№...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,
при секретаре Шулеповой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
** ** ** года гражданское дело по заявлению и.о. прокурора г. Сыктывкара в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
установил:
И.о. прокурора г. Сыктывкара обратился в суд в интересах ФИО2., в порядке ст. 45 ГПК РФ, с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в сумме 3 760 рублей, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований помощник прокурора настаивает по основаниям, приведенным в иске.
Истец, третье лицо, ФИО3., и представитель третьего лица, ГБУЗ РК «СДП № 3» требования прокурора поддерживают.
Представитель ответчика и представитель третьего лица, ГУП РК «ГАПК», в суде не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относится, в т.ч. установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
Обязанности по обеспечению гражданин необходимым лекарством, как по федеральной, так и по региональной льготе, возложены на Министерство здравоохранения Республики Коми на основании сведений лечебных и фармацевтических организаций в соответствии с заявками, согласно выписанных рецептов.
Таким образом, Министерство здравоохранения РК является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО4 ... состояла на диспансерном учете в ГБУЗ РК «СДП № 3» с диагнозом «...».
В связи с имеющимся заболеванием, согласно назначению врача, ФИО5 нуждалась, в т.ч., в приеме препарата <данные изъяты>. дважды в день (утро-вечер).
В этой связи, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки: рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
** ** ** ФИО6 по региональной программе выписан рецепт серии №... на получение лекарственного препарата <данные изъяты> № 30 в количестве 5 упаковок.
В тот же день, при обращении законного представителя истца в ГУП РК «ГАРК», вышеуказанный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание ввиду отсутствия лекарственного препарата в аптечной сети.
Фактически, жизненно необходимый несовершеннолетней лекарственный препарат <данные изъяты> был получен законным представителем ФИО7 лишь ** ** **
Между тем, согласно Приказу Минздрава РК от 03.10.2016 № 10/456 в целях повышения качества обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания отдельных категорий граждан, утвержден Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми» (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка определение потребности и формирование заявки на лекарственные средства осуществляется в ходе проведения заявочной кампании. Заявочная кампания проводится 2 раза в год (основная и дополнительная).
Объем лекарственных средств, включенных в сводную заявку Министерства, формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства на закупку лекарственных препаратов (п.4.4). На основании анализа остатков лекарственных средств на складах фармацевтической организации (аптечных организаций), темпов его использования, прогнозньх показателей, дополнительных заявок медицинских организаций проводит корректировку объема лекарственных препаратов, включенных в сводную заявку Министерства в пределах объема финансового обеспечения для осуществления закупок лекарственны средств, согласовывает с главными внештатными специалистами Министерства и направляет сводную заявку Министерства на утверждение в Министерство в сроки; определенные приказом Министерства о проведении дополнительной заявочной кампании (п.4.9).
Сроки проведения заявочной кампании ежегодно устанавливаются приказом Министерства здравоохранения РК.
С целью формирования сводной заявки Министерства ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" ежегодно в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании, формирует примерную номенклатуру лекарственных средств для проведения государственных закупок для обеспечения отдельных категорий граждан и направляет в медицинские организации. Примерная номенклатура лекарственных средств формируется на основании перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня медицинских изделий, перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных Правительством Российской Федерации, стандартов медицинской помощи с учетом анализа назначений лекарственных препаратов медицинскими работниками за предыдущий период. Заявка медицинских организаций (приложение 2 к настоящему Порядку) формируется на основании примерной номенклатуры лекарственных средств, исходя из количества обслуживаемых граждан, установленных у них диагнозов, стандартов медицинской помощи, запаса товара в закрепленных аптечных организациях, темпов его использования и с учетом соответствующих прогнозных показателей и направляется в ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании. ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании, на основании заявок медицинских организаций формирует сводную заявку Министерства. Рассмотрение и направление в ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" утвержденной сводной заявки Министерства осуществляется в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании.
Следовательно, сроки проведения заявочной компании определяются на основании нормативного акта самого Министерства здравоохранения, которая, в том числе, должна проводиться Министерством планомерно с учетом остатков лекарственных препаратов.
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-Ф3 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", целью правового регулирования которого согласно статье 1 является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 3 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. В этом случае заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий указанных контрактов в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Таким образом, сроки проведения закупочных мероприятий, проведение аукционов никак не может влиять на своевременное и бесперебойное обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами. Действующее законодательство о контрактной системе позволяет выбрать различные способы заключения государственных контрактов, учитывая изложенные выше обстоятельства.
В то же время, основания права требования и соответственно обязанности возмещения вреда, возникают согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ, вследствие причинения вреда другому лицу, который подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение вреда в полном объеме, в свою очередь, согласно ст. 12 ГК РФ, предполагает возмещение убытков, понесенных собственником, как способа защиты гражданского права.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Кодекса).
Ввиду отсутствия лекарственного препарата в ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» в рамках льготного обеспечения, и необходимости регулярного приема ФИО8 вышеуказанного лекарства, истец, как законный представитель несовершеннолетней, был вынужден приобретать <данные изъяты>» за счет собственных денежных средств, в т.ч.:
- ** ** ** – в дозировке 250 мг. № 30 в количестве 1 упаковки на сумму 365 рублей (обеспеченность составила 3 дня до ** ** **);
- ** ** ** – в дозировке 1000 мг. № 30 в количестве 1 упаковки на сумму 1 327 рублей 90 копеек (обеспеченность составила 15 дней до ** ** **);
- ** ** ** – в дозировке 1000 мг. № 30 в количестве 1 упаковки на сумму 1 337 рублей 10 копеек (обеспеченность составила 15 дней с ** ** **
- ** ** ** – в дозировке 250 мг. № 30 в количестве 1 упаковки на сумму 365 рублей (обеспеченность составила 3 дня до ** ** **);
- ** ** ** – в дозировке 250 мг. № 30 в количестве 1 упаковки на сумму 365 рублей.
Отсюда, суд приходит к выводу о том, что образовавшийся дефицит в отношении вышеуказанного препарата, привел к тому, что лекарственное средство приобретено законным представителем истца на коммерческой основе и за свой счет. Между тем, данный препарат был необходим ФИО9. по жизненным показаниям, его отсутствие могло поставить последнюю в опасность, осложнить течение её заболевания и, поэтому отец несовершеннолетней, ФИО10, не имел возможности отказаться от использования указанного лекарственного препарата, а соответственно, и от его покупки, которая являлась вынужденной мерой.
В этой связи, по мнению суда, в пользу ФИО11 надлежит взыскать денежные средства в размере 3 760 рублей, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственного препарата <данные изъяты>». Указанные денежные средства следует взыскать с республиканского бюджета в лице Министерства здравоохранения РК, как главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства здравоохранения и реализацию возложенных на него функций.
Подлежащими удовлетворению суд находит и заявленные требования в части взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
В соответствии со статьями 1099 - 1101 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Понятие «разумности пределов» следует соотносить с объектом судебной защиты. Предполагается, что размер возмещения должен быть соотносим с объемом защищаемого права, естественно, быть меньше объема защищаемого права и блага.
Из сложившейся прецедентной практики Европейского суда следует, что государство обязано прекратить допущенное нарушение прав и основных свобод человека и гражданина, и возместить его последствия таким образом, чтобы, насколько это возможно, восстановить ситуацию, существовавшую до нарушения.
В постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 г. по делу "Максимов (Maksimov) против России" указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Национальные суды всегда должны в своих решениях приводить достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.
Определяя размер компенсации, суд учитывает, что отсутствие обеспечения лекарственным препаратом является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье несовершеннолетней дочери истца были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения дочери жизненно важным лекарством не могло не причинять ФИО12 как родителю, заботящемуся о своем ребенке, нравственные страдания. В этой связи, принимая во внимание степень вины ответчика; учитывая индивидуальные особенности истца и длительность периода, в течение которого несовершеннолетняя не была обеспечена лекарственным препаратом; руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу ФИО13 компенсацию морального вреда в размере, заявленном ко взысканию, т.е. в сумме 3 000 рублей.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░14 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░15 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 760 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 3 000 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░