Дело № 11-4/23
(№ 2-843/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 апреля 2023 года п. Змиевка Орловской области
Свердловский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Белозерцевой В.Р.,
при секретаре судебного заседания Поремчук Е.В.,
с участием ответчика Коновалова Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области апелляционную жалобу ответчика Коновалова Ю.Н. на решение мирового судьи судебного участка Глазуновского района Орловской области от 07 сентября 2022 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Коновалову Ю.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами»,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее – ООО «УК «Зеленая роща», общество) обратилось в суд с иском к Коновалову Ю.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами».
В обоснование заявленных требований ООО «УК «Зеленая роща» указало, что истец и ответчик являются сторонами публичного договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. На основании соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области с ДД.ММ.ГГГГ на 10 лет. Истец согласно вышеназванному договору обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах накопления, определенных договором, а потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу, не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга. Объем твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО), подлежащих оплате, определяется согласно нормативу накопления, установленному Постановлением Правительства Орловской области № 221 от 21.05.2018 и составляет 2,500 куб.м. на одного проживающего в индивидуальном жилом доме, расположенном на территории городского поселения, или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района. Оплата услуг определяется исходя из объема оказанных услуг и тарифа, утвержденного Приказами Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 № 651-Т, от 19.12.2019 № 527-Т, от 17.12.2020 № 524-Т. В соответствии с договорами ЭА-ТКО-2019-10 от 24.12.2018 и № ЭА-ТКО-2020-9 от 30.12.2019 транспортирование ТКО в Глазуновском районе Орловской области осуществляло ЗАО «Чистый город». Ответчик своих обязанностей по своевременной оплате предоставляемых услуг не исполнял. Задолженность ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 4079 рублей 14 копеек, которую истец просит взыскать, а также истцом заявлены требования о взыскании неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 613 рублей 75 копеек и расходов по оплате госпошлины в размере 400 рублей.
Мировым судьей, рассмотревшим дело по общим правилам искового производства, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик Коновалов Ю.Н. указывает, что с решением суда не согласен, поскольку договор с истцом он не заключал, квитанции не оплачивал, услуга ему надлежащим образом не оказывается. Истец был лишен возможности оказывать такую услугу по причине отсутствия контейнера в месте его проживания - на <адрес> в д. <адрес>. Имеющимися в <адрес> контейнерами для сбора ТКО он никогда не пользовался, поскольку они установлены на расстоянии более 100 м от его дома. Ссылается на то, что суд неправомерно отказал в удовлетворении его ходатайства о выезде на место его проживания с целью установления факта невозможности пользоваться данной услугой ввиду отсутствия контейнера. Полагает, что глава Отрадинского поселения дала суду ложные показания о том, что она договорилась с жителями <адрес> о месте расположения контейнера, поскольку схода граждан по этому вопросу не было. Просил решение мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье.
В своих возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «УК «Зеленая Роща» Гришина Ю.М., ссылаясь на положения действующего законодательства, полагала решение законным и обоснованным и просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Глава Отрадинского сельского поселения Глазуновского района Орловской области Сухова Н.Д. в своих возражениях также полагала, что решение законно и отмене не подлежит.
В судебном заседании ответчик Коновалов Ю.Н. доводы своей апелляционной жалобы поддержал, просил обжалуемое решение отменить. Дал суду объяснения, аналогичные содержанию апелляционной жалобы, сославшись на то, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО не заключал, контейнерная площадка на его улице отсутствует, утилизирует твердые коммунальные отходы самостоятельно.
Представители истца ООО «УК «Зеленая роща», третьих лиц -администрации Отрадинского сельского поселения Глазуновского района Орловской области и ЗАО «Чистый город» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель истца Гришина Ю.М. и глава Отрадинского сельского поселения Сухова Н.Д. просили рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представили письменные заявления.
Выслушав ответчика Коновалова Ю.Н., изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Мировым судьей при разрешении спора правильно применены положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно статьям 1 и 24.6 которого твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» утверждены Правила обращении с твердыми коммунальными отходами, которыми установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) лежит на собственнике жилого дома.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновение права собственности на жилое помещение (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закон раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозок транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское гостиничное обслуживание и т.п.)Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО на территории Орловской области, опубликован в издании «Орловская правда» от 28.12.2018, установленной для официального опубликования правовых актов органов государственной власти Орловской области, что является предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Из приведенных положений закона следует, что если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
При этом, пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Исходя из содержания статей 8 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность по оборудованию и содержанию мест для сбора мусора отнесена законом к компетенции органов местного самоуправления, из чего следует, что оплата истцу коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия мест для сбора ТКО, поскольку такие полномочия на истца законом не возложены.
Размер начисленной платы за обращение с ТКО ответчиком не оспаривается.
При этом мировой судья, разрешая спор в данной части, верно применил положения Постановления Правительства Орловской области от 21.05.2018 № 221 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области», которым установлен норматив накопления, составляющий 2,500 куб.м, в год на одного проживающего в индивидуальном жилом доме, расположенном на территории городского поселения, или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 №-651-Т установлен единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ООО «УК «Зеленая роща» на основании соглашения от 24.08.2018 № 222-Д/2018, заключенного с Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области на срок 10 лет. Настоящее соглашение, как следует из п. 14, вступает в силу не позднее 01.01.2019.
Ответчик Коновалов Ю.Н. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
В соответствии с договорами № ЭА-ТКО-2019-10 от ДД.ММ.ГГГГ и № ЭА-ТКО-2020-9 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными между ООО «УК «Зеленая Роща» и ЗАО «Чистый город», транспортирование ТКО в Свердловском районе Орловской области с 2019 года осуществляет ЗАО «Чистый город».
Из выписки по лицевому счету № следует, что оплату за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Коновалов Ю.Н. в спорный период не производил.
Расчет задолженности, представленный истцом, проверен мировым судьей, признан верным. Суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи относительно размера задолженности, определенной расчетом, соглашается.
Ответчик не оспаривал как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, что оплата услуги им никогда не производилась.
В связи с образованием задолженности истцом на сумму долга начислена неустойка в соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Разрешая требования истца о взыскании неустойки, мировой судья правильно руководствовался положениями статьи 330 ГК РФ, постановлениями Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, от26.03.2022 № 474, разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2016 № 7.
Доводы, по которым мировой судья пришел к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания неустойки, судом апелляционной инстанции признаются верными.
Расчет начисленной неустойки также проверен мировым судьей и признан верным. Суд апелляционной инстанции с приведенным истцом расчетом соглашается.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТБО он с истцом не заключал, указанной услугой не пользовался, были предметом рассмотрения судом первой инстанции. Суд дал им надлежащую оценку, проверив в совокупности все доказательства по делу. Суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи соглашается.
Тот факт, что ответчик самостоятельно принимал меры к утилизации твердых коммунальных отходов, сам по себе на правильность выводов мирового судьи повлиять не может, поскольку ответчиком суду первой и апелляционной инстанций не представлены подтверждающие документы, свидетельствующие об утилизации ответчиком ТБО иным установленным законом способом.
Довод ответчика о том, что для решения вопроса о местах установки мусорных контейнеров не был проведен сход граждан, сам по себе на правильность выводов мирового судьи повлиять не моет, поскольку, как уже было указано выше, данный вопрос относится к компетенции органов местного самоуправления и решение этого вопроса обязанностью истца не является.
Мотивы распределения между сторонами судебных расходов приведены мировым судьей в решении.
Суд апелляционной инстанции с ними соглашается.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято при правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка Глазуновского района Орловской области от 07 сентября 2022 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Коновалову Ю.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами» оставить без изменения, апелляционную жалобу Коновалова Ю.Н. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В.Р. Белозерцева