Дело № 2-1891/2023
УИД 22RS0015-01-2023-002140-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 24 июля 2023 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Труновой А.В.,
при секретаре Клейменовой А.О.,
с участием помощника прокурора Первомайского района Алтайского края Дрожжиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах Селиванова В. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, об обеспечении техническим средством реабилитации, о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
12.05.2023 прокурор Первомайского района Алтайского края в интересах Селиванова В.Н., ДАТА г.р., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОСФР по Алтайскому краю) о признании незаконным бездействия ответчика в части необеспечения Селиванова В.Н. техническими средствами реабилитации – ортопедической обувью (зима, лето), чехлами к протезу (чехол на культю голени шерстяной, чехол на культю голени хлопчатобумажный), в части отказа в ремонте технического средства реабилитации – замены пояса и уздечки на протезе; об обязании ответчика предоставить Селиванову В.Н. данные средства реабилитации и произвести ремонт; о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил свои требования, и в окончательной редакции искового заявления просил признать незаконным бездействие ответчика в части несвоевременного обеспечения Селиванова В.Н. техническим средством реабилитации – чехлами к протезу, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что право гражданина, являющегося инвалидом, на обеспечение средством реабилитации, указанным в программе реабилитации инвалида, возникает с момента обращения в соответствующий орган социального обеспечения. Уведомление о постановке на учет по обеспечению средством реабилитации было направлено истцу 20.04.2022, однако указанные чехлы к протезу были выданы истцу несвоевременно.
В судебном заседании представитель прокуратуры Дрожжина К.А., истец Селиванов В.Н. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика ОСФР по Алтайскому краю Колобова С.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В статье 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указано, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно п. 3 данных Правил обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Пунктом 4 Правил от 07.04.2008 N 240 установлено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В силу пункта 5 Правил от 07.04.2008 N 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Пунктом 15(1) Правил от 07.04.2008 N 240 предусмотрено, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п. 8 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, уполномоченный орган по запросам граждан предоставляет информацию о размере компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.
В силу п. 16 Правил от 07.04.2008 N 240 финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Согласно приказу Минтруда России от 14.12.2021 N 887н "Об утверждении Правил предоставления в 2022 году бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий" межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил (п. 2 Правил); распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, на основании сведений, представляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по форме и в порядке, предусмотренным приложениями N 1 и 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. N 301н (п. 3 Правил); подготовка сведений осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности в конкретном виде технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (п. 4 Правил); Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней с даты получения сведений рассматривает их и согласовывает распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо направляет Фонду социального страхования Российской Федерации замечания и предложения (п. 5 Правил).
Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
В силу пп. «а» п. 10 данного Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является, в том числе выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
Согласно п. 12 данного Административного регламента при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) территориальный орган Фонда одновременно с указанным в пункте 11 Административного регламента уведомлением о поставке на учет информирует заявителя о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размещает извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок; в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта высылает (выдает) заявителю документы, предусмотренные пунктом 11 Административного регламента. Срок обеспечения заявителя техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения заявителя в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением заявителя и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Пунктами 130, 133 названного Административного регламента установлено, что текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, осуществляется руководителем и должностными лицами Фонда путем проведения плановых и внеплановых проверок территориальных органов Фонда, ответственных за предоставление государственной услуги, по соблюдению и исполнению положений Административного регламента. В целях осуществления контроля за предоставлением государственной услуги, а также выявления и устранения нарушений прав заявителей Фондом, территориальным органом Фонда проводятся проверки.
Согласно приказу Минтруда России от 05.03.2021 N 107н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями" срок пользования чехлами на культю голени составляет: хлопчатобумажного и шерстяного - не менее трех месяцев, протеза голени модульного – не менее двух лет.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 ГК РФ).
Согласно п. 37 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
По делу установлены следующие обстоятельства.
В индивидуальной программе реабилитации инвалида от 03.03.2020 указано, что Селиванов В.Н. имеет право на получение за счет средств федерального бюджета протеза голени модульного, хлопчатобумажного и шерстяного чехлов на культю голени – с 11.03.2020, бессрочно.
20.04.2022 Селиванов В.Н. обратился в ГУ – Алтайское региональное отделение ФСС Российской Федерации с заявлением о предоставлении средства реабилитации – шерстяного и хлопчатобумажного чехлов на культю голени.
20.04.2022 Селиванову В.Н. выдано уведомление о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации – чехлов на культю голени шерстяного, хлопчатобумажного.
31.10.2022 Селиванов В.Н. обратился в ГУ – Алтайское региональное отделение ФСС Российской Федерации с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации – протеза голени модульного.
В письме ответчика от 15.12.2022 на запрос прокурора сообщено, что Селиванову В.Н. не выданы чехлы на культю голени по уведомлению от 20.04.2022 в связи с тем, что не завершена работа по отбору поставщика.
22.02.2023 Селиванову В.Н. выдано направление на получение или изготовление протеза голени модульного, на основании государственного контракта от 16.11.2022.
По акту сдачи-приемки от 17.03.2023 Селиванов В.Н. получил средство реабилитации – протез голени модульный – 1 шт., чехол шерстяной – 3 шт., чехол хлопчатобумажный – 1 шт.
Оценив доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Суд находит частично правомерным требование о компенсации материальному истцу морального вреда.
При факте обращения истца с заявлением о получении чехлов на протез голени 20.04.2022 данные чехлы были выданы ему только 17.03.2023.
Доказательств произведения ответчиком действий, связанных с размещением извещений о закупках в отношении данных предметов, суду не представлено.
Доводы представителя ответчика, что согласно техническому заданию чехлы поставляются только вместе с протезом, и их отдельная закупка не производится, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.
Каких-либо документов (технических заданий, нормативных актов, письменных разъяснений), что закупка чехлов осуществляется только совместно с протезом, суду не представлено.
Срок носки чехлов заведомо меньше срока пользования протезом.
Суду не представлено доказательств, что ответчиком в какой-либо форме (путем размещения закупок на чехлы, путем разъяснения истцу права воспользоваться электронным сертификатом в отношении покупки чехлов или самостоятельного приобретения чехлов с последующим получением компенсации) были приняты меры для обеспечения истца чехлами на протез в период до выдачи направления на получение протеза.
Порядок действий регионального отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации установлен вышеназванными положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, приказа ФСС РФ от 16.05.2019 N 256.
Данные нормативно-правовые акты не содержат положений о наличии у должностных лиц региональных управлений ФСС России полномочий относительно произвольного принятия решений о не размещении извещения о закупках по причине недостаточности денежных средств. Каких-либо документов ФСС России, регламентирующих такую практику принятия решений региональными отделениями, суду не представлено. Действия должностных лиц должны соответствовать требованиям закона, а не определяться их усмотрением.
Несвоевременным предоставлением инвалиду технического средства реабилитации было нарушено право истца на достойное существование в связи с имеющимися ограничениями по здоровью.
Вышеназванными положениями и разъяснениями закона установлена возможность взыскания компенсации морального вреда с органов государственной и региональной власти, должностных лиц при установлении факта неправомерности, незаконности их действий.
В данном случае такие основания имеются, поскольку судом констатирован факт бездействия со стороны ответчика в отношении исполнения возложенных на него законом обязанностей.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что в первоначальном заявлении от 27.01.2023, поданном в прокуратуру, истец ссылался, прежде всего, на ряд иных нарушений, допущенных, по его мнению, ответчиком – на факт не предоставления ортопедической обуви, отказ в ремонте протеза. На момент подачи искового заявления (12.05.2023) чехлы уже были получены истцом (17.03.2023).
С учетом указанных обстоятельств, категории средства реабилитации, бюджетного статуса учреждения суд находит разумной сумму компенсации морального вреда в 500 руб.
При этом суд не находит правовых оснований для специального указания в резолютивной части решения суда на признание судом незаконности действий ответчика.
Гражданский иск представляет по своей правовой природе материально-правое требование к ответчику, и удовлетворение судом такого требования предполагает возможность его реального исполнения в принудительном порядке.
Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 ГК РФ, которая не содержит такого способа защиты права как признание незаконными действий (бездействия) юридических лиц.
Признание незаконными действий и решений должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти осуществляется в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Сами по себе признание бездействия незаконным не может привести в данном случае к восстановлению нарушенных прав материального лица, а удовлетворение судом требований материально-правового характера в любом случае устанавливает необходимость оценки судом законности (незаконности) действий ответчика в мотивировочной части решения суда.
В названной части исковое требование заявлено излишне и удовлетворению не подлежит, поскольку специальной констатации в резолютивной части решения суда факта бездействия ответчика при удовлетворении предъявленных к нему требований статья 12 ГК РФ, часть 5 ст. 198 ГПК РФ не требуют.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Первомайского района Алтайского края в интересах Селиванова В. Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН НОМЕР) в пользу Селиванова В. Н. (СНИЛС НОМЕР) денежные средства в сумме 500 руб. в счет компенсации морального вреда.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Трунова
Мотивированное решение изготовлено 31.07.2023.