Дело № 2-1092/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2023 года п. Заиграево
Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Минеева С.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шангиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к МУП ЖКХ «Горхон» об обязании сформировать общий нормативный запас топлива,
при участии в заседании:
истца: ФИО1,
ответчик: ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заиграевского района Республики Бурятия обратился в суд с иском к МУП ЖКХ «Горхон» об обязании МУП ЖКХ «Горхон» сформировать общий нормативный запас топлива в размере 617 тонн угля на котельных <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование искового заявления указано, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что МУП ЖКХ «Горхон» нарушаются требования федерального законодательства, вследствие чего создана угроза безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ создано МУП ЖКХ «Горхон». ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации МО «Заиграевский район» и МУП ЖКХ «Горхон» заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения для осуществления деятельности согласно Уставу. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП ЖКХ «Горхон» является производство, передача и распределение пара и горячей воды, вследствие чего предприятие является ресурсоснабжающей организацией <данные изъяты>.
Имущество предприятия находится в собственности МО «Заиграевский район» и передано предприятию на основании договора.
Распоряжением главы МО «Заиграевский район» № от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано главам муниципальных городских (сельских) поселений, расположенных на территории муниципального образования «Заиграевский район», руководителям муниципальных учреждений, имеющим на своем балансе котельные социально-бюджетной сферы начать отопительный сезон 2023-2024 с ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запаса угля на котельных МУП ЖКХ «Горхон» не имеется.
Отсутствие нормативного запаса угля на котельной ставит под угрозу нормальное прохождение отопительного сезона, что в свою очередь, создает угрозу безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в <данные изъяты>.
В судебном заседании помощник прокурора Заиграевского района исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель МУП ЖКХ «Горхон» ФИО2 в судебном заседание пояснила, что исковые требования прокурора понятны, возражений нет. Исковые требования признает в полном объеме.
Представитель АМО «Заиграевский район» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя АМО «Заиграевский район».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в интересах Российской Федерации.
В силу статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 г. № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2, 15 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).
Из пункта 11 Порядка следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.
Пункты 12, 13 Порядка устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. вопросы организации теплоснабжения населения поселения решаются органами местного самоуправления района.
Во исполнение указанных обязанностей с целью обеспечения жизнедеятельности населения п. Горхон с МУП ЖКХ «Горхон» заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения для осуществления деятельности по производству, передаче, распределению тепловой энергии, водоотведения, добыча воды и доставка ее потребителям.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП ЖКХ «Горхон» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Разделом 2 Устава МУП ЖКХ «Горхон» предусмотрено, что основными целями деятельности предприятия являются решение социальных задач при осуществлении предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в МО СП «Горхонское», выполнение работ, производство продукции, оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей, а также получение прибыли. Предметом деятельности предприятия является обеспечение потребителей МО СП «Горхонское» услугами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Для достижения целей предприятие осуществляет: производство, передача и распределение тепловой энергии; деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей и т.д.
Имущество предприятия находится в собственности муниципального образования «Заиграевский район» и передано предприятию по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения для осуществления деятельности по производству, передаче, распределению тепловой энергии, добыче воды и доставки ее потребителям, в том числе здание котельной с имеющимся оборудованием и тепловые сети.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (далее - Правила), МУП ЖКХ «Горхон» является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с п.п. «а» п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исходя из смысла вышеуказанных норм закона, обязанности по обеспечению создания нормативного запаса топлива возложены и на ресурсоснабжающие организации как организации, эксплуатирующие источники теплоты (котельные), и на органы местного самоуправления в рамках исполнения ими полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, в том числе снабжения населения топливом.
Таким образом, выполнение обязанности по формированию нормативного запаса топлива возложена на МУП ЖКХ «Горхон», как организацию, имеющую источники теплоты, непосредственно обслуживающую котельную.
Согласно пояснений истца запас топлива (угля) на котельной МУП ЖКХ «Горхон» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 100 тонн.
В нарушение предъявляемых требований в настоящее время нормативный запас топлива на котельной <данные изъяты> не создан, что ставит под угрозу срыва отопительного сезона, создает угрозу безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в <данные изъяты> на получение теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что выявленные обстоятельства создают угрозу нарушения прав граждан на достойную жизнь, условия для осуществления права на жилище и здоровую среду обитания, предусмотренные ст.ст. 7, 40, 42 Конституции РФ.
В этой связи суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Приказом министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 09.08.2023 №06-пр165/23 «Об утверждении нормативов запасов топлива» на источники тепловой энергии МУП ЖКХ «Горхон» установлен ННЗТ - 91 тонн бурого угля, НЭЗТ – 526 тонн бурого угля, общий нормативный запас топлива – 617 тонн бурого угля.
Ресурсоснабжающая организация МУП «ЖХК Горхон» в течение отопительного сезона 2023-2024 г.г. обязана располагать на специализированных местах хранения топливом не меньше установленного общего нормативного запаса топлива, установленного Приказом министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 09.08.2023 №06-пр165/23.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ОНЗТ сформирован в полном объеме на ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание обстоятельства дела, учитывая погодные и климатические условия, наступление зимы, что запас топлива на котельной МУП ЖКХ «Горхон» меньше необходимо запаса, суд находит целесообразным обратить к немедленному исполнению решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░» (░░░ 0323413750, ░░░░ 1200300006191) ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 617 ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2023-2024░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░