Дело №2-4291/2023
59RS0007-01-2023-002224-35
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 25 июля 2023 года
Свердловский районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Кокаровцевой М.В.,
при секретаре Плотниковой К.А.,
с участием представителя истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Косвик», ООО «Витекс» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Соликамский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к АО «Косвик», ООО «Витекс» (с учетом уточнения исковых требований) о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - аптеке по адресу: <адрес>, путем приведения входной группы в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020. Свод привил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр: оборудовать в соответствии с требованиями п. п. 5.1.14, 6.2.12. СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, пандус нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; привести ширину входной площадки нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> соответствии с п. 6.1.4 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.
В обоснование требований указано, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка исполнения ООО "Витекс" требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для вышеуказанной категории граждан аптеки по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства.
Вышеуказанное нежилое помещение, являющееся собственностью «АО «Росвик» (с ДД.ММ.ГГГГ наименование Общества изменено на АО «Косвик»), общей площадью 47,4 кв.м., передано ООО «Витекс» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Договор действует по настоящее время.
Помещение передано арендатору ООО «Витекс» для организации аптеки (аптечного пункта) (п. 1.2 Договора).
Пунктом 3.2.2 Договора также установлено, что арендатор имеет право производить капитальный ремонт помещения, благоустраивать прилегающую территорию по своему усмотрению и за свой счет при условии письменного разрешения арендодателя.
В ходе прокурорской проверки с привлечением специалиста МБУ «УРСИИ» произведен осмотр входной группы аптеки ООО «Витекс», расположенное по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено следующее.
Пандус отсутствует. Вместо него используется аппарель (элемент обустройства пешеходного пути в виде накладной конструкции на лестничном марше, состоящей из двух раздельных направляющих для перемещения средств на колесах и прохода между ними. В качестве аппареля использованы металлические полозья, внутренняя ширина между которыми составляет 70 см, что не позволяет учитывать разницу в расстояниях между колесами по их оси для различного типа колясок в диапазоне от 420 до 630 мм и не соответствует п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. Свод правил. СНиП 35-01-2001».
Длина диагонали существующего аппареля составляет 2,7 м. Высота площадки по отношению к тротуару составляет 1,3 м, длина нижней поверхности аппареля составляет 7 м.
Ширина входной площадки составляет 1,5 м, что не соответствуют 6.1.4 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
От кнопки вызова персонала аптеки, расположенной на стойке поручня, до начала аппареля расстояние составляет 1,30 м. Данное расстояние делает существующую кнопку не доступной для маломобильных групп населения.
Таким образом, в ходе прокурорской проверки установлено, что существующий вход в аптеку ООО «Витекс», расположенной по адресу: <адрес>, ограничивает жизнедеятельность маломобильных групп населения и нарушает их право на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, что является недопустимым и требующим устранения.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков АО «Косвик», ООО «Витекс» в судебное заседание не явились, извещены судом в порядке, предусмотренном законом.
Согласно ст. 35 ГПК РФ, участие стороны по делу в судебном заседании является ее правом, но не обязанностью. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участием в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела судом по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7,8,10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с п. 1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Исходя из изложенного, недопустимо злоупотребление лицами, участвующими в деле, их процессуальными правами.
Согласно ст. 117 ГПК РФ, при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение, лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Учитывая задачи судопроизводства и принцип правовой определенности, суд считает, что отложение судебного разбирательства в данном случае не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства и не позволило бы рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Возвращение почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, как волеизъявление лица, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Учитывая, что в соответствии с ч. 4 ст. 167, ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, оценив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями ст. ст. 2, 7, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Из преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") следует, что данный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу статьи 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям (пункт 1 части 1); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (пункт 3 части 1); сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (пункт 4 части 1); оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами (пункт 8 части 1).
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 16 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Одним из средств конкретизации ч. 1 ст. 15 указанного закона, является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в т.ч., заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, лестницы и ступеней. Необходимость установления такого требования вытекает из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений).
На основании статьи 2 ГрК РФ одним из принципов, на которых основываются законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно статьи 3 Закона Пермского края от 04.04.2016 № 627-ПК "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края" к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, на которых обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе: учреждения и организации образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения (статья 3). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур закреплено в статье 4 Закона Пермского края "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края".
Конкретные технические требования обустройства входных групп объектов социальной инфраструктуры, используемых маломобильными группами населения, регламентированы Сводом правил СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - СП 59.13330.2020), утвержденным и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.
Как следует из п. 1.1, 1.2 СП 59.13330.2020, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна) (п. 1.1). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН (п. 1.2).
Согласно п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Пункт 3.15 СП 59.13330.2020 содержит определение понятия пандус - сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.
Пункт 3.1 СП 59.13330.2020 определяет аппарель как элемент обустройства пешеходного пути в виде монолитной или накладной конструкции, в том числе на лестничном марше или через препятствие, состоящий из двух раздельных направляющих для перемещения средств на колесах и прохода между ними.
При этом, согласно п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.
Согласно п. 5.1.12 СП 59.13330.2020 ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%. Не следует применять на путях движения инвалидов и МГН ступеней с открытыми подступенками. В марше внешней лестницы должно быть 3 - 12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться съездами. На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько полос, контрастных с поверхностью ступени, (например, желтого цвета), имеющие общую ширину в пределах 0,08 - 0,1 м. Расстояние между контрастной полосой и краем проступи - от 0,03 до 0,04 м. Перед внешней лестницей следует обустраивать предупреждающие тактильно-контрастные указатели глубиной 0,5 - 0,6 м на расстоянии 0,3 м от внешнего края проступи верхней и нижней ступеней. В том случае, если проступь ступени на верхней площадке выделена конструктивно, предупреждающий указатель должен начинаться сразу от проступи, независимо от ее ширины. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающий указатель обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша. На платформах и в залах ожидания необходимо предусматривать дублирование визуальной и звуковой (речевой) информации текстовой информацией (п. 8.4.12 СП 59-13330.2016).
Согласно п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м, при этом величина длины пандуса рассчитывается исходя из угла наклона (Таблица 5.1).
В соответствии с п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.
Пунктом 6.1.4 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес, водоотвод и, в зависимости от местных климатических условий, подогрев поверхности покрытия маршей лестницы и пандуса. Размеры входной площадки с пандусом - 2,2 х 2,2 м.
Согласно п. 6.2.12 СП 59.13330.2020 оптимальным вариантом для обхвата рукой являются поручни округлого сечения диаметром от 0,04 до 0,05 м (для детей -0,03 м). Расстояние в свету между поручнем и стеной должно быть не менее 0,045 м. Стена вдоль поручня должна быть гладкой. На боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней общественных зданий должны предусматриваться рельефные обозначения этажей.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Соликамской городской прокуратурой проведена проверка исполнения ООО "Витекс" законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для вышеуказанной категории граждан аптеки по адресу: <адрес>, оказывающим услуги неограниченному кругу лиц, в том числе инвалидам и другим маломобильным группам населения.
В ходе прокурорской проверки с привлечением МБУ "УРСИИ" установлены нарушения действующего законодательства в части наличия препятствий доступа маломобильных групп населения в помещение аптеки ООО "Витекс" по адресу: <адрес>. Выявлены следующие факты: пандус, соответствующим требованиям СП 59.13330.2020, отсутствует. Вместо него используется аппарель (элемент обустройства пешеходного пути в виде накладной конструкции на лестничном марше, состоящей из двух раздельных направляющих для перемещения средств на колесах и прохода между ними). В качестве аппареля использованы металлические полозья, внутренняя ширина между которыми составляет 70 см, что не позволяет учитывать разницу в расстояниях между колесами по их оси для различного типа колясок в диапазоне от 420 до 630 мм и не соответствует п. 6.1.2 СП 59.13330.2020. Длина диагонали существующего аппареля составляет 2,7 м. Высота площадки по отношению к тротуару составляет 1,3 м, длина нижней поверхности аппареля составляет 7 м. Ширина входной площадки составляет 1,5 м, что не соответствует п. 6.1.4. СП 59.13330.2020.
Собственником нежилого помещения площадью 47,4 кв. м по адресу: <адрес>, является АО «Росвик» (с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в АО «Косвик»).
ДД.ММ.ГГГГ между АО «Росвик» и ООО «Витекс» заключен договор аренды нежилого помещения, по условиям которого арендатор принял во временное возмездное владение и пользование нежилое помещение, общей площадью 47,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. Помещение предоставлено под аптеку/аптечный пункт.
Пунктом 3.2.2 Договора предусмотрено, что арендатор имеет право производить капитальный ремонт помещения, благоустраивать прилегающую территорию по своему усмотрению и за свой счет при условии письменного разрешения арендодателя.
ДД.ММ.ГГГГ между АО «Росвик» и ООО «Витекс» подписан акт приема-передачи нежилого помещения общей площадью 47,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Витекс» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, с требованием безотлагательно рассмотреть представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, их причин и условий, им способствующих.
Из письма ООО «Витекс» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что обществом незамедлительно приняты меры для обеспечения доступности аптечных пунктов для маломобильных слоев населения. Ведется работа по повторному оборудованию кнопками вызова персонала и переносу расположения кнопок в более доступные части входных групп. ООО «Витекс» установлен повышенный контроль на аптечных пунктах за прилегающей территорией входных групп и входной группой с целью обеспечения беспрепятственного доступа маломобильными группами населениями и оказания соответствующей помощи для посещения аптечных пунктов. Ориентировочный срок исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в настоящее время беспрепятственный доступ в указанную аптеку инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, не обеспечен, поскольку отсутствует пандус, соответствующим требованиям СП 59.13330.2020, существующий аппарель не соответствует требованиям СП 59.13330.2020.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что помещение аптеки, расположенное по адресу: <адрес>, не отвечает требованиям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Пермского края от 04.04.2016 № 627-ПК "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края".
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исковые требования Соликамского городского прокурора направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - маломобильных групп населения в сфере обеспечения доступа инвалидов к социально значимому объекту инфраструктуры - аптеке. Возлагая на АО «Косвик», ООО «Витекс» обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к объекту социального значения - аптеке, расположенной по адресу: <адрес>, суд исходит из обязанности содержания собственником имущества (статья 210 ГК РФ), договора аренды (п. 3.2.2).
Доказательств необоснованности иска ответчиками не представлено, в связи с чем, суд полагает требования Соликамского городского прокурора, предъявленные к АО «Косвик», ООО «Витекс», законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доказательств отсутствия технической возможности для реализации установленных требований с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в аптеку, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе судебного разбирательства не представлено.
Таким образом, АО «Косвик», ООО «Витекс» - как собственник и арендатор объекта социальной инфраструктуры - помещения (аптеки), расположенного по адресу: <адрес>, обязаны создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение для получения ими услуг аптеки.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает предложенный прокурором срок исполнения обязанностей разумным, и с учетом отсутствия доказательств обратному, признает требования прокурора в части установления такого срока обоснованным.
руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на АО «Косвик» (ИНН 5904001293, ОГРН 1025900909033), ООО «Витекс» (ИНН 5908041850, ОГРН 1085908003213) обязанность в срок до 01.12.2023 обеспечить доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - аптеке по адресу: <адрес>, путем приведения входной группы в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020. Свод привил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр:
- оборудовать в соответствии с требованиями п. п. 5.1.14, 6.2.12. СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, пандус нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
- привести ширину входной площадки нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> соответствии с п. 6.1.4 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.В. Кокаровцева
Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2023 года.