Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-15171/2019 от 20.11.2019

Судья: Орлова Т.А. Дело № 33а-15171/2019

УИД: 63RS0040-01-2019-003926-97

Дело № 2а-3644/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2019 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Клюева С.Б., Шабаевой Е.И.,

при секретаре – Латыповой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 29 сентября 2019 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителей Государственной инспекции труда в Самарской области Лютиковой С.И. (по доверенности) и Тырина Д.Н. (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» Погоняевой Е.Н. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Самарской области об оспаривании предписания.

В обоснование заявленных требований указано, что в отношении административного истца Государственной инспекцией труда в Самарской области проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по результатам которой 29 июля 2019 г. выдано предписание о возложении на МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» обязанности произвести оплату ФИО1 (водителю трамвая ГДТ) за работу в ночное время за период с января по июнь 2019г. с учетом денежной компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц за нарушение требований трудового законодательства с соблюдением статей 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации. По мнению административного истца, данное предписание является незаконным.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» просило суд признать незаконными и отменить предписание от 29 июля 2019г. вынесенное государственным инспектором труда в Самарской области Тыриным Д.Н.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 24 сентября 2019 г. административный иск МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» удовлетворен. Предписание от 29 июля 2019 г. вынесенное государственным инспектором труда Д.Н.Тыриным признано незаконным.

С указанным решением не согласился представитель Государственной инспекции труда в Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

В заседании судебной коллегии представители Государственной инспекции труда в Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 361 Трудового кодекса Российской Федерации решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 от 01 июля 2019г., в связи с обращением работника (водителя) МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» ФИО1, государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области Тыриным Д.Н. проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения работодателем МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По результатам проверки 29 июля 2019 г. составлен акт проверки и выдано предписание , которым на МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» возложена обязанность:

в срок до 29 августа 2019 г. произвести оплату ФИО1 (водителю трамвая ГТД) за работу в ночное время за период с января по июнь 2019г. с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации;

в срок до 27 августа 2019 г. рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц за нарушение требований трудового законодательства с соблюдением статей 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, сославшись на недействующую с ДД.ММ.ГГГГг. редакцию пункта 2.9.2.1 Отраслевого соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2015 - 2017 гг. (Соглашение о продлении срока действия на три года с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г., с внесением изменений в «Отраслевое соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2015 – 2017гг.» зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 20 ноября 2017г.), пришел к выводу, что МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» не нарушало норм Трудового кодекса Российской Федерации по оплате труда ФИО1, следовательно предписание вынесенное Государственным инспектором труда Д.Н. Тыриным является незаконным.

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда не может согласиться с вышеназванным выводом по следующим обстоятельствам.

В соответствии с частью 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Путевыми листами за январь 2019 г. №; за февраль 2019г. № за март 2019г. №; за апрель 2019г. №; за май 2019 г. № за июнь 2019 г. №, которые подписаны ФИО1, подтверждается ее работа в ночное время в следующие дни: в январе 2019г.- 19, 24, 25, 27, 28; в феврале 2019г. - 15, 16, 18, 19, 22, 23, 26; в марте 2019г. - 02, 04, 26; в апреле 2019 г. - 10, 11, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25; в мае 2019 г. - 08, 10, 15, 16, 23, 27; в июне 2019 г.- 03, 08.

Вместе с тем, работа ФИО1 в ночное время в табелях учета рабочего времени работодателем не учтена.

Доводы представителя МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» о том, что работник ФИО1 работала в вечернюю смену с 13.00 до 22.00, отклоняются судебной коллегией, поскольку из вышеприведенных путевых листов, представленных в материалы дела, следует, что ФИО1 выполняла работу после 22.00 часов.

Статьей 96 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работа в ночное время - время с 22 часов до 6 часов.

В силу части 1 статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Согласно части 3 статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В соответствии с п. 2.9.2.1. Отраслевого соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2015 – 2017гг. (утв. Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Городской электрический транспорт", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 20.11.2014) (ред. от 08.04.2019) к категории доплат (надбавок) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда относятся в том числе доплаты работникам за работу в многосменном режиме. Размеры этих доплат устанавливаются Организациями в коллективном договоре самостоятельно.

Пунктом 4.2 Положения об оплате труда работников МП г.о. Самара «ТТУ», утвержденного директором предприятия ФИО3 установлено, что доплата за работу в ночное время работникам предприятия устанавливается в размере 40 % от должностного оклада (месячной тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время (с 22.00 до 6.00).

В соответствии с частью 1 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний    ; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Представленными к проверке расчетными листками ФИО1 за январь-июнь 2019г. начисление доплаты за работу в ночное время не подтверждено.

Таким образом, в нарушение требований статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации водителю трамвая ФИО1 не произведена оплата в повышенном размере за работу в ночное время в период с января по июнь 2019 г.

При таких обстоятельствах оспариваемое предписание от 29 июля 2019г. является законным, ввиду чего решение суда подлежит отмене, а заявление МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 24 сентября 2019 г. отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» к Государственной инспекции труда в Самарской области о признании незаконным и отмене предписания от 29 июля 2019г. , вынесенное государственным инспектором труда Д.Н.Тыриным – оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

Копия верна. Судья -

33а-15171/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
МП г.о. Самара Трамвайно-троллейбусное управление
Ответчики
Государственная инспекция труда в Самарской области
Другие
Пшенова Т.Е.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
20.11.2019Передача дела судье
17.12.2019Судебное заседание
30.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее