УИД -----
Дело -----
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
дата года г.Чебоксары
Резолютивная часть постановления объявлена: дата.
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Савельева В.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Белова Алексея Николаевича, дата года рождения, уроженца д.адрес Чувашской Республики, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, адрес, адрес, фактически проживающего по адресу: адрес, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Белов А.Н. дата в ----- час. ----- мин. принял участие в несогласованном с администрацией адрес публичном мероприятии в форме митинга около адрес адрес, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие, не реагировал, тем самым нарушил требования ст. ст. 6, 17 Федерального закона РФ от дата № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Белов А.Н. и его защитник Никифоров В.И. вину в совершении правонарушении не признали, суду пояснили, что Белов А.Н. факт участия в митинге не оспаривает, однако, о том, что митинг являлся несанкционированным и не законным он не знал. Акция была мирная, требования сотрудников полиции о прекращении митинга им не были услышаны. Мирные стихийные собрания защищены статьей 11 Конвенции и являются существенным элементом свободы собраний, должны рассматриваться как ожидаемый признак здоровой демократии. На основании изложенного, представленных письменных возражений, просили производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ в отношении Белова А.Н. прекратить. По поводу того, где именно возле адрес по адрес или адрес он участвовал в митинге, отвечать отказывается со ссылкой на ст.51 Конституции РФ.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – УУП и ПДН ОП ----- УМВД РФ по г.Чебоксары Петров А.Г. суду пояснил, что он на месте прохождения митинга не присутствовал. Он находился в ОП № 1 г.Чебоксары, куда омоновцы доставляли задержанных. В отношении Белова А.Н. им составлен протокол о доставлении лица, совершившего правонарушение и протокол об административном правонарушении по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении им был составлен на основании рапорта и объяснений сотрудников полиции, а также на основании объяснений самого Белова А.Н. Место совершения административного правонарушения указанно им в протоколе: адрес возле адрес непосредственно со слов Белова А.Н., по сути место совершение одно и то же - адрес, а адрес Республики и ----- по адрес, находятся напротив друг друга. Нарушение, совершенное Беловым А.Н., выразилось в том числе и в том, что митингующие нарушали порядок, так как переходили дорогу в неположенном месте.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3, 5 данной статьи митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Согласно статье 3 Закон N 54-ФЗ, одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Федеральным законом от дата N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Обязанности участника публичного мероприятия установлены частью 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ. Согласно данной норме участник обязан выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Согласно ст.17 Федерального закона N 54-ФЗ в случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции (военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации) принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата N 12-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина К.", исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Как следует из ответа заместителя главы администрации г. Чебоксары Петрова А.Н. от дата в администрацию г. Чебоксары на дата уведомлений о публичных мероприятиях в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования и иных массовых акациях, предусмотренных Федеральным законом от дата ----- «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от граждан (организаций) не поступало.
Из рапорта УПП ОП № 3 УМВД России по г.Чебоксары Никитина С.Г., следует, что Белов А.Н. дата в 15 час. 30 мин. принял участие в несогласованном с администрацией г.Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга около д. 1 на Площади Республики, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие, не реагировал. Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Белова А.Н. подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении ----- от дата, в котором отражены вышеизложенные обстоятельства совершенного правонарушения; вышеприведенном рапортом сотрудника полиции, объяснениями сотрудника полиции – УУП ОП-6 УМВД РФ по г.Чебоксары Соловьева М.Г., протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от дата, сообщением администрации г.Чебоксары о том, что к ним уведомлений по поводу организации публичного мероприятия в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия на дата не поступало.
Данных о какой-либо заинтересованности сотрудников полиции в исходе дела, их небеспристрастности к Белову А.Н. или допущенных ими злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение указанные ими факты не имеется.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Суд считает установленным в ходе судебного заседания место (адрес) совершения правонарушения: адрес, адрес, что подтверждается рапортом УПП ОП № 3 УМВД России по г.Чебоксары Никитина С.Г., объяснениями свидетеля – ст.УУП ОП-6 УМВД РФ по г.Чебоксары Соловьева М.Г. а указание в протоколе об административном правонарушении на место совершение как Площадь Республики адрес возле адрес, технической ошибкой, не являющейся основаниям для освобождения Белова А.Н. от ответственности, поскольку как следует из пояснений должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – УУП и ПДН ОП № 1 УМВД РФ по г.Чебоксары Петрова А.Г. место совершения административного правонарушения указанно им в протоколе: адрес возле адрес непосредственно со слов Белова А.Н., но по сути место совершение одно и то же - адрес адрес, а адрес и ----- по адрес, находятся напротив друг друга.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в присутствии Белова А.Н. которому были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ.
Его доводы о невиновности, являются несостоятельными, расцениваются судом как избранный способ защиты, и опровергаются собранными по делу доказательствами. Оснований сомневаться в вышеприведенных доказательствах, у суда не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, соответствуют друг другу и в своей совокупности устанавливают одни и те же обстоятельства.
Несоблюдение Беловым А.Н. указанных выше требований закона с учетом конкретных обстоятельств дела дают правовые основания для квалификации его действий по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от дата по делу "М. против Российской Федерации", от дата по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от дата по делу "------").
В данном же случае публичное мероприятие проходило на центральных улицах города, нарушило права других лиц на свободное передвижение по данным улицам и их право на отдых в выходной день.
Характер совершенного правонарушения по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, объектом посягательства которого является общественный порядок, необходимость соблюдения и охраны которого вытекает из обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, другие обстоятельства в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, и полагает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном ч.5 ст.20.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Белова Алексея Николаевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ----- руб.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Чувашской Республике (МВД ЧР), ИНН -----, расчетный счет ----- в Отделении НБ ЧР, БИК -----, КПП -----, ОКТМО -----, УИН -----, код платежа: -----, наименование платежа – штраф ОП ----- УМВД России по г. Чебоксары.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В.Савельева