Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-362/2022 от 01.03.2022

Дело № 12-362/2022

Р Е Ш Е Н И Е

30 мая 2022 года                                                                       г. Южно-Сахалинск

Судья Южно-Сахалинского городского суда Рыженкова Е.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях жалобу <данные изъяты> ООО «Горняк-1» ФИО7 на постановление руководителя структурного подразделения агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ФИО от 30 июня 2021 года о привлечении юридического лица – ООО «Горняк-1» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях, представление об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения от 30 июня 2021 года, решение руководителя агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ФИО от 20 августа 2021 года,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением руководителя структурного подразделения агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 30 июня 2021 года юридическое лицо – ООО «Горняк-1» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

30 июня 2021 года руководителем структурного подразделения агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ООО «Горняк-1» в порядке, предусмотренном статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

20 августа 2021 года решением руководителя агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области вышеназванное постановление о назначении наказания и представление изменены путем замены указания на приказ Минприроды России от 13 сентября 2016 года №474 приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года №993, в остальной части постановление и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, оставлены без изменения.

Не согласившись с указанными постановлением, представлением и решением, <данные изъяты> ООО «Горняк-1» ФИО8. представил в суд жалобу, в которой просит признать их незаконными и отменить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Законный представитель ООО «Горняк-1» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял.

Суд, руководствуясь ст. 25.4 КоАП РФ полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Защитник ФИО в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

Представитель агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен.

Выслушав защитника, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Подпунктом «г» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 993, установлено, что при заготовке древесины запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.

Из материалов дела следует, что ООО «Горняк-1» на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет использование, в том числе, лесного участка <данные изъяты>

27 мая 2021 года в 14 часов 50 минут в ходе плановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения и.о. руководителя агентства лестного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 18 мая 2021 года, сотрудниками Невельского лесничества выявлен факт нарушения Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 993, выразившийся в оставлении на лесосеке срубленных зависших деревьев на территории <данные изъяты>, арендуемом ООО «Горняк-1».

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ООО «Горняк-1» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения 30 июня 2021 года постановления о назначении наказания, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, измененных в части решением руководителя агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 20 августа 2021 года.

Вместе с тем, вышеуказанные постановление, представление и решение административного органа подлежат отмене в силу следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2). Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи (часть 3).

Федеральным законом от 26 марта 2022 года №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в действие 06 апреля 2022 года, статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 4 следующего содержания: юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Статья 54 Конституции Российской Федерации гарантирует, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Таким образом, из системного толкования части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также разъяснений, содержащихся в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что после принятия закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, неисполненное (полностью или в части) к моменту устранения ответственности постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит.

Доказательств тому, что обжалуемое постановление должностного лица административного органа исполнено, материалы дела не содержат и таковых при рассмотрении настоящей жалобы не представлено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по факту выявленных в рамках настоящего дела нарушений к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено должностное лицо – <данные изъяты> ООО «Горняк-1» ФИО, что подтверждается вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении от <данные изъяты>

В подтверждение тому, что Обществом были приняты все предусмотренные меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, представлены: приказ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО назначен на должность <данные изъяты> а также должностная инструкция <данные изъяты>, с которой ФИО был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ года и согласно которой, начальник участка осуществляет руководство возглавляемым им производственным участком, контролирует соблюдение технологических процессов, соблюдение законодательства об охране окружающей среды (природоохранных требований), экологической безопасности, лесного законодательства, принимает меры по недопущению их нарушения.

Таким образом, юридическим лицом ООО «Горняк-1» были приняты меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а именно предусмотрена в штате Общества должность начальника участка открытых горных работ, в должностные обязанности которого включено соблюдение законодательства об охране окружающей среды (природоохранных требований), экологической безопасности, лесного законодательства, а также принятие мер по недопущению их нарушения.

При таких обстоятельствах, в данной ситуации подлежит применению положение части 4 статьи 2.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица административного органа от 30 июня 2021 года, представление об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения от 30 июня 2021 года, решение руководителя агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ФИО от 20 августа 2021 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии Общества состава вмененного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

жалобу <данные изъяты> ООО «Горняк-1» ФИО9 – удовлетворить.

Постановление руководителя структурного подразделения агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ФИО от 30 июня 2021 года о привлечении юридического лица – ООО «Горняк-1» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях, представление об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения от 30 июня 2021 года, решение руководителя агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ФИО от 20 августа 2021 года – отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ООО «Горняк-1» состава указанного административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Южно-Сахалинского

городского суда                                                                                Е.В. Рыженкова

12-362/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "Горняк-1"
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Рыженкова Елена Вячеславовна
Статьи

ст.8.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
u-sahalinsky--sah.sudrf.ru
02.03.2022Материалы переданы в производство судье
25.03.2022Судебное заседание
12.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
28.06.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
01.07.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
08.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее