Материал №12-42/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 октября 2022 года г.Буйнакск
Судья Буйнакского городского суда Республики Дагестан Вагидов Н.А., при секретаре Амировой З.С.,
с участием заявителя по жалобе, представителя юридического лица привлеченного к ответственности за административное правонарушение ГКУ Республики Дагестан «Центр занятости населения в муниципальном образовании «город Буйнакск» (далее ГКУ РД «ЦЗН») по доверенности Ильясова Х.Х.,
представителя по доверенности Государственной инспекции труда в Республике Дагестан Багаутдинова М.Г.,
рассмотрев жалобу юридического лица – ГКУ РД «ЦЗН» на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Дагестан Багаутдинова М.Г. по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №5/4-540-22-ППР/12-2985-И/35-35 от 16 августа 2022 год старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РД Багаутдинова М.Г. о назначении административного наказания юридическое лицо - ГКУ РД «ЦЗН» МО г.Буйнакск признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ – допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течении трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, и по указанной статье юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 111 000 рублей.
Представитель юридического лица, привлеченного к ответственности за административное правонарушение ГКУ ЦЗН г.Буйнакска по доверенности Ильясов Х.Х. обратился в суд с заявлением об отмене указанного постановления по тем основаниям, что при рассмотрении административного правонарушения инспектором трудовой инспекции не правильно применены нормы КоАП РФ при вынесении постановления о назначении административного наказания, а именно в постановлении учтены смягчающие обстоятельства, предусмотренные статьей 4.2 КоАП РФ, но в пункте 7 статьи 4.2 говорится следующее: «добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Протокол об административном правонарушении также составлен без учета имеющихся доказательств, подтверждающих невиновность юридического лица - ГКУ ЦЗН г.Буйнакска, тогда как в статье 2.1 КоАП РФ говорится, что вина юридического лица признается, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и другим законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность или данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Просит постановление №5/4-540-22-ППР/12-2985-И/35-35 от 16 августа 2022 год старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РД Багаутдинова М.Г. о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель юридического лица привлеченного к административной ответственности по доверенности Ильясов Х.Х. поддержал указанные в жалобе требования с учетом смягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ. Также, в судебном заседании представил удостоверение №11275-ОТ о проверке знаний требований охраны труда, выданного руководителю ГКУ РД «ЦЗН» МО г.Буйнакск Абдурахманову И.М., а также другим работникам, а именно инспектору по трудоустройству Керимову М.К. и ведущим инспекторам Умалатовой Р.А. и Карбаховой Р.М. и указал, что в ходе проведения проверки ГИТ РД в данном учреждении, проверяющими им было указано, что они допущены к работе без обучения и проверки знаний правил охраны труда. После проведения проверки для устранения этого всеми работниками учреждения было пройдено данное обучение, о чем свидетельствует удостоверения выданные им по результатам обучения. На момент вынесения постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 6 июня 2022 года, ими данное обучение не было пройдено. Поэтому, считает, что имеются все основания для изменения постановления старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РД Багаутдинова М.Г. о назначении административного наказания с применением смягчающих обстоятельств по делу и назначить минимальное наказание, предусмотренное частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Дагестан по доверенности Багаутдинов Г.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, представили суду справку от 22 апреля 2022 года, составленную по результатам проведенной ими проверки соблюдения трудового законодательства в ГКУ РД «ЦЗН» МО г.Буйнакск. Пояснил что удостоверение, полученное Абдурахмановым И.М., а также другими работниками учреждения свидетельствует о том что нарушение им в настоящее время устранено, но не отменяет того что в момент проведения проверки их деятельность в качестве руководителя организации, а также работников данной организации осуществлялась без прохождения обязательного курса обучения знаний правил охраны труда.
Выслушав объяснения представителя юридического лица – ГКУ РД ЦЗН г.Буйнакска, представителя Государственной инспекции труда в Республике Дагестан, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из справки от 22 апреля 2022 года о результатах проверки соблюдения трудового законодательства проведенной ГИТ РД в ГКУ РД ЦЗН г.Буйнакска следует, что старшим Государственным инспектором труда ГИТ в РД Багаутдиновым М.Г. на основании требования прокуратуры была проведена внеплановая проверка в отношении ГКУ РД ЦЗН г.Буйнакска по результатам которой выявлен ряд нарушений, в том числе и тот факт что в нарушении статьи 214 ТК РФ не проведено обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда. У директора ГКУ РД ЦЗН г.Буйнакска Абдурахманова И.М., а также у членов комиссии по охране труда в нарушении ст.214 ТК РФ отсутствуют удостоверения об обучении по охране труда (ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ).
Из постановления И.О. первого заместителя прокурора г.Буйнакска о возбуждении дела об административном правонарушении от 6 июня 2022 года следует, что проверкой исполнения трудового законодательства проведенной прокуратурой г.Буйнакска установлено что в нарушении требований статей 214 и 225 ТК РФ в ГКУ РД ЦЗН г.Буйнакска не проведено обучение и проверка знаний требований по охране труда руководителя и работников. Данным постановлением возбуждено административное дело в отношении ГКУ РД ЦЗН г.Буйнакска. Указанное постановление на основании ст.23.12, 28.8 КоАП РФ передано на рассмотрение в государственную инспекцию труда в Республике Дагестан.
Согласно определению №5/4-540-22-ППР/12-2821-И/35-35 от 5 августа 2022 года назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 16 августа 2022 года в 11 часов 50 минут в помещении Государственной инспекции труда в Республике Дагестан по адресу г.Махачкала. ул.Памфилова, д.38. В материалах дела имеется почтовое извещение о направлении юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ГКУ РД ЦЗН г.Буйнакска заказным письмом извещения и определения о назначении от 05 августа 2022 года по адресу: Республика Дагестан, г.Буйнакск улица Х.Мусаясула №9 (ГКУ РД ЦЗН г.Буйнакска). Согласно имеющегося в деле почтового уведомления данное письмо было вручено получено 15 августа 2022 года.
Из постановления №5/4-540-22-ППР/12-2985-И/35-35 от 16 августа 2022 год о назначении административного наказания видно, что старший государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в РД Багаутдинов М.Г. на основании постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении №03-03/ВнН25-22-20820006 от 6 июня 2022 года рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – ГКУ ЦЗН г.Буйнакска, признал его виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч.3. ст.5.27.1 КоАП РФ.
Согласно почтовым извещениям, имеющимся в материалах административного дела по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в ГКУ ЦЗН г.Буйнакска, все уведомления и копии вынесенных определений и постановлений направлялись юридическому лицу по его месту нахождения, по адресу: Республика Дагестан г.Буйнакск, улица Х.Мусаясула №9. Так, копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получена ГКУ ЦЗН г.Буйнакска 15 августа 2022 года. Постановление о назначении административного наказания от 16 августа 2022 года было получено ГКУ ЦЗН г.Буйнакска 9 сентября 2022 года.
Судом также исследованы представленные представителем ГКУ ЦЗН г.Буйнакска документы, а именно договор №2803-ОТ об оказании образовательных услуг по дополнительным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовке от 20 апреля 2022 года, а также письмо директора ГКУ ЦЗН г.Буйнакска Абдурахманова И.М. в адрес ООО НТЦ «Гамма» от 20 апреля 2022 года о проведении обучения по «Охране труда» следующих работников ГКУ ЦЗН г.Буйнакска: директора Абдурахманова И.М., инспектора по трудоустройству Керимова М.К. и ведущих инспекторов Умалатовой Р.А. и Карбаховой Р.М. В обосновании того, что они прошли обучении в судебное заседании представлены удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, выданных руководителю ГКУ РД «ЦЗН» МО г.Буйнакск Абдурахманову И.М., а также другим работникам, а именно инспектору по трудоустройству Керимову М.К. и ведущим инспекторам Умалатовой Р.А. и Карбаховой Р.М.
Согласно ч.1 1 ст. 23.12 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27, частями 1 - 4 ст. 5.27.1, стст.5.28 - 5.34, частью 1 ст.14.54, ст. 15.34 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 23.12 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в ч.1 настоящей статьи, вправе, в том числе руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспектора труда, их заместители;
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Указанные процессуальная норма призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Лишая лицо возможности пользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, закрепленные в ст.24.1 Кодекса.
Согласно частей 1,3 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
То есть согласно указанным нормам права юридическое лицо привлекаемое к ответственности за административное правонарушение должно быть уведомлено по месту его нахождения, в частности посредством направления ему заказного письма с уведомлением.
Исходя их имеющихся в распоряжении суда материалов дела, а также пояснения сторон данных в процессе судебного заседания прихожу к выводу, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - ГКУ ЦЗН г.Буйнакска должностным лицом главным государственного инспектора труда РД вынесшим постановление о назначении административного наказания были соблюдены требования статей 25.1, 25.15 КоАП РФ, устанавливающих порядок извещения сторон участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении. Так исходя из имеющихся в материалах дела почтовых уведомлений, сведения о времени и месте рассмотрения дела в отношении ГКУ ЦЗН г.Буйнакска были направлены по его месту нахождения, по адресу: Республика Дагестан г.Буйнакск улица Х.Мусаясула №9, получены работниками ГКУ ЦЗН г.Буйнакска 15 августа 2022 года, тогда как дело было рассмотрено 16 августа 2022 года, то есть у ГКУ ЦЗН г.Буйнакска имелась возможность направить своего представителя для участия в рассмотрении дела.
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда (ст. 225 ТК РФ).
Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.
Согласно п. 2.3.2. данного Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
В материалах представленных руководителем юридического лица ГКУ ЦЗН г.Буйнакска Абдурахмановым И.М. содержатся удостоверение №11275-ОТ от 25 апреля 2022 года о проверке знаний требований охраны труда, выданного на его имя, а также другим работникам, а именно инспектору по трудоустройству Керимову М.К. №11278-ОТ и ведущим инспекторам Умалатовой Р.А. №11276-ОТ и Карбаховой Р.М. №11277-ОТ. Данное свидетельствует о том, что директором ГКУ ЦЗН г.Буйнакска, а также другими работниками учреждения была пройдена проверка знаний требований охраны труда.
Вместе с тем, суд учитывает что данное обучение директором учреждения, а также другими работниками учреждения пройдено только после того, как на его необходимость им было указано в ходе проверки проведенной ГИТ РД.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ составляет один год.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Совершенное ГКУ ЦЗН г.Буйнакска правонарушение обладает признаками длящегося административного правонарушения, выявленного в рамках проверки главным госинспектором труда Госинспекции труда Республики Дагестан 22 апреля 2022 года.
Таким образом, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента выявления такого административного правонарушения, а именно с 22 апреля 2022 года. Оспариваемое постановление вынесено в пределах указанного срока, а именно 16 августа 2022 года.
В связи с изложенным прихожу к выводу, что в судебном заседании установлен факт совершения юридическим лицом - ГКУ ЦЗН г.Буйнакска административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Это подтверждается как материалами дела, так и пояснениями сторон данными ими в ходе судебного заседания.
Вместе с тем считаю необходимым учесть, что при назначении административного наказания должностным лицом ГИТ РД вынесшим оспариваемое постановление по данному правонарушению назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 111 000 рублей.
Согласно ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
ГКУ ЦЗН г.Буйнакска является некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является оказание помощи безработному населению г.Буйнакска Республики Дагестан, в части их занятости.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При определение размера наказания должностным лицом ГИТ РД не было учтено что данное юридическое лицо является некоммерческой организацией, никакой деятельности по извлечению прибыли не ведет, финансируется из средств бюджета, также нельзя не учесть отсутствие вредных последствий допущенного правонарушения, и того обстоятельства что в настоящее время данное нарушение трудового законодательства устранено. В связи с этим считаю, что снижения суммы штрафа назначенного наказания со 111 000 рублей до 110 000 рублей будет справедливо и соразмерно допущенному нарушению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 и 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Республике Дагестан Багаутдинова М.Г. №5/4-540-22-ППР/12-2985-И/35-35 от 16 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Центр занятости населения в муниципальном образовании «город Буйнакск» изменить.
Снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 1 11 000 (ста одиннадцати тысяч) рублей до 110 000 (ста десяти тысяч) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано лицом, привлекавшийся к административной ответственности, либо должностным лицом, вынесшим отмененное постановление, в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня вручения ему или получения ими копии решения.
Судья Вагидов Н.А.