предусмотреть сооружение резервного топливного хозяйства или обеспечение подачи газа на котельные не менее чем от двух магистральных газопроводов в соответствии с проектом газоснабжения газоиспользующего оборудования имеющейся газовой котельной.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, учитывая характер и объем обязанностей, которые подлежат возложению на соответчиков, а также выполнение необходимых мероприятий, связанных с бюджетным процессом, суд находит заявленные прокурором сроки исполнения решения суда по вступлению его в законную силу (3 года для проведения мероприятий по обеспечению котельной резервным топливом, 1 год - для финансирования данных мероприятий) обоснованными, разумными и достаточными, какие-либо доказательства обратного ответчиками не представлены.

Исходя из изложенного, требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-4», ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 24 ░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░                                                         ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░                                                             ░░░░░░░░ ░.░.

02.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2022Передача материалов судье
06.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2022Судебное заседание
11.04.2023Производство по делу возобновлено
21.04.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023Дело оформлено
03.07.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее