Дело № 2-412/2024УИД: № 91RS0002-01-2023-006164-96
Решение
именем Российской Федерации
14 марта 2024 года город Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:председательствующего - судьи Микитюка А.Ю.,
при помощнике судьи - Нуфтулаевой Х.Н.,
с участием истца - ФИО1,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым, о взыскании задолженности по выплате государственной социальной помощи,
установил:
ФИО1 обратились в суд с иском, к Муниципальному казенному учреждению Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым, с учетом уточненного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просила взыскать с ответчика назначенную ей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственную социальную помощь в сумме 91730,40 рублей; проценты за неисполнение денежных обязательств в соответствии с ключевой ставкой Центрального банка РФ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в сумме 2823,73 рублей; моральный ущерб в размере 50 000 рублей; признать незаконным отказ в начислении и выплате ей государственной социальной помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика начислить и выплатить государственную социальную помощь на 4-х детей.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что истец обратилась к ответчику для получения социальной поддержки, по результатам рассмотрения которого ей было назначено ГСП в размере 11 466,30 руб. О факте назначения ГСП ей стало известно из уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, но денежные средства выплачены по настоящее время не были. Уведомлений об отказе в получении выплаты истица не получала, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском за восстановлением ее нарушенного права.
В судебное заседание истица уточненный иск поддержала, пояснила, что данная выплата ей необходима для содержания четверых детей.
Представитель Департамента просил в удовлетворении иска отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по зарегистрированному месту жительства, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного разбирательства по делу не поступало.
Руководствуясь статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Выслушав пояснения лиц присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).
В соответствии с п.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Департаментом было принято решение о назначении государственной социальной помощи на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 466,30 рублей ежемесячно. О чем Истец был уведомлен письменно (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно ст. 1 Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ст. 7 Закона №178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
В соответствии с п. 26 - Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 №587 «Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия», решение о назначении (об отказе в назначении) пособия принимается руководителем органа социальной защиты населения не позднее 10 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно п. 27 Порядка № 587, уведомление о назначении пособия или отказе в его назначении направляется заявителю по месту жительства или по месту фактического пребывания не позднее 10 дней после принятия соответствующего решения.
При проведении органом социальной защиты населения дополнительной проверки представленных заявителем документов решение органа социальной защиты населения должно быть вынесено не позднее чем через 30 дней после дня подачи заявления.
В соответствии с п. 40 Порядка № 587, органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Согласно п. 3 ст. 6 Закон Республики Крым от 27.11.2014 №10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», при необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
Специалистом Департамента ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен выход по месту проживания семьи Истца, по адресу: <адрес>, с целью осуществления комиссионного обследования и составления акта материально-бытовых условий проживания семьи.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, что не было опровергнуто истицей, выход по месту проживания был согласован с заявителем в телефонном режиме и назначен на ДД.ММ.ГГГГ, но при посещении адреса проживания семьи, претендующей на назначение государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, ФИО1 отсутствовала. ДД.ММ.ГГГГ специалист повторно вышел по адресу проживания и в присутствии Истца составил акт обследования.
По результатам комиссионного выхода и составления акта обследования установлено, что во владении семьи имеется недвижимость, которая при определении права на назначение государственной социальной помощи не была учтена, а именно: 1/10 доли жилого дома общей площадью 85,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежащая сыну ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что составляет 8,52 кв. м.
Согласно представленных документов по запросу суда:
- ФИО1 является владельцем 8/10 доли жилого дома общей площадью 85,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что составляет 68,16 кв.м.;
- сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является владельцем 1/10 доли жилого дома общей площадью 85,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что составляет 8,52 кв.м.;
- супруг ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет в собственности жилое помещение общей площадью 33,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
<адрес> жилых помещений составляет 110,48 кв.м., что превышает 18 кв.м, на одного члена семьи Истца из пятерых человек (68,16 кв.м.+ 8,52 кв.м.+33,8 кв.м. = 110,48 кв.м./5 чел = 22,096 кв.м.)
Учитывая вышеизложенное, Департамент пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных законодательством, для начисления государственной социальной поддержки, а именно: в соответствии с п. 4 Порядка №, так как в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трёх и более человек, или больше одного транспортного средства.
Даная информация была направлена в адрес истца, что подтверждается копией письма, приобщенной к материалам дела, от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №PK/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в <адрес>» и Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в устав Государственного казённого учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания занятости в <адрес> (далее - Центр) является полномочным органом по осуществлению выплат некоторых видов мер социальной поддержки.
С учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в материальной поддержке гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи. В частности, до принятия такого решения уполномоченный орган обязан осуществить комплексную оценку нуждаемости заявителя в материальной поддержке в соответствии с установленными этими нормативными положениями критериями ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ)).
Учитывая изложенное выше, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления ФИО1.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым, о взыскании задолженности по выплате государственной социальной помощи – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.Ю. Микитюк
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2024 года.
Судья А.Ю. Микитюк