Дело № 2-1794/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2021 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Шибанова К.Б.,
при секретаре Лобовой Е.А.,
с участием помощника прокурора Великого Новгорода Матьяшко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Маловишерского района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Маловишерского района Новгородской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее также - ГОКУ «Новгородавтодор», Учреждение) о признании незаконным бездействия ГОКУ «Новгородавтодор», выразившегося в непринятии надлежащих мер по устранению нарушений требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на автомобильной дороге «Дворищи – Парни», обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ года организовать уличное освещение автомобильной дороги «<адрес>. В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ, составленному <данные изъяты>, на указанной автомобильной дороге на участке, проходящем через д<адрес>, отсутствует наружное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов в темное время суток.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области, Администрация Маловишерского муниципального района Новгородской области, Администрация Бургинского сельского поселения Маловишерского района Новгородской области.
Представитель ответчика ГОКУ «Новгородавтодор», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОМВД России по Маловишерскому району, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, Министерства финансов Новгородской области, Администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области, Администрации Бургинского сельского поселения Маловишерского района Новгородской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Помощник прокурора Великого Новгорода Матьяшко А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 ст. 6 Закона № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года) дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6), к владельцам автомобильных дорог относятся, в том числе, юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).
Частью 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
К собственности субъектов Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.5 ст.6 Закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года).
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Подпунктом «а» п. 11.17, п. 13.7 ст. 3 "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, предусмотрено, что при проектировании вновь строящихся автомобильных дорог или при создании искусственного освещения на существующей сети автомобильных дорог искусственное освещение необходимо предусмотреть в первую очередь в пределах населенных пунктов.
Горизонтальная освещенность при искусственном освещении покрытия проезжей части автомобильных дорог различных классов и категорий должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
Замену вышедшего из строя источника света искусственного освещения после его обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления следует осуществить в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Согласно п.п. 7.1, 7.5 ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», введенного в действие приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1122-ст, горизонтальная освещенность покрытия проезжей части дорог и применение искусственного освещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33176. Искусственное освещение на дорогах по категориям не должно иметь дефектов, указанных в таблице 7. Эксплуатационное состояние искусственного освещения на дорогах по уровням эксплуатационного состояния должно соответствовать требованиям национальных стандартов государств - участников Соглашения.
Пунктами 4.6.1.1, 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
Исходя из п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», введенным в действие приказом Росстандарта от 23.07.2015 N 959-ст, стационарное электрическое освещение (далее - искусственное освещение) устраивают на участках дорог в населенных пунктах, на пешеходных переходах по ГОСТ 32944. Рекомендуется устраивать искусственное освещение на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст.
В силу п.п. 6.9.1, 6.9.4, таблицы Б.8 приложения Б ГОСТ Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Стационарное электрическое освещение не должно иметь следующих дефектов: неработающие светильники в количестве более 5% от их общего количества; два и более неработающих светильника, расположенные один за другим; отказ в работе наружных осветительных установок, связанный с обрывом, нарушением целостности электрических проводов или повреждением опор, выходом из строя электрораспределительных щитов и т.п.
Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей установлены ГОСТ Р 55706-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 08.11.2013 N 1360-ст.
Перечисленные выше требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества граждан.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года инспектором <данные изъяты> была проведена проверка содержания автомобильной дороги «<данные изъяты>».
Согласно составленному данным должностным лицом по результатам проверки акту о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ года на участке упомянутой автомобильной дороги, проходящем по территории <адрес>, отсутствует наружное уличное электрическое освещение.
Учитывая, что достоверность сведений, содержащихся в акте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ года, лицами, участвующими в деле, не оспорена, суд находит обоснованными доводы прокурора о необходимости устранения вышеперечисленных недостатков в содержании автомобильной дороги.
<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года № автомобильная дорога «<данные изъяты>» отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Новгородской области.
Поименованная автомобильная дорога передана в оперативное управление ГОКУ «Новгородавтодор».
В соответствии с <данные изъяты> Устава ГОКУ «Новгородавтодор» предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществления на них дорожной деятельности, а так же содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Новгородской области.
В силу <данные изъяты> Устава ГОКУ «Новгородавтодор» одной из целей деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счет и в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Согласно <данные изъяты> Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденных постановлением Администрации Новгородской области от 29.10.2010 N 520, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог включает следующие мероприятия: оценка технического состояния автомобильных дорог; разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - проекты) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - сметные расчеты); разработка документации о закупках, проектов государственных контрактов на осуществление работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - контракты); осуществление контроля за исполнением подрядными организациями условий контрактов; приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с <данные изъяты> вышеназванных Правил организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».
Таким образом, на ГОКУ «Новгородавтодор» лежит обязанность по ремонту и содержанию переданных Учреждению в оперативное управление автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, являющихся собственностью Новгородской области.
С учетом изложенного суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке организации ответчиком ГОКУ «Новгородавтодор» работ по устранению недостатков в содержании автомобильной дороги, суд, учитывая период времени, необходимый для обеспечения финансирования работ, специфику работ, в том числе их сезонный характер, полагает необходимым установить данный срок продолжительностью <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика ГОКУ «Новгородавтодор» в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб., от уплаты которой прокурор при обращении в суд освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Маловишерского района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», выразившееся в непринятии мер по устройству стационарного электрического освещения автомобильной дороги «<адрес>.
Обязать Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу организовать стационарное электрическое освещение автомобильной дороги <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Взыскать с Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий К.Б. Шибанов
Мотивированное решение составлено 12 апреля 2021 года.