Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1831/2024 ~ М-1500/2024 от 01.07.2024

Гражданское дело № 2-1831/2024

УИД 74RS0030-01-2024-002755-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2024 года г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Котельниковой К.Р.,

при секретаре Сарсикеевой Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова А.В. к Администрации г.Магнитогорска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

установил:

Соколов А.В. обратился в суд с иском просил обязать администрацию города Магнитогорска предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в границах г.Магнитогорска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров, за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета Челябинской области.

В обоснование указано, что Соколов А.В., дата года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. В дата году Соколов А.В. окончил МОУ СОШ , решением Министерства социальных отношений Челябинской области Соколов А.В., включен в общеобластной список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учитывая, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, его жилищные права нарушены.

Истец Соколов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть в свое отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика администрации г.Магнитогорска не явился, о слушании дела был надлежащим образом извещен. В письменных возражениях указал, что предоставлению жилого помещения должно предшествовать выделение субвенций из областного бюджета и формирование специализированного жилищного фонда для указанной категории граждан. Считает, что администрация города приняла все меры по организации учета указанной категории граждан, права и интересы Соколова А.В. не нарушены. Просит в удовлетворении иска отказать, а в случае удовлетворения требований предоставить отсрочку исполнения решения суда на три года.

Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. В письменном отзыве указал, что решением Министерства социальных отношений Челябинской области Соколов А.В. включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договорам найма специализированного жилого помещения по Магнитогорскому городскому округу. Считает возможным обязать уполномоченный орган Магнитогорского городского округа предоставить ему жилое помещение.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст.8 Закона).

В силу ст. 5 названного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ст.ст.1,17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 № 212-30 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года №447-30).

В соответствии со ст.3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 № 442-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (ст.6 Закона).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Соколов А.В. дата года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Н.О.П. согласно свидетельству о смерти умерла дата, отец С.В.Н., согласно свидетельству о смерти умер дата.

Местом жительства Соколова А.В. с 04.10.2006 является Магнитогорский городской округ. Соколов А.В. является собственником 1/4 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 27,2 кв.м. Установлен факт невозможности проживания Соколова А.В. в вышеуказанном жилом помещении, так как не соблюдается учетная норма на одного проживающего (на долю Соколова А.В. приходится 6,8 кв.м, учетная норма по Магнитогорскому городскому округу – 10 кв.м.)

Решением Министерства социальных отношений Челябинской области от 14 августа 2020 года Соколов А.В. включен в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договорам найма специализированного жилого помещения по Магнитогорскому городскому округу.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2013 года.

Действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положением о порядке использования муниципального жилищного фонда в г. Магнитогорск, утвержденным решением Магнитогорского городского собрания депутатов от 30.11.2005 г. № 137 (в редакции решения Магнитогорского городского собрания депутатов от 10.07.2018 года № 112), установлена норма предоставления жилого помещения в г. Магнитогорске – не менее 18 квадратных метров общей площади на человека.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8).

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

С учетом наличия у истца не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, суд находит требования Соколова А.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска Челябинской области просил предоставить отсрочку исполнения решения суда на три года, ссылаясь на невозможность заключения муниципального контракта без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что влечет за собой существенные временные затраты. В соответствии с Законом Челябинской области от 27 декабря 2023 года №992-З0 «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» Магнитогорскому городскому округу для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот утверждено выделить денежные средства в размере 88699600 руб. По результатам проведения мониторинга рынка жилья Администрация города Магнитогорска заключила 21 контракт на приобретение жилых помещений для детей-сирот путем участия в долевом строительстве на сумму 62693427,60 руб. Срок передачи объектов в муниципальную собственность не позднее 15.12.2025. По сведениям отдела опеки и попечительства управления социальной защиты населения администрации города Магнитогорска, жилые помещения на территории города Магнитогорска с 2012 года предоставляются согласно исполнительного производства однократно по месту жительства, исходя из даты поступления исполнительного документа. Предоставление квартир в данном случае осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты поступления исполнительного документа в администрацию города. Иного свободного жилого помещения, которое могло бы быть предоставлено Соколову А.В. в целях исполнения решения суда в специализированном жилищном фонде Администрации города Магнитогорска в настоящее время не имеется. После приобретения жилых помещений на основании заключенного муниципального контракта по инвестированию в строительство многоквартирного жилого дома Соколову А.В. будет предложено жилое помещение и при наличии его согласия предоставлено жилое помещение. Таким образом, администрацией г.Магнитогорска выполнены все зависящие от неё действия и исполнение решения суда в настоящее время не представляется возможным по объективным причинам, не зависящим от администрации г.Магнитогорска. Просит предоставить отсрочку исполнения решения суда на три года.

В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке исполнения решения суда.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 18 апреля 2006 года № 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

При этом, доказательств того, что ответчик по объективным причинам не может исполнить решение суда суду не представлено.

При рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения судебного акта, должны учитываться не только интересы ответчика, но и интересы истца, в противном случае отсрочка исполнения судебного акта может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.

Часть 1 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Принцип обязательности судебных актов закреплен также в ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Таким образом, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения судебного постановления должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, а доводы администрации г.Магнитогорска не могут служить основанием для неисполнения решения суда, иное противоречило бы конституционному принципу равенства всех перед законом и судом, закрепленному в ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации.

Анализируя представленные должником аргументы в подтверждение заявленных требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку наличия обстоятельств предоставления отсрочки исполнения решения суда, носящих действительно исключительный характер, из материалов дела не усматривается, и автором заявления не представлено.

Обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Доказательств того, что в период отсрочки решение суда будет исполнено, не имеется.

Таким образом, учитывая фактические обстоятельства по делу, интересы не только ответчика, но и истца, и также, принимая во внимание, что предоставление отсрочки исполнения решения суда является правом, а не обязанностью суда, суд находит правильным заявление администрации г.Магнитогорска оставить без удовлетворения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из самых социально уязвимых категорий населения. Лишившись семьи, родительского тепла и заботы, эти дети нуждается в повышенной социальной защите главным образом со стороны государства. Эта обязанность проистекает из положений ст. 7 Конституции РФ, где Российская Федерация названа социальным государством, политика которого направлена в том числе на государственную поддержку материнства, отцовства, детства.

Исполнение решения не может ставиться в зависимость от материальной состоятельности ответчика и отсутствие в местном бюджете необходимых денежных средств, поскольку данное обстоятельство не относится к числу обстоятельств непреодолимой силы.

Предоставление отсрочки нарушает баланс законных интересов сторон и существенно нарушит права истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении ходатайства администрации города Магнитогорска о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказать.

Обязать администрацию города Магнитогорска (ИНН 7446011940) предоставить Соколову А.В., дата года рождения (паспорт ) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в границах г.Магнитогорска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г.Магнитогорска.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2024 года.

2-1831/2024 ~ М-1500/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколов Алексей Викторович
Ответчики
Администрация г. Магнитогорска
Другие
Министерство социальных отношений Челябинской области
Суд
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области
Судья
Котельникова К. Р.
Дело на странице суда
magprav--chel.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2024Передача материалов судье
05.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2024Подготовка дела (собеседование)
18.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее