Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-69/2024 ~ М-44/2024 от 06.02.2024

60RS0023-01-2024-000079-84 Дело № 2-69/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Красногородск

Псковской области          05 марта 2024 года

    Пыталовский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Григорьева М.А.,

при секретаре Матвеевой Е.М.,

с участием истца - помощника прокурора Красногородского района Васильевой В.В.,

представителя ответчика – Администрации Красногородского муниципального округа ФИО3,

рассмотрев гражданское дело по иску заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красногородского муниципального округа о возложении обязанности принять меры по обустройству площадки для складирования снега,

У С Т А Н О В И Л:

    Заместитель прокурора Красногородского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Администрацию Красногородского муниципального округа в течение 12 месяцев со дня вступления законную силу решения суда организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории р.п. Красногородск в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 – с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо оборудованную снегоплавильной установкой.

    В судебном заседании помощник прокурора Красногородского района ФИО2 заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Администрации Красногородского района ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что снег с улиц отходом не является, выпавший снег своевременно чистится и вывозится в урочище Алексино. Кроме того, для выполнения работ по обустройству площадки для складирования снега потребуются большие финансовые вложения, однако бюджет Красногородского муниципального округа является дотационным, в округе требуется решение иных первостепенных задач, в связи с чем организация указанной площадки является экономически нецелесообразной.

Выслушав помощника прокурора Красногородского района, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона № 52-ФЗ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (код ФККО 7 31 210 00 00 0), убираемый снег является отходом от зимней уборки улиц (Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению).

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 названного закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В подпункте 2 пункта 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.368-2).

В соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-2 собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега. Снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения

Пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования (п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Пунктами 1 и 10 части 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочих, регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.

Из системного анализа положений пунктов 18 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона
№ 131-ФЗ, пунктов 1 и 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, следует, что уборка и вывоз снега в осенне-зимний период должны организовываться администрацией в соответствии с установленными законодательством требованиями, включая и требования действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране окружающей среды.

Из материалов дела следует, что в период с 16 марта по 14 апреля 2023 года Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой в отношении Администрации городского поселения «Красногородск» проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации дорог в зимний период.

В результате проверки установлено, что на территории п. Красногородск вопреки требованиям законодательства отсутствовала площадка для складирования снега от уборки улиц с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо оборудованная снегоплавильная установка.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес Администрации внесено представление от 23.03.2023 об устранении указанных нарушений, которое было рассмотрено, однако выявленные нарушения не были устранены.

Согласно письму Администрации поселения от 06.12.2023 площадка, предназначенная для накопления снега от уборки улиц, соответствующая СанПиН 2.1.3684-21, на территории п. Красногородск не оборудована.

В ходе судебного заседания ответчиком не представлено доказательств наличия на территории муниципального образования снегоплавильных установок, или договора о вывозе снега на снегоплавильную установку, или специально оборудованную площадку с водонепроницаемым покрытием и обвалованную сплошным земляным валом, расположенную на территории Красногородского муниципального округа или другого района Псковской области.

Таким образом, суд находит заявленные исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

    Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае возложения на ответчика исполнения определенной обязанности суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Обстоятельства, влияющие на установление этого срока, также подлежат установлению и исследованию согласно требованиям ст.ст. 67, 195, 196 ГПК РФ.

    Принимая во внимание приведенные выше нормы права, исходя из необходимости соблюдения требований в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, сложность и длительность процедуры по обустройству площадки для складирования снега, суд приходит к выводу, что для выполнения ответчиком требований законодательства требуется срок в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красногородского муниципального округа о возложении обязанности принять меры по обустройству площадки для складирования снега удовлетворить частично.

    Обязать Администрацию Красногородского муниципального округа в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории р.п. Красногородск в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Пыталовский районный суд в течение месяца.

Судья     /подпись/     М.А. Григорьев

<данные изъяты>

Судья Пыталовского районного суда                     М.А. Григорьев

2-69/2024 ~ М-44/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Псковская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Красногородского муниципального округа
Суд
Пыталовский районный суд Псковской области
Судья
Григорьев Максим Александрович
Дело на странице суда
pytalovsky--psk.sudrf.ru
06.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2024Передача материалов судье
09.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2024Судебное заседание
05.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2024Дело оформлено
09.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее