Дело № 2-328/2020
УИД 32RS0023-01-2020-000872-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2020 года г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Овчинниковой О. В., при секретаре Алымовой В. Г.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Почепского района Брянской области Коберника М. О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Почепского района Брянской области обратился в суд с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области, ссылаясь на то, что проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверкой исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области установлено, что полномочия по организации дорожной деятельности в отношении дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на территории Краснорогского сельского поселения закреплены за Краснорогской сельской администрацией, однако вблизи <адрес> имени ФИО1 уличная дорожная сеть в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52289-2019 не обустроена. Вблизи <адрес> имени ФИО1 <адрес> отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости»; отсутствуют «искусственная неровность» дорожного покрытия, предусмотренная п. 6.2 ГОСТ Р 52605 – 2006 и дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность», а также соответствующая дорожная разметка 1.14.1 «Зебра». В нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 вблизи <адрес> имени ФИО1 отсутствуют ограждения перильного типа у пешеходных переходов, отделяющие проезжую часть от тротуара. По указанным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое до настоящего времени не исполнено.
В связи с тем, что указанные нарушения влекут неблагоприятную обстановку на автомобильных дорогах, способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, прокурор Почепского района Брянской области просит суд обязать Краснорогскую сельскую администрацию Почепского района Брянской области принять меры по обустройству улично-дорожной сети в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52289-2019 вблизи <адрес> имени ФИО1» <адрес> путем установки средств организации дорожного движения - дорожных знаков 1.23 «Дети», 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.20 «Искусственная неровность», нанести соответствующую разметку 1.14.1 «Зебра» и установить ограждения перильного типа у пешеходных переходов, оборудовать искусственными неровностями дорожное покрытие в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Почепского района Брянской области Коберник М. О. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил предоставить ответчику срок для устранения указанных в иске нарушений не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - глава Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области Сафонова Е. В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования прокурора признала в полном объеме.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Согласно п. 2 ст. 6 Устава Краснорогского сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области органы местного самоуправления сельского поселения вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Почепского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельского поселения в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Полномочия в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения переданы Краснорогской сельской администрации Почепского района в соответствии с соглашением об условиях предоставления из бюджета Почепского муниципального района Брянской области бюджету Краснорогского сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области иных межбюджетных трансфертов на осуществление полномочий, предусмотренных соглашением о передачи части полномочий на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Почепского района Брянской области и администрацией Краснорогского сельского поселения.
В соответствии с п.п. 6, 7, 12 ст. 3 Федерального закона РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 5 ст. 3 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанного законодательства, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Самой незащищенной категорией участников дорожного движения являются дети.
Согласно п. 5.2.25 "ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1425-ст (далее ГОСТ Р 52289-2019), знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах повторный знак 1.23 устанавливают на расстоянии от 20 до 30 м от опасного участка.
Согласно п. 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2019 знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости" применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке. При ограничении скорости движения на опасных участках дороги (крутые повороты, отсутствие тротуаров, предусмотренных ГОСТ Р 52766, необеспеченная видимость встречного автомобиля, сужение дороги и т.п., место концентрации ДТП) зона действия знака должна соответствовать протяженности опасного участка. Если на данном участке устанавливают максимальную скорость, отличающуюся от максимальной скорости движения на предшествующем участке на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с шагом не более 20 км/ч путем последовательной установки знаков 3.24 на расстоянии вне населенных пунктов от 100 до 150 м, а в населенных пунктах - от 50 до 100 м друг от друга. Ступенчатое ограничение скорости допускается не применять (за исключением дорог, на которых разрешенная скорость движения 110 км/ч и более) перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.23.1 или 5.23.2, в случае, если расстояние видимости знака более 150 м. Знак 3.24 с табличкой 8.2.1 у искусственной неровности устанавливают совместно со знаком 5.20 на одной опоре (рисунок В.21). Значение скорости, указываемое на знаке, должно соответствовать конструкции неровности. Знак 3.24 следует дублировать в соответствии с 5.1.6.
В силу п. 5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019 знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с конструктивно выделенной разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части, при этом знак 5.19.1 устанавливают на такой разделительной полосе, если по ней организовано пешеходное движение вдоль проезжей части или пешеходный переход пересекает две и более разделительные полосы. Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода. Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1. На регулируемых перекрестках, с диагональными пешеходными переходами, знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают только на пешеходных переходах, расположенных по периметру перекрестка (рисунок В.19). При совмещении искусственной неровности и пешеходного перехода знак 5.19.1 допускается устанавливать совместно со знаком 5.20 по 5.6.31. Знаки 5.19.1 и 5.19.2 следует дублировать по 5.1.6.
Пунктом 5.6.31 ГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что знак 5.20 "Искусственная неровность" применяют для обозначения искусственной неровности по ГОСТ Р 52605. Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств. Допускается устанавливать знак слева на участке дороги, проходящем вдоль трамвайных путей или вдоль непосредственно прилегающей к нему справа выделенной дорожным ограждением площадки, предназначенной для стоянки транспортных средств, обозначенной знаком 6.4.
Пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2019 установлено, что разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.
Согласно пп. б п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 перильные ограничивающие пешеходные ограждения применяют на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону: 1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов; 2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений. Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории. Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня).
Согласно п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Национальный стандарт. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» искусственная неровность устраивается за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. Искусственную неровность допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий: в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах; перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное знаками 3.24 "Ограничение максимальной скорости", 5.3.1 "Зона с ограничением максимальной скорости", 5.21 "Жилая зона"; перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до знака 2.5 "Движение без остановки запрещено"; по всей зоне действия знака 1.23 "Дети" через 50 м друг от друга.
Как следует из материалов дела в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Почепского района Брянской области была проведена проверка деятельности Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области, в ходе которой было установлены нарушения исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, выразившиеся в том, что вблизи <адрес> имени ФИО1» <адрес> уличная дорожная сеть в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52289-2019 не обустроена. Вблизи <адрес> имени ФИО1» отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости». Отсутствуют «искусственная неровность», предусмотренная п. 6.2 ГОСТ Р 52605 – 2006 и дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность», а также соответствующая дорожная разметка 1.14.1 «Зебра». В нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 у пешеходных переходов отсутствуют ограждения перильного типа, отделяющие проезжую часть от тротуара. По указанным нарушениям ранее ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы Краснорогского сельского поселения было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое до настоящего времени не исполнено.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются справкой от ДД.ММ.ГГГГ старшего помощника прокурора Почепского района Брянской области Коберника М. О. в адрес прокурора района, содержащей сведения о выявлении вышеуказанных нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения; представлением прокурора Почепского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства, вынесенным в адрес главы Краснорогского сельского поселения Сафоновой Е. В.; ответом главы Краснорогского сельского поселения Сафоновой Е. В. от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии возможности устранения выявленных нарушений из-за недостатка денежных средств, соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении из бюджета Почепского муниципального района межбюджетных трансфертов бюджету Краснорогского сельского поселения на осуществление переданных Краснорогской сельской администрации Почепского района полномочий в области дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения на территории сельского поселения; фото-таблицей, содержащей изображения выявленных в ходе проведенной прокуратурой вышеуказанных нарушений.
Поскольку указанные нарушения до настоящего времени ответчиком не устранены, что создает неблагоприятную обстановку на автомобильных дорогах и условия для нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних и иного неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об обоснованности и необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Почепского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснорогского сельского поселения Почепского района Брянской области, и принимает во внимание признание иска уполномоченным лицом – представителем ответчика в лице главы администрации Краснорогского сельского поселения Почепского района Брянской области Сафоновой Е. В.
Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствие ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, при этом в порядке ст. 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, представителю ответчика известны, о чем она указала в своем письменном заявлении.
Для устранения допущенного нарушения закона требуется время. Требуемый прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Краснорогской сельской администрации Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Краснорогскую сельскую администрацию Почепского района Брянской области принять меры по обустройству улично-дорожной сети в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52289-2019 вблизи <адрес> им. ФИО1» по <адрес> путем установки средств организации дорожного движения – дорожных знаков 1.23 «Дети», 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.20 «Искусственная неровность», и нанесения соответствующей разметки 1.14.1 «Зебра» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Краснорогскую сельскую администрацию Почепского района Брянской области установить ограждения перильного типа у пешеходных переходов возле <адрес> им. ФИО1», а также оборудовать искусственными неровностями дорожное покрытие по <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О. В. Овчинникова
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2020 года.