55RS0003-01-2022-001191-35
2-1154/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 11 апреля 2022 года
Ленинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Савчук А.Л.,
при секретаре судебного заседания Зыбаревой Е.В.
с участием помощника судьи Вилкс Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартыновой О.И. к бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска «Центр развития ребенка детский сад №258» о возложении обязанности определить продолжительность отпуска и произвести расчет,
УСТАНОВИЛ:
Мартынова О.И. обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с вышеуказанным иском, в обоснование заявленных требований она указала, что работает воспитателем в дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка детский сад №258» в группе общеразвивающей направленности. Она имеет ежегодный оплачиваемый отпуск 42 календарных дней. 20 августа 2019 года в их группу был зачислен ребенок, который имел проблемы с речью и относился к категории ОВЗ согласно ПМПК. Нормы часов педагогической работы воспитателем, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание обучающихся, воспитанников с ОВЗ, присмотр и уход за ними, установлены п. 2.5. Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601. Для указанных лиц она составляет 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Детский сад работает по 12 часовому режиму с 07.00 до 19.00, истец работает 36 часов в неделю. Кроме того для воспитателей дошкольных учреждений, работающих с обучающимися с ОВЗ и лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней. Считает, что продолжительность ее ежегодного отпуска должна быть 56 календарных дней. Просит признать отказ заведующей БДОУ г. Омска «ЦРР-д/с 258» неправомерным, определить продолжительность ее отпуска в 56 календарных дней, обязать руководителя БДОУ г. Омска «ЦРР-д/с 258» произвести расчет за переработанное время с 20.08.2019 по 30.06.2021, взыскать понесенные расходы в размере 300 рублей.
В судебном заседании Мартынова О.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, в изложенным в иске, пояснила, что в ее группе находился с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, о чем имелось заключение психолого-медико-педагогической комиссии. По особой программе с данным ребенком она не занималась, т.к. не знала, что ее необходимо разрабатывать. Занималась с ребенком индивидуально, т.к. он не усваивал общеобразовательную программу. Индивидуальная образовательная программа для ребенка не разрабатывалась. С работали по общеразвивающей программе для детей более младшего возраста, чем остальные дети в группе.
Представитель ответчика – заведующая учреждением Ильченко Н.А. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать. Не отрицала, что в группу, где работала воспитателем Мартынова О.И., посещал ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Однако в отношении ребенка не разрабатывалась и не реализовывалась адаптированная программа. Воспитатель с ребенком по адаптационной программе не занималась. В детском саду 11 общеобразовательных групп и 1 компенсирующая, комбинированных нет. С ребенком воспитатель занималась по общеобразовательной программе. В настоящее время ребенок переведен в группу для детей с задержкой психического развития.
Представитель ответчика Передерина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что является старшим воспитателем, истец к ней и к заведующей по вопросу необходимости разработать индивидуальную образовательную программу для ребенка не обращалась, такая программа для ребенка не разрабатывалась и не утверждалась. Индивидуальной работы с данным ребенком она не видела, хотя ежедневно посещает все группы, ребенок занимался на ровне со всеми. Полагает, что обязательным условием для получения предусмотренных законом льгот является разработка и утверждение индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
Представитель третьего лица департамента образования Администрации г. Омска Сафронов Н.А. возражал против удовлетворения иска, по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Пояснил, что есть письмо Минобрнауки, разъясняющее порядок получения педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, права на отпуск 56 дней. В данном случае индивидуальная работа с ребенком проведена не была. Индивидуальная программа для детей с ОВЗ разрабатывается руководителем учреждения с учетом мнения комиссии.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 21 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В силу ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Частью первой ст. 333 ТК РФ предусмотрено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть третья ст. 333 ТК РФ).
Статья 334 ТК РФ устанавливает, что педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466.
Педагогическим работникам полагается ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность составляет 42 или 56 календарных дней в зависимости от должности педагога, особенностей его деятельности, вида образовательной организации, которые указаны в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 № 466.
Перечень должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определен в разделе I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». В названную Номенклатуру должностей включена должность воспитателя.
В соответствии с подразд. 4 разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
В подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей среди прочих должностей поименованы воспитатели.
Судом установлено, что на основании приказа от 15 июля 2003 года № 28 Мартынова О.И. принята на должность воспитатель в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка- детский сад № 258» с 16.07.2003, в настоящее время с ней заключен трудовой договор № 20/2014 от 09.01.2014 на неопределенный срок, продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку 36 часов в неделю), сокращенное рабочее время. Режим работы с 07.00 до 14.00 и с 13.00 до 19.00, выходные дни суббота, воскресенье. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
Согласно уставу БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка- детский сад № 258», предметом деятельности учреждения является: обучение, воспитание и развитие воспитанников; выявление и развитие способностей каждого воспитанника, консультирование родителей по вопросам общей и возрастной, специальной педагогики, психологии, психологии семьи и воспитания. Присмотр, уход и оздоровление воспитанников. Учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать и принимать основную образовательную программу дошкольного образования учреждения в соответствии с законодательством РФ.
Правилами внутреннего трудового распорядка БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка- детский сад № 258», предусмотрено, что воспитатель имеет право на сокращенную продолжительность рабочего времени 36 часов в неделею, длительный отпуск сроком до одного года, предоставляемый не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы в порядке, установленном учредителем, работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности, удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительностью которого (служебную, коммерческую или иную) в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Рабочее время педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и настоящими ПВТР. Учебная нагрузка педагогического работника устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в БДОУ и закрепляется в заключенном с работником трудовом договоре.
Согласно п. 5.17 Правилами внутреннего трудового распорядка педагогическим работникам (воспитатель, старший воспитатель, педагог-психолог) предоставляется удлиненный отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
Учителю-дефектологу, учителю-логопеду, воспитателю группы ЗПР, воспитателю работающему с ребенком с ОВЗ по отдельной разработанной программе согласно заключению ПМПК, предоставляется удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. (п. 5.19).
Воспитатель имеет право на основной оплачиваемый отпуск сроком 42 календарных дня.
В данном случае истец Мартынова О.И. просит признать отказ заведующего БДОУ г. Омска «ЦРР-д\с 258» неправомерным, определить продолжительность ее отпуска в 56 календарных дней и оплатить переработку, т.к. группу где она работает, посещает ребенок с ОВС, в отношении которого выдано заключение ПМПК, в соответствии с которым несовершеннолетний должен обучаться по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития.
Согласно п. 1 Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В соответствии с п. 2 названного Приказа в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.
В силу п. 2.7 Приказа норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).
Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья (п. 2.5 Приказа).
В силу статьи 2 «Об образовании» образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная программа это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Статьей 79 «Об образовании» определено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии(ст. 55 ФЗ «Об образовании»).
Как указано выше в соответствии с пунктом 4 раздела I приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 года №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогических работников дошкольных образовательных организаций, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 года № 678 (в частности воспитатель) и работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, составляет 56 календарных дней.
В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 (действовавшим до 01.01.2021), образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах, которые могут иметь следующую направленность:
• общеразвивающую – в них реализуется образовательная программа дошкольного образования;
• компенсирующую – реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ;
• оздоровительную – такие группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении;
• комбинированную – в них осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 и действующему с 01.01.2021, образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В письме от 24.07.2017 №08-1408 «О направлении информации» Минобрнауки России разъясняет, что в дошкольных образовательных организациях ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска продолжительностью 56 календарных дней предоставляются всем педагогическим работникам, если они работают с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. В данном случае имеется в виду, что все педагогические работники, принимающие непосредственное участие в работе с такими детьми, имеют право на отпуск указанной продолжительности.
При этом не имеет значения количество детей, с которыми работает педагогический работник. Нормативные правовые акты не содержат соответствующих ограничений. То есть для отпуска продолжительностью 56 календарных дней достаточно, чтобы работник при выполнении должностных обязанностей взаимодействовал хотя бы с одним ребёнком с ОВЗ и (или) нуждающимся в длительном лечении. Право на 56 дней отпуска не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании.
При этом право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней имеют сотрудники, работающие с детьми с ОВЗ не только в компенсирующих группах, но и в группах, находящихся в составе групп комбинированной направленности.
Статус обучающегося с ОВЗ, дающий право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней, устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. При этом исчерпывающего перечня оснований, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, не имеется, и комиссия принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Определение продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска руководителей дошкольных образовательных организаций осуществляется в зависимости от того, какие группы функционируют в данной организации.
При этом в приведенных нормативных правовых актах категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа психолого-медико-педагогической комиссии.
Группа, в которой воспитателем работает Мартынова О.И., является группой общеразвивающей направленности, осуществляющей реализацию образовательной программы дошкольного образования общеразвивающей группой.
В ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что в августе 2019 года в данную группу по направлению Департамента образования Администрации г. Омска был зачислен Крылов М.Е.
Согласно заключению Городской (территориальной) психолого-медико-педагогической комиссии города Омска департамента образования Администрации г.Омска от 01.11.2019 ребенку Крылову М.Е. необходимо предоставление специальных условий образования как обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, адаптивная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития, уровень образования дошкольный, указаны направления коррекционной работы: педагог-психолог (формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие производственной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности), учитель-логопед (коррекция и развитие всех компонентов речи), учитель-дефектолог (формирование и развитие предметно-практический и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, познавательной сферы).
В ходе судебного разбирательства истец пояснила, что индивидуальная образовательная программа для работы с указанным ребенком не разрабатывалась, осуществлялась реализация образовательной программы дошкольного образования общеразвивающей группы для детей младше возрастом на 1 год.
Исходя из приведенных выше правовых норм особый статус педагогических работников, работают с обучающимися с ОВЗ, и предоставлением им дополнительных льгот и гарантий, в частности сокращенной продолжительностью рабочего времени и удлиненного основного ежегодного отпуска. Обусловлено не самим по себе статусом ребенка «обучающийся с ОВЗ» и наличием у него каких-либо ограничений по здоровью, а необходимостью реализации в отношении данного ребенка индивидуальной образовательной программы и создания специальных условий получения образования, исходя из решения психолого-медико-педагогической комиссии.
В ходе судебного заседания из представленных в материалы дела доказательств, в том числе пояснений сторон и показаний свидетелей, установлено, что специальных условий получения дошкольного образования в отношении Крылова М.Е. не создавались, индивидуальная образовательная программа с учетом имеющихся у него особенностей здоровья и рекомендаций ПМПК не реализовывалась.
Сама по себе индивидуальная работа воспитателей с данным ребенком в связи с возникающими у него сложностями в усвоении материала право на получение отпуска продолжительностью 56 календарных дней и сокращенную до 25 часов продолжительность рабочей недели не порождает.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствие правовых оснований для предоставления истцу отпуска продолжительностью 56 календарных дней и сокращенной до 25 часов нормы часов педагогической работы, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Применительно к положениям ст. 98 ГПК РФ в связи с отказом в удовлетворении требований оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате государственной пошлины также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мартыновой О.И. к бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска «Центр развития ребенка детский сад №258» о признании отказа заведующей учреждения неправомерным, определении продолжительности ежегодного основного отпуска в 56 календарных дней, возложении на работодателя обязанности произвести перерасчет за переработанное время за период с 20.08.2019 по 30.06.2021, взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Л. Савчук
Мотивированный текст решения изготовлен 18 апреля 2022 года.
Судья А.Л. Савчук