УИД: №
Дело № 2-569/2024 (2-4202/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Мазлоевой Е.С., с участием представителя истца Перепелица М., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по исковому заявлению Егорова С.А. к Егорову Н.С., Обществу с ограниченной ответственностью «Сантехкомфорт», Публичному акционерному обществу «Т Плюс», Обществу с ограниченной ответственностью «НОВОГОР-Прикамье», Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО», Публичному акционерному обществу « Пермская энергосбытовая компания» об определении порядка и размера участия в оплате жилищно-коммунальных услуг,
установил:
Егоров С.А. с учетом уточненных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требований обратился в суд с иском к Егорову Н.С., ООО «Сантехкомфорт», ПАО «Т Плюс», ООО «НОВОГОР-Прикамье», АО «ПРО ТКО», ПАО «Пермэнергосбыт» об определении порядка и размера участия Егорова Н.С. в расходах на оплату за содержание жилого помещения, взносов за капитальный ремонт, за услуги по предоставлению тепловой энергии, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения из приходящейся на него 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по <адрес> возложении обязанности на ООО «Сантехкомфорт» выдавать отдельные платежные документы на оплату содержания жилого помещения и взносов за капитальный ремонт соразмерно 1/2 доли собственности на квартиру; возложении обязанности на ООО «НОВОГОР-Прикамье», ПАО «Т Плюс» выдавать отельные квитанции на оплату услуг по предоставлению тепловой энергии, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения в размере 1/2 доли в праве собственности; возложении обязанности на АО «ПРО ТКО», ПАО «Пермэнергосбыт» выдавать отельные платежные документы на оплату услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов и услуг электроснабжения.
В обоснование требований указано, что истец и ответчик являются сособственниками жилого помещения <адрес> по 1/2 доли в праве собственности.
Ответчик Егоров Н.С., являясь сособственником квартиры, не вносит плату за жилое помещение и не оплачивает коммунальные услуги, в связи с чем образовалась задолженность.
Соглашения о порядке и размере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги между истцом и ответчиком не достигнуто.
ООО "Сантехкомфорт" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом, в котором находится указанная квартира. Ответчики ПАО «Т Плюс» и ООО "Новогор-Прикамье" являются ресурсоснабжающими организациями, обслуживающими многоквартирный дом, в котором находится указанная квартира.
Ответчики ООО "Сантехкомфорт", ПАО «Т Плюс» и ООО "Новогор-Прикамье" разделить лицевые счета не имеют возможности по причине отсутствия соглашения между истцом и Егоровым Н.С. о порядке и размере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Определением суда в протокольной форме к участию в дело в качестве соответчиков привлечены АО «ПРО ТКО», ПАО "Пермэнергосбыт", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае".
Истец в судебном заседании участия не принимал, извещен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель истца в суде на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Егоров Н.С. в судебном заседании не участвовал, извещен, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика ПАО «Т Плюс» в судебное заседание своего представителя не направил, извещен. Ранее суду представил отзыв, согласно
которому начисление платы за коммунальные услуги по отоплению/нагреву горячей воды в адрес потребителей от имени ПАО «Т Плюс» по <адрес> осуществляет ОАО «КРЦ-Прикамье». В указанном жилом помещении на имя Егорова С.А. открыт лицевой счет №. Задолженность по указанному счету с учетом пени составляет 141849,49 руб. Требования истца об определении раздельного порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг исходя из приходящейся на нанимателя доли в жилом помещении, по своей сути сводится к требованию о заключении отдельных договоров о предоставлении коммунальных услуг. Вместе с тем, при предоставлении коммунальной услуги в жилое помещение на стороне потребителя выступают все члены семьи нанимателя независимо от того, с кем из них заключен договор. Заключение отдельных договоров с каждым из нанимателей и выдача отдельных платежных документов повлечет необходимость разделения лицевого счета. Однако открыть на каждого проживающего в квартире отдельный лицевой счет не представляется возможным, так как потребление коммунальных услуг осуществляется всеми лицами, проживающими в одной квартире, из одного источника. Предоставление коммунальных услуг по нескольким договорам на одно и то же потребляющее оборудование невозможно. Инженерные коммуникации квартиры не разделены, отдельные приборы учета не установлены. Учет коммунальных ресурсов определяется по одному прибору учета, в связи с чем определить, кто из собственников сколько ресурса потребляет невозможно. Объектом права собственности является квартира в целом, раздел ее в натуре не определен. При этом действующим законодательством не предусмотрено заключение отдельных договоров о предоставлении коммунальных услуг с лицами, проживающими в одном жилом помещении.
Полагает, что доля участия собственников жилого помещения в расходах на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт жилого помещения, в том числе общего имущества многоквартирного дома, может быть определена судом, однако это не создает обязанность для ресурсоснабжающей организации заключить отдельные договоры и выставлять отдельные платежные документы для каждого собственника, поскольку потребителем услуг выступают все собственники жилого помещения совместно. В данном случае механизм учета поступающих платежей в отдельности от каждого из собственников квартиры необходим для определения взаимных прав и обязанностей между собственниками жилого помещения и не влияет на права и обязанности поставщика услуг.
Представитель ответчика ООО «НОВОГОР-Прикамье» в суде участия не принимал, извещен. Согласно представленному отзыву многоквартирный дом № по <адрес> находится на прямых платежах с ООО «НОВОГОР-Прикамье» с 01.03.2015 года. По данным ООО «НОВОГОР-Прикамье» собственником квартиры № дома № по <адрес> является Егоров С.А., в качестве зарегистрированных граждан в жилом помещении числятся: Егоров Н.С. Лицевой счет по указанному адресу открыт на Егорова С.А. В квартире не установлены ИПУ, соответственно начисление платы за услуги водоснабжения и водоотведения производится по нормативу потребления по количеству проживающих 2 человек.
Представитель ответчика ООО «Сантехкомфорт» в судебном заседании участия не принимал, извещен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Ранее в суде просил заявленные требования оставить на усмотрение суда. Дополнительно указал, что истец или ответчик к ним за разделом счетов не обращались. На сегодняшний день по жилому помещению имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Представитель третьего лица АО «ПРО ТКО» в судебное заседание своего представителя не направил. Ранее суду направлял ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, решение вопроса оставил на усмотрение суда.
Представитель ПАО «Пермэнергосбыт» в суд не явился, извещен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" в суде участия не принимал, извещен. Согласно представленным пояснениям в квартире № в <адрес> открыты два лицевых счета № и № на имя Егорова Н.С. и Егорова С.А. в соответствии с долей в праве собственности 1/2 у каждого.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Из материалов дела следует, что Егоров С.А. и Егоров Н.С являются собственниками жилого помещения, <адрес> по 1/2 доле в праве общей долевой собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В спорной квартире на регистрационном учете состоит Егоров С.А., ответчик Егоров Н.А. имеет регистрацию по <адрес>.
Между собственниками согласие о порядке и размере участия в оплате коммунальных платежей по <адрес>, достигнуто не было, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из п. 5 ст. 153 ЖК РФ следует, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу ч. ч. 2-4 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27 июня 2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в пункте 27 разъяснил, что сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ). По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
Исходя из изложенного, собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа.
Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляет ООО «Сантехкомфорт».
Согласно договору управления многоквартирным домом № от 01 февраля 2019 года и сведениям по начислениям в квитанции, ООО «Сантехкомфорт» предъявляет к оплате коммунальные услуги в виде содержание жилья, текущего ремонта.
Услуги по обращению с ТКО собственникам предоставляет региональный оператор по обращению с ТКО на территории Пермского края АО «ПРО ТКО» (оплата по единому лицевому счету № с начислением на 2 человек), услуги по отоплению предоставляет ПАО «Т Плюс» (оплата по лицевому счету № с начислением на 2 проживающих), услуги по водоснабжению и водоотведению – ООО «НОВОГОР-Прикамье» (единый лицевой счет по нормативу потребления исходя их 2 человек), услуги электроэнергии - ПАО «Пермэнергосбыт», взносы на капитальный ремонт - НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (оплата по лицевому счету № на имя Егорова С.А. и № на имя Егорова Н.С.).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 16.11.2022) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Согласно разъяснениям, содержащимися в п. 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023) сособственники жилого помещения несут обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО соразмерно доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение.
В силу абзаца 2 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При этом, размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Проанализировав изложенное в совокупности, принимая во внимание нормы права, а также учитывая, что сторонами не достигнуто соглашение о порядке оплаты за жилье и коммунальные услуги, суд приходит к выводу о необходимости определения следующего порядка и размера участия собственников в расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых по квартире <адрес>:
Егоров А.С. в размере 1/2 части от общей суммы расходов;
Егоров Н.А. в размере 1/2 части от общей суммы расходов,
В пункте 67 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
При этом в абзаце 2 пункта 27 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ обращено внимание, что по смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
Также данная позиция определена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007 года, (вопрос 27), где разъяснено, что собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и проводить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа.
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм права в их взаимосвязи и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение. С целью уплаты каждым собственником помещений своей доли платы за оказанную коммунальную услугу не требуется заключения отдельных договоров с каждым из собственников на предоставление такой услуги, достаточно заключить с каждым из собственников отдельное соглашение, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдается отдельный платежный документ.
Таким образом, вступившее в законную силу решение суда о порядке и размере участия в расходах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является основанием для выставления отдельного платежного документа.
Следует отметить, что отсутствие соглашений, заключенных с собственниками квартиры, в рассматриваемом случае не отменяет обязанность ресурсоснабжающих организаций по произведению соответствующего перерасчета платы за коммунальные услуги в размере долей начисляемых платежей на двух собственников. При этом механизм учета поступающих платежей в отдельности от каждого из сособственников квартиры не является заключением разных договоров на коммунальную услугу, разделением лицевого счета, а также не влияет на определение размера платы за конкретную потребленную коммунальную услугу во всей квартире.
Правила N 354 при расчете платы за коммунальные услуги не устанавливают порядок расчетов платы за коммунальные услуги в отношении долей жилого помещения. Таким образом, для расчетов соразмерно долям в праве собственности на спорное жилое помещение необходимы следующие документы: соглашение между сособственниками жилого помещения либо решение суда об определении порядка пользования квартирой.
При этом вопреки доводам ПАО «Т Плюс», цель формирования отдельных платежных документов и самостоятельного расчета каждого из сособственников для определения порядка оплаты коммунальных услуг может быть достигнута без раздела финансово-лицевого счета, так как само по себе ведение финансово-лицевого счета является способом (механизмом) учета начислений и произведенных платежей в отношении каждого отдельного жилого помещения. В связи с чем суд полагает, что определение доли участия сособственников жилого помещения в расходах на оплату коммунальных платежей, не создает обязанности для поставщика открыть самостоятельные лицевые счета для каждого из них, так как потребителем услуг выступают все сособственники жилого помещения совместно. В данном случае механизм учета поступающих платежей в отдельности от каждого из сособственников необходим для определения взаимных прав и обязанностей между сособственниками жилого помещения, и не влияет на права и обязанности поставщика услуг.
С учетом изложенного, требования истца о возложении на организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги собственникам жилого помещения (ООО «Сантехкомфорт», ПАО «Т Плюс», АО «ПРО ТКО», ООО «НОВОГОР-Прикамье», ПАО «Пермэнергосбыт»), обязанности по заключению отдельных соглашений и выставлении отдельных платежных документов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подлежат удовлетворению.
При этом суд не находит оснований для разделения лицевых счетов на оплату взносов за капитальный ремонт, поскольку согласно информации НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" лицевые счета в квартире № по <адрес> между собственниками разделены, оплата собственникам предъявляется отдельно согласно принадлежащим им долям.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Определить следующий порядок и размер участия Егорова С.А., Егорова Н.С. в расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, поставляемых в квартиру <адрес>:
Егоров С.А. в размере 1/2 части от общей суммы расходов;
Егоров Н.С. в размере 1/2 части от общей суммы расходов.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сантехкомфорт» (ИНН 5908074447), Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО» (ИНН 5903153085), Публичное акционерное общество «Т Плюс» (ИНН 6315376946), Общество с ограниченной ответственностью «НОВОГОР-Прикамье» (ИНН 5902817382), Публичное акционерное общество «Пермская энергосбытовая компания» заключить отдельные соглашения с Егоровым С.А., Егоровым Н.С., на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, поставляемых в жилое помещение по <адрес>, и выдавать отдельные платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг в порядке, определенном судом.
В удовлетворении исковых требований Егорова С.А. об определении порядка оплаты взносов на капитальный ремонт отказать.
Решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми.
Судья Н.М. Швец
Мотивированное решение составлено 29 мая 2024 года