УИД 79RS0002-01-2023-001853-40
Дело № 2-1541/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
с участием:
помощника прокурора г. Биробиджана Драгунова А.Г.,
представителя ответчика МБУ «Городской дворец культуры» Соболевой О.М.,
представителя соответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» Емельянчиковой Е.Н.,
при секретаре Фадеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Городской дворец культуры», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Городской дворец культуры» (далее МБУ «Городской дворец культуры»), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (далее МО «Город Биробиджан») о возложении обязанности совершить определённые действия, указав, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья граждан, в результате которой выявлены нарушения требований безопасности зданий и сооружений. Здание МБУ «Городской дворец культуры» построено в 1963 году. Согласно акту визуального и документального обследования здания от ДД.ММ.ГГГГ оно является ограниченно – работоспособным, требует капитального ремонта: фундамента и цоколя, кровли и потолков, межэтажных перекрытий и полов, окон и дверей, входных групп, лестниц и крылец, фасадов, систем отопления, вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, также необходимы внутренние штукатурные, облицовочные, малярные и электромонтажные работы. До настоящего времени указанные ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания МБУ «Городской дворец культуры», не проведены. Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБУ «Городской дворец культуры» создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, создает опасные условия для граждан, в том числе несовершеннолетних, посещающих данное учреждение, что является недопустимым. Учредителем и собственником имущества МБУ «Городской дворец культуры» является мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО. Просит возложить обязанность на МБУ «Городской дворец культуры» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений в соответствии с актом визуального и документального осмотра, а именно: провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, потолков, межэтажных перекрытий и полов, окон и дверей, входных групп, лестниц и крылец, фасадов, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, электромонтажные работы МБУ «Городской дворец культуры», расположенного по адресу: <адрес> ЕАО; обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в срок до ДД.ММ.ГГГГ в случае недостаточности финансовых средств у МБУ «Городской дворец культуры» на обеспечение указанных мероприятий, произвести финансирование за счет местного бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджан Драгунов А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам иска. Суду пояснил, что с учетом позиции соответчика мэрии города, обосновавшей недостаточность срока, первоначально заявленного прокурором для исполнения указанной в иске обязанности, просит установить срок исполнения решения суда для мэрии города до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МБУ «Городской дворец культуры» Соболева О.М. в судебном заседании исковые требования признала, заявила о невозможности проведения капитального ремонта здания силами возглавляемого ею учреждения.
Представитель соответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» Емельянчикова Е.Н. в судебном заседании исковые требования признала, не согласилась со сроком исполнения решения суда, так как в настоящее время только закончена подготовка сметной документации. Затем проектная документация направляется на государственную экспертизу, что занимает от месяца до полутора месяцев, после чего учреждение будет заходить в федеральный проект. Собственных средств на капитальный ремонт здания у мэрии нет, он возможен только при наличии федерального финансирования. Просила установить срок исполнения решения суда до апреля 2024 года.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение в суд прокурора г. Биробиджан в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка МБУ «Городской дворец культуры» по исполнению законодательства об охране жизни и здоровья граждан.
В ходе проведенной проверки установлено, что здание МБУ «Городской дворец культуры», расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, построено в 1963 году, дата последнего капитального ремонта 2008 год. Износ на дату изготовления технического паспорта ДД.ММ.ГГГГ – 50 процентов.
Из акта визуального и документарного обследования здания следует, что необходим ремонт: фундамента, цоколя и отмостки; кровли, потолков, межэтажных перекрытий и полов; окон и дверей; входных групп, лестниц и дверей; внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы; ремонт фасада, а также систем отопления, вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, а также необходимы электромонтажные работы. Межведомственная комиссия пришла к выводу, что здание МБУ «Городской дворец культуры» является ограниченно работоспособным, требует и подлежит капитальному ремонту.
Представитель МБУ «Городской дворец культуры» Соболева О.М. в судебном заседании пояснила, что до настоящего времени ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания, не проведены.
Таким образом, в судебном заседании установлено несоблюдение МБУ «Городской дворец культуры» требований об охране жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, посещающих данное учреждение.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБУ «Городской дворец культуры» создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст. 53 указанного Федерального закона, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пункт 4 ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Статья 15 указанного закона определяет, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения муниципального образования.
МБУ «Городской дворец культуры» является муниципальным бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным органом местного самоуправления, в данном случае мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО. Финансовое обеспечение учреждения осуществляется, в том числе в виде субсидий и субвенций из бюджета муниципального образования «Город Биробиджан».
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости при недостаточности у МБУ «Городской дворец культуры» финансовых средств возложить на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО обязанности произвести финансирование за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения учреждением указанных мероприятий.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведённой нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Срок, указанный прокурором с учетом уточнения, суд считает обоснованным и разумным Доказательств наличия обстоятельств для установления более позднего срока исполнения решения суда, ответчиками не представлено.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В связи с чем, мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, а с МБУ «Городской дворец культуры» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Городской дворец культуры» (ОГРН 1037900043763; ИНН 7901025638), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ОГРН 1057900040912; ИНН 7901525782) о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Городской дворец культуры» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, потолков, межэтажных перекрытий и полов, окон и дверей, входных групп, лестниц и крылец, фасадов, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, электромонтажные работы здания МБУ «Городской дворец культуры», расположенного по адресу: <адрес> ЕАО.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО при недостаточности у муниципального бюджетного учреждения «Городской дворец культуры» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности учреждения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить муниципальному бюджетному учреждению «Городской дворец культуры» денежные средства на указанные цели.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Городской дворец культуры» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 11.07.2023.