Дело №2-73/2024
УИД 34RS0017-01-2023-001380-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля 29 января 2024 г.
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гангаловой Т.С.,
с участием в деле:
истца Муравьева С.В.,
представителя ответчика МБОУ Ширяевская СОШ - Богдановой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муравьева С. В. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Ширяевская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области, отделу образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Муравьев С.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Ширяевская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области, отделу образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области. В обоснование требований указал, что решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 14 августа 2023 года его исковые требования о взыскании невыплаченной заработной платы удовлетворены в полном объеме. Работодатель на регулярной основе не выплачивает заработную плату в полном объеме, так за 2021-2022 года это третье решение, которым установлен факт недоплаты ему заработной платы. Указанные обстоятельства повлекли его физические и нравственные страдания.
По указанным основаниям, истец просил суд взыскать с ответчиком в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец Муравьев С.В. заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ Ширяевская СОШ – Богданова Е.Р. исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать, суду пояснила, что действительно решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 14 августа 2023 года в пользу истца с ответчика была взыскана невыплаченная заработная плата, указанным решением нарушенное право Муравьева С.В. было восстановлено. В связи с этим полагала, что факт причинения истцу морального вреда не доказан.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно пункту 14 названного Постановления под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 33 от 15.11.2022 года "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" работник в силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 33 от 15.11.2022 года "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу 19 сентября 2023 года решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 14 августа 2023 года по гражданскому делу №2-441/2023 иск Муравьева С. В. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Ширяевская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области о взыскании невыплаченной заработной платы удовлетворен, с муниципального бюджетного образовательного учреждения Ширяевская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области в пользу Муравьева С. В. взыскана недоплата заработной платы за период с 20 мая 2022 года по 3 июля 2022 года и с 29 августа 2022 года по 31 августа 2022 года в размере 10804 рубля 05 копеек.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 61 названного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, исходя из преюдициальности судебного решения Иловлинского районного суда Волгоградской области от 14 августа 2023 года по гражданскому делу №2-441/2023, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения трудовых прав истца, а, следовательно, о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, в связи с чем в данном гражданском деле подлежит определению только размер компенсации морального вреда.
При этом из указанного выше решения Иловлинского районного суда Волгоградской области от 14 августа 2023 года по гражданскому делу №2-441/2023 следует, Муравьев С.В. был принят на работу на основании трудового договора № 108 от 19 мая 2016 года (с учетом дополнительного соглашения № 124 от 1 сентября 2016 года), заключенного с МБОУ «Ширяевская СОШ», то есть истец состоял в трудовых отношениях с МБОУ «Ширяевская СОШ» и состоял в должности учителя математики, физики и информатики. Исходя из этого, требования истца в части взыскания компенсации морального вреда подлежат удовлетворению только с ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения Ширяевская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения, степень нравственных страданий истца, его индивидуальные особенности, в частности возраст, семейное положение, а также требования разумности и справедливости и приходит к выводу о том, что заявленный Муравьевым С.В. размер компенсации морального в сумме 50000 руб., является завышенным, в связи с чем, суд считает разумной и подлежащей взысканию сумму морального вреда в размере 10 000 руб. Данная сумма, с учетом установленных по делу обстоятельств, в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, соразмерности, а также способствует восстановлению нарушенных прав истца.
На основании части 1 статьи 103 ГПК РФ, согласно которой государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, устанавливающего размер пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера в сумме 300 рублей. Таким образом, с ответчика - муниципального бюджетного образовательного учреждения Ширяевская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Иловлинского муниципального района Волгоградской области в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Муравьева С. В. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Ширяевская средняя общеобразовательная школа о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Ширяевская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области в пользу Муравьева С. В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части исковые требования Муравьева С. В. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Ширяевская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в доход бюджета Иловлинского муниципального района Волгоградской области в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 31 января 2024 года.
Судья Е.А. Малышкина