Дело № 2-5522/22
УИД 21RS0025-01-2022-007297-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Халимовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой А.Г. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о признании решения незаконным в части, включении в специальный стаж периодов работы,
у с т а н о в и л:
Николаева А.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее ОПФР по ЧР) о незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности <данные изъяты>
-повышение квалификации в период работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ, назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов на представителя в размере 25 000 руб. и судебных расходов в виде госпошлины в размере 300 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что решением ОПФР по ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого льготного стажа. В специальный стаж не были включены периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; повышение квалификации в период работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ. Она не согласна с указанным решением ОПФР по ЧР.
В ДД.ММ.ГГГГ она окончила <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>, ей была присвоена квалификация <данные изъяты>. Свою трудовую деятельность в области медицины она начала с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Она выполняла обязанности <данные изъяты>, занималась непосредственно лечебной деятельностью: несла ответственность за организацию лечебно-профилактической деятельности санитарно-просветительской работы в организованном фельдшерском пункте, обслуживала население 3 деревень <данные изъяты> вела амбулаторный приём, оказывала помощь больным на дому, выполняла врачебные назначения, делала профилактические прививки, и другую работу <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ была уволен, как временно принятая на работу. Согласно спискам должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала ФАПов за ДД.ММ.ГГГГ. в штате <данные изъяты> числится только <данные изъяты>
Аналогичную работу она выполняла в <данные изъяты>, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и назначена заведующей по 9 разряду, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. ДД.ММ.ГГГГ вышла на работу и была переведена на должность <данные изъяты>, назначена заведующей по 9 разряду. В <данные изъяты> она вела учетно-отчетную документацию, выполняла работу <данные изъяты>: оказывала <данные изъяты>
Согласно сведениям в её трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в <данные изъяты>. Как следует из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БУ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ на основе <данные изъяты>, в состав которого наряду с иными фельдшерскими пунктами входил и <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ Вурнарское <данные изъяты>. Его структурным подразделением также является <данные изъяты> Как следует из записей в её трудовой книжке, <данные изъяты> был переименован в <данные изъяты> на основании распоряжения главы <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть наименование учреждения было приведено в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Несоответствие наименования учреждения указанному выше Списку не может являться основанием для исключения периода её работы из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как она продолжала работать в муниципальном учреждении здравоохранения, наименования её должностей: заведующая-фельдшер, заведующая-акушерка, относились к среднему медицинскому персоналу, она выполняла лечебную и иную работу по охране здоровья населения, в связи с чем считает, что указанные выше периоды подлежат включению в специальный стаж. Нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в период работы в качестве <данные изъяты> оформлены приказами работодателя как направление в командировки. Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ она, медицинская <данные изъяты> была командирована в г. Чебоксары в <данные изъяты> на 2-х дневное обучение <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно приказу (распоряжению) № от ДД.ММ.ГГГГ она была направлена в командировку сроком на 1 календарный день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж» Минздрава Чувашии на курсы повышения квалификации по теме «Первичная медико-санитарная помощь взрослому населению». Повышение квалификации она проходила по инициативе работодателя, за эти дни за ней сохранялась заработная плата, производилось начисление страховых взносов, поэтому данные периоды должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истица Николаева А.Г. и её представитель Петрова Н.И. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ГУ-ОПФР по ЧР в судебное заседание не явился, представили отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в иске истице отказать.
Выслушав пояснения истицы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Николаева А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Николаева А.Г. Обратилась в ГУ-ОПФР по ЧР о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-ОПФР по ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ Николаевой А.Г. отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого льготного стажа.
При этом фактическая продолжительность специального стажа установлена в <данные изъяты>. В стаж Николаевой А.Г., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не были включены периоды работы:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности <данные изъяты> и повышение квалификации в период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст.39 ч.2 Конституции РФ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3,4 ст.36 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2021 году - не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято Постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В силу подпункта «н» пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список № 781);
-Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее Список №1066);
-Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее Список № 464).
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 377, должность «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (медицинская сестра)» отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа. Указанные Списки также состоят из двух разделов, предусматривающие конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.
Данным Списком предусмотрены аналогичные должность и наименование структурного подразделения организации «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра)».
Согласно Положению о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденному приказом Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 года № 566, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
На фельдшерско-акушерский пункт возлагается: проведение мероприятий, направленных на: профилактику и снижение заболеваемости, в том числе инфекционной; профилактику и снижение паразитарных и профессиональных заболеваний, травматизма и отравлений среди колхозников, работников совхозов и других предприятий; снижение смертности, в том числе детской и материнской; повышение санитарно-гигиенической культуры населения, оказание населению доврачебной медицинской помощи, участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест, проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания, извещение территориальной санитарно-эпидемиологической станции в установленном порядке об инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях населения и выявленных нарушениях санитарно-гигиенических требований. Штаты фельдшерско-акушерского пункта устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами. Работу фельдшерско-акушерского пункта возглавляет заведующий.
Согласно вышеуказанного Положения на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки.
Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер: несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, осуществляемой персоналом в соответствии с Положениями о фельдшерско-акушерском пункте и его должностных лицах. При возложении на фельдшерско-акушерский пункт функций аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров - несет ответственность за обеспечение населения лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения в соответствии с Положением об аптечном пункте, составляет и представляет на утверждение план работы фельдшерско-акушерского пункта в установленном порядке, руководит работой персонала фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая ему необходимую помощь, оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта.
В целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом: ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично.
Своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения, выполняет врачебные назначения, подготавливает больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте, участвует в диспансеризации населения, проводит: простейшие лабораторные исследования; лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, для отпуска которых имеется необходимая аппаратура; профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению; противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия; подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания; санитарно-просветительную работу среди населения, обеспечивает медицинскую помощь детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников, участвует в текущем санитарном надзоре за объектами санитарного надзора, сообщает в установленном порядке соответствующим учреждениям здравоохранения района о выявленных санитарных нарушениях, инфекционной, паразитарной и профессиональной заболеваемости и отравлениях на территории деятельности ФАПа.
При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Николаева А.Г. окончила Чебоксарское медицинское училище Минздрава Чувашской Республики по специальности акушерское дело, ей была присвоена квалификация акушерка (л.д. №).
С ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) Николаева А.Г. работала в <данные изъяты>
Согласно справке уточняющей особый характер работ и условия труда от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной <данные изъяты>, необходимых для назначения льготных пенсий, период работы Николаевой А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполняемая норма (продолжительность рабочего времени составила 1,0 ставки. <данные изъяты>
Согласно спискам должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала ФАПов за ДД.ММ.ГГГГ в штате <данные изъяты> числится только <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Николаева А.Г. принята на работу <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) и назначена заведующей по 9 разряду, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Николаева А.Г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Николаева А.Г. переведена на должность <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Николаева А.Г. переведена в качестве <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> следует, что с ДД.ММ.ГГГГ на основе <данные изъяты> в состав которого наряду с <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ Вурнарское территориальное медицинское объединение перерегистрировано в <данные изъяты>
Как следует из записей в её трудовой книжке Николаевой А.Г., <данные изъяты> на основании распоряжения главы администрации Вурнарского района № от ДД.ММ.ГГГГ, наименование учреждения было приведено в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», предусматривающее льготное исчисление специального стажа как 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца, независимо от стажевого требования, применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого Постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в котором указано, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (один год работы за один год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (один год работы за один год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30).
Как следует из материалов дела, Николаева А.Г., занимая должность <данные изъяты>, по существу относилась к среднему медицинскому персоналу и выполняла работу в сельской местности.
При таких обстоятельствах, в силу нормативных положений Списка № периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежат включению в ее специальный стаж в льготном исчислении 1 года как 1 год 3 месяца.
Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
Так, льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999 года независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»).
После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»).
Какустановлено судом и подтверждается материалами дела, трудовая деятельность Николаевой А.Г. после ДД.ММ.ГГГГ и до момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости осуществлялась только в сельской местности.
В период после ДД.ММ.ГГГГ истица не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах и не имела смешанного трудового стажа, в связи с чем в соответствии с приведенными правовыми нормами пенсионного законодательства, регулирующего сложившиеся правоотношения, периоды работы истицы в сельской местности, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке исчислены быть не могут. В льготном порядке (1 год работы за 1 год 3 месяца) подлежат исчислению периоды работы Николаевой А.Г. только до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, период работы Николаевой А.Г.с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежал включению в специальный стаж в календарном исчислении.
С учётом изложенного требования истицы о включении в специальный стаж в льготном исчислении 1 года как 1 год 3 месяца периоды работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что Николаева А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ находилась на <данные изъяты>. В период нахождения на курсах повышения квалификации за истицей, в полном соответствии с требованиями ст. 187 ТК РФ, сохранялось рабочее место и заработная плата по основному месту работы, с которой производились страховые отчисления.
Согласно п. 4 указанных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При таких обстоятельствах, вышеуказанные периоды нахождения Николаевой А.Г. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж календарно 3 дня.
Разрешая исковые требования Николаевой А.Г. в части признания за ней права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья и назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днём обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ.
Учитывая, что на момент обращения Николаевой А.Г. в ГУ-ОПФР по ЧР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости ее специальный стаж составлял 21 год 05 месяцев 27 дней (в неоспариваемой части), принимая во внимание, что в указанный стаж подлежат включению периоды работы:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> (всего 7 лет 01 месяц 2 дня);
-повышение квалификации в период работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ (3 дня), специальный стаж истицы равен 28 годам 6 месяцам 5 дням (21 год 05 месяцев 27 дней + 7 лет 1 месяц, 2 дня + 3 дня), суд полагает, что истец имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя, требование о которой прямо закреплено в ст. 100 ГПК РФ, является оценочной категорией и применяется по усмотрению суда в совокупности с собранными по делу доказательствами.
При рассмотрении требования о взыскании расходов на представителя, суд руководствуется ст. 100 ГПК РФ и позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении № 382-О от 17 июля 2007 года, согласно которой обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом способов, направленных против неосновательного завышения размера оплаты труда.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ интересы истицы Николаевой А.Г. представляла Петрова Н.И. на основании соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.
За оказанные услуги Николаева А.Г. оплатила 25 000 руб., что подтверждается квитанцией серии № от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Представитель ОПФР по ЧР в своем заявлении просила уменьшить размер расходов на оплату услуг адвоката.
С учетом объёма защищаемого права, а также требований разумности и справедливости, и то, что представитель истца участвовала на одном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы расходы на представителя в размере 7 000 руб.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Николаевой А.Г. (<данные изъяты>) во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; повышение квалификации в период работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии включить Николаевой А.Г. в специальный стаж периоды работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>;
-повышение квалификации в период работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ.
В иске Николаевой А.Г. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о включении в специальный стаж периоды работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей акушерки Муньялского фельдшерского пункта БУ ЧР «Вурнарская ЦРБ» Министерства здравоохранения Чувашской Республики отказать.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии назначить Николаевой А.Г. страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15 июня 2022 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии в пользу Николаевой А.Г. расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб. и уплаченную госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий З.Г. Кулагина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.