копия
Постановление
о прекращении производства по делу
25 июля 2023 г. 603950 г. Н.Новгород
ул. Июльских дней, д.2
Судья Канавинского районного суда г. Н. Новгорода А.Ф. Костюк, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении ( далее- КоАП РФ) в отношении Солдатова А. С. (ДД.ММ.ГГГГ.) г.р., уроженец (адрес обезличен), проживает: (адрес обезличен) паспорт (№) о(ДД.ММ.ГГГГ.),
Установил:
25.07.2023 г. в Канавинский районный суд г.Н.Новгорода из ОП (№) для рассмотрения поступил протокол об административном правонарушении 52 БЗ № 623396 от 14.07.023 г. по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в отношении Солдатова А.С..
Согласно составленному полицейским ОБ ППСП ОП на метрополитене УМВД России по г. Н.Новгороду протоколу об административном правонарушении ( орфография и пунктуация автора сохранены): 24.07.2023 г. около 11-05 гр-н Солдатов АС. Находился в комнате полиции станции метро «Московская» г. Н.Новгород ул Вокзальная д 27 оказал неповиновение законному распоряжению сотрудника, а равно воспрепятствовал исполнению служебных обязанностей сотрудника полиции, а именно отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, т.е. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 19.3 КоАП РФ».
Солдатову А.С.. судьей в заседании разъяснены права, предусмотренные ст.ст. 25.1, КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, отводов и ходатайств не поступило.
В судебном заседании Солдатов А.С. вину в совершении правонарушения фактически не признал, пояснил, что 24.07.2023 года он выпил две банки пива, но при этом не шатался, никому не мешал, ни к кому не приставал, В метро его задержали сотрудники полиции за запах спиртного, привели в комнату полиции, где стали составлять протоколы, с которыми его не знакомили, а после чего доставили в отделение полиции.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:1) наличие события административного правонарушения;2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения;4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность…;
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, - доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
При этом в соответствии со ст. 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Анализ исследованных судом доказательств позволяет сделать вывод о необходимости прекращения производства по делу по следующим основаниям.
Согласно статьи 27.12.1. КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей -влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
В действиях гражданина имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в случае, если задержанное в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем и человеческое достоинство и общественную нравственность лицо ( шаткая походка, резкий запах алкоголя изо рта, несвязная речь) лицо в рамках производства по делу об административном правонарушении по ст. 20.21 КоАП РФ отказалось от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. В составленном в отношении Солдатова А.С. протоколе об административном правонарушении не указаны предусмотренные законом процессуальные основания для направления гражданина на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Этими основания является совершение лицом административного правонарушения, предусмотренного статьями КоАП РФ, если имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения. При этом в фабуле обстоятельств совершения правонарушения факт совершения гражданином административного правонарушения, являющийся основанием для направление его на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, не отражен.
Таким образом, событие правонарушения и его состав в протоколе об административном правонарушение, в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ, должным образом не отражены, что в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ недопустимо и является процессуальным нарушением, влекущим недопустимость доказательства при установлении вины.
В соответствии со ст. 27.12.1. КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
При этом должна быть соблюдена предусмотренная законом процедура направления гражданина на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
К материалам дела приобщен протокол о направлении на медицинское освидетельствование от 24.07.2023 года, в котором не указаны предусмотренные законом основания для направления лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, невыполнение которых влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 27.12.1 таковыми являются - совершение лицом административного правонарушения при наличии оснований полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения.
При этом в протоколе указаны основания направления на освидетельствование: «1. Наличие достаточных оснований полагать, что гражданин находится в состоянии опьянения. 2. Несогласие с результатами освидетельствования на состояние опьянения» которые в данном случае не влекут правовых последствий для направления лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Эти основания направления на медицинское освидетельствование касаются только водителей транспортных средств, Солдатов А.С. согласно материалам дела таковым не является. Таким образом, процедура проведения процессуального действия не соответствует положениям закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В качестве доказательства, подтверждающего вину лица в протоколе об административном правонарушении внесен свидетели Б. и О., к материалам дела приобщены объяснения этих лиц. При получении этих доказательств при наличии у сотрудника полиции реальной возможности исполнить требования закона сотрудником полиции были допущены процессуальные нарушения, личности свидетелей не удостоверялись, о чем свидетельствует отсутствие записи со сведениями паспортов или иных документов, удостоверяющих личности этих лиц ( каковыми могут быть служебное удостоверение, служебный пропуск, водительское удостоверение, СНИЛС, форма 1П и т.д.) что при проведении процессуальных действий допустимо быть не может. Установление личности участника производства по делу «со слов» без проверки достоверности сведений по соответствующим базам МВД не предусмотрено законом.
В материалах дела доказательств совершения правонарушения по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ и отвечающих принципам относимости и допустимости в деле не имеется.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судьи, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Указанные положения КоАП РФ направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц), в том числе при отсутствии их вины.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснил, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно ст. 29.9 КоАП РФ ч.1 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе за отсутствием состава правонарушения.
Учитывая, что по данному делу органом, направившим дело об административном правонарушении в районный суд, не представлено достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих виновность Солдатова А.С. в совершении административного правонарушения производство по делу надлежит прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП Российской Федерации, судья
При этом, при привлечении гражданина к административной ответственности должны быть
постановил:
производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в отношении Солдатова А. С. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Административное задержание отменить.
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья Костюк А.Ф.
Копия верна: судья А.Ф.Костюк