УИД: 59RS0004-01-2023-004135-87
Дело № 2-3941/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Милашевич О.В.,
при секретаре судебного заседания Батуевой К.М.,
с участием представителя истца Ивановой А.А.,
представителя ответчика МАОУ «ЭнергоПолис» Трофимова В.В.,
представителя третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю Старцевой Е.Р.,
представителя третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» Шадриной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми о возложении обязанности произвести снос аварийных многоквартирных домов,
установил:
Прокурор города Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних граждан, обратился с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «ЭнергоПолис» г. Перми (далее – МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми), администрации города Перми о возложении обязанности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), а именно: оборудовать на 1-м этаже в корпусе №1 по адресу: г. Пермь, проспект Парковый, д. 8а помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ; обязать муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации г. Перми осуществить финансирование мероприятий МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Перми проведена проверка исполнения МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми законодательства в сфере антитеррористической безопасности. По результатам проведенной проверки установлено, что МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми осуществляет деятельность на базе двух объектов – зданий, расположенных по адресу: г. Пермь, проспект Парковый, д. 8а. В ходе осмотра корпуса №1 объекта установлено отсутствие на первом этаже помещения для охраны, расположенного на первом этаже, с установкой с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии. Указанные нарушения при антитеррористической защищенности объекта образования отражены в актуализированном паспорте безопасности, утвержденном 25.05.2023. Согласно Уставу МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми учредителем организации является муниципальное образование «город Пермь», отдельные полномочия и функции которого осуществляет департамент образования г. Перми, полномочия собственника осуществляет департамент имущественных отношений администрации г. Перми. Поскольку администрация г. Перми является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми, обязанности по обеспечению финансирования названных мероприятий должны быть возложены на администрацию г. Перми.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми в судебном заседании с исковыми требованиями согласился при условии выделения финансирования для выполнения требуемых мероприятий со стороны администрации г. Перми. В письменном отзыве также пояснил, что исполнение представления прокуратуры г. Перми в настоящее время невозможно ввиду отсутствия финансирования. Для исполнения представления прокуратуры г. Перми требуется понести существенные расходы, которые не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В настоящее время решение о выделении финансирования в необходимом объеме не принято. Полагает, что обязанности по обеспечению финансирования мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере антитеррористической защиты возложены, в том числе и на Департамент образования администрации г. Перми (л.д. 145-147).
Представитель ответчика администрации г. Перми и третьего лица Департамента образования администрации г. Перми в судебном заседании с исковыми требованиями в части осуществления финансирования мероприятий МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства не согласилась по доводам, изложенным в письменно отзыве. В письменном отзыве указала, что объем финансового обеспечения включает расходы на работы и услуги по содержанию имущества, в связи с чем обязанность департамента по финансированию и обеспечению деятельности учреждения выполнена в полном объеме. Обязанность по содержанию имущества в нормативном состоянии, а также по устранению нарушений лежит на автономном учреждении (л.д. 130-132). Полагает, что в рамках выделенного финансирования учреждением должна планомерно вестись работа по исполнению предписаний надзорных органов и приведению имущества в соответствие с нормативными требованиями. Полагает, что обязанность администрации г. Перми в лице департамента образования администрации г. Перми, как учредителя МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми, по финансированию и обеспечению деятельности учреждения исполнена в полном объеме (л.д. 133-135).
Представитель третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования и актуализацими паспортов безопасности объектов МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми выявлены нарушения, в том числе отсутствие на первом этаже помещения охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средств передачи тревожных сообщений в подразделения ВНГ РФ (л.д. 113-115).
Представитель третьего лица УФСБ России по Пермскому краю в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещена, направила ходатайство о проведении судебного заседания без ее участия.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) система образования включает в себя организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Согласно п. 2 ч. 6, ч. 7 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пп.15 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Частью 2 ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон №35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу ч. 6 ст. 3 Федерального закона №35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
На основании ч.3.1 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления, в том числе, образовательной деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – постановление Правительства РФ №1006), в соответствии с п.5 которых ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Комплекс мер, направленных на антитеррористическую защищенность объектов (территорий) образования, содержится в п. 17 Требований. Их достижение обеспечивается посредством выполнения ряда мероприятий (п.п. 18-31), одним из которых является оснащение объектов инженерно-техническим средствами и системами охраны в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (п. 29).
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон №384-ФЗ) для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п.п. «в» п. 25 постановления Правительства № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми является образование среднее общее, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 15.09.2011, учредителем МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми является муниципальное образование «город Пермь» (л.д. 58-98). Сведения об учредителе также указаны в п. 1.4 Устава МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми (л.д. 16-47)
В 2022 году директором МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми, начальником Управления ФСБ России по Пермскому краю, Начальником УВО по г. Перми – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю, начальником Главного управления МЧС России по Пермскому краю согласованы паспорта безопасности учебных корпусов № 1 и № 2 (л.д. 49-51, 52-55).
Из паспорта безопасности МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми (корпус №1) усматривается, что учреждению рекомендовано в течение двух финансовых лет оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (л.д.51).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Перми в адрес главы города Перми внесено представление № об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической безопасности (л.д. 99-101).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № глава города Перми уведомил прокурора города Перми об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, в том числе, указал, что входе работы по представлению прокурора города Перми департаментом образования администрации г. Перми проведен анализ 93 объектов образования, не соответствующих требованиям АТЗ. В ходе анализа установлено, что из 93 объектов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 24 объекта образовательных учреждений, в том числе 4 школы, где требуется установка контрольно-пропускных пунктов и противотаранных устройств в настоящее время не выполнили мероприятия по оснащению АТЗ. По данным объектам устранение замечаний запланировано на 2022 год. До руководителей учреждений неоднократно доводилась информация об обязательном устранении выявленных нарушений (л.д. 102-105).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Перми проведена проверка соблюдения МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: на 1-м этаже в корпусе №1 по адресу: г. Пермь, проспект Парковый, д. 8а помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ не оборудованы (л.д. 15).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора города Перми.
При этом суд считает необходимым отметить, что отсутствие финансирования для обеспечения оборудования на 1-м этаже в корпусе №1 по адресу: г. Пермь, проспект Парковый, д. 8а помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников образовательного учреждения и иных лиц, посещающих данное учреждение и свидетельствует о непринятии мер к антитеррористической защищенности объекта и неисполнение требований федерального законодательства.
Недостаточность бюджетного финансирования, основанием для освобождения ответчиков от выполнения антитеррористических мероприятий в образовательном учреждении не является.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает предложенный прокурором срок исполнения разумным, и с учетом отсутствия доказательств обратному, признает требования прокурора в части установления такого срока обоснованным.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 4 ст. 5.2 Федерального закона №35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 49 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150 «О принятии Устава города Перми», администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе: владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, в том числе МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми возложена на администрацию города Перми.
Объективных доказательств предоставления администрацией города Перми в распоряжение МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми денежной суммы в требуемом размере сверх расходов на текущую деятельность суду не представлено. Длительное неисполнение предписания надзорного органа свидетельствует об обратном.
Следовательно, на администрацию г. Перми следует возложить обязанность в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «ЭнергоПолис» г. Перми денежные средства для устранения нарушений законодательства в сфере антитеррористической безопасности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора города Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми, МАОУ «ЭнергоПолис» удовлетворить в полном объеме.
Возложить на МАОУ «ЭнергоПолис» (ИНН 5903003065) обязанность оборудовать на первом этаже в корпусе № 1 по адресу: г. Пермь, проспект Парковый, д.8а помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию города Перми (ИНН 5902290635) обязанность осуществить финансирование мероприятий МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми по оборудованию на первом этаже в корпусе № 1 по адресу: г. Пермь, проспект Парковый, д.8а помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись - О.В.Милашевич
Копия верна
Судья О.В.Милашевич
Мотивированное решение изготовлено 15.11.2023