Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-309/2023 ~ М-200/2023 от 16.03.2023

                     УИД 86RS0-80

производство по делу

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

03 мая 2023 года                    <адрес> ХМАО – Югры

Урайский городской суд <адрес> – Югры в составе председательствующего судьи Шестаковой Е.П.,

при секретаре ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО7, 2007 года рождения, и ФИО3 к ФИО4 о принудительном обмене жилого помещения,

установил:

ФИО2, действующий в интересах переданной ему под опеку несовершеннолетней ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3 (далее так же Истцы) обратились в суд с настоящим иском к ФИО4 (далее так же Ответчик), просят произвести принудительную мену жилого помещения, расположенного по адресу: 628285, Россия, ХМАО – Югра, <адрес>, без предоставления конкретного варианта мены, в связи с отсутствием жилых помещений, отвечающих требованиям законодательства для совершения мены с ответчиком ФИО4, собственником 1/3 доли в однокомнатной квартире и несовершеннолетними ФИО3, 2005 года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, собственниками по 1/3 доли в квартире на двухкомнатное жилое помещение. Принудительно возложить обязанности не чинить препятствия в ФИО1 жилого помещения гражданином ФИО4, обеспечить доступ и не срывать сделку, предоставлять требуемые документы на жилое помещение по адресу: 628285, Россия, ХМАО – Югра, <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО2 назначен опекуном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ФИО2 и ФИО6 опекунами над несовершеннолетними ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исполняющих обязанности возмездно».

Отец подопечных ФИО4 решением Урайского городского суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении детей (как и их биологическая мать ФИО5) за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Но за 3 дня до вступления решения суда в силу ответчик приобрел жилье в ипотеку и определил доли в помещении по адресу: <адрес> долевую собственность в размере 1/3 себе и детям, вселяется и проживает по настоящее время, ФИО2 вынужден обращаться по вопросу о разделе лицевых счетов, оплачивает коммунальные услуги, долгов нет, а Ответчик накопил долгов на сумму 378 тысяч рублей за свои коммунальные услуги и квартплату, продолжает злоупотреблять спиртным. Кроме этого, приобрел бессрочную инвалидность, справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ работающая III группа, но не работает.

Родители, лишённые родительских прав, проживать совместно c детьми не могут, но у Ответчика другого жилья нет. С детьми Ответчик отношения не поддерживает, мер по восстановлению в родительских правах не предпринимал, не звонит, подарки к праздникам не дарит, жизнью детей не интересуется, дети также не желают общаться с ним.

Совместное проживание ФИО4 с детьми невозможно, т.к. может негативно сказаться на их жизнеустройстве.

От ответчика ФИО4 возражений на иск не поступило.

Стороны, третье лицо и представители Департамента социального развития ХМАО – Югры надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились, все, за исключением ответчика, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В силу ч.4, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее так же ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, заключение органа опеки и попечительства, полагавших необходимым в удовлетворении иска отказать, что будет соответствовать интересам детей, оценив в силу ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим мотивам:

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации детство находиться под защитой государства.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Частью 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По общему правилу жилые помещения предоставляются детям-сиротам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац 2 п. 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В соответствии с пунктом 3 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Заявление о включении в список подаётся законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трёх месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

На основании пункта 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей – сирот, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Из пункта 4 данной статьи следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из перечисленных в данном пункте обстоятельств, в том числе в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

При этом, согласно ч. 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении. В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8 приведенного Федерального закона).

В <адрес> - Югре отношения, связанные с обеспечением детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, урегулированы Законом <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в <адрес> – Югре» (далее - Закон <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного Закона <адрес> - Югры порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается <адрес>.

В силу п. 2 ст. 5 Закона <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в <адрес> – Югре» (принят Думой <адрес> - Югры ДД.ММ.ГГГГ) проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан при наличии одного из следующих обстоятельств, в том числе, проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц, усыновителей, если в отношении указанных лиц усыновление отменено (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц; жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, не имеющими права на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке в жилые помещения по договорам социального найма, размер которых соответствует размеру жилых помещений, установленному для вселения граждан в общежитие.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается <адрес>.

Статья 8 Закона <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Как установлено при судебном разбирательстве и подтверждается материалами дела, решением Урайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.146-150), вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ответчик ФИО4 и ФИО10 лишены родительских прав в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации <адрес> ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации <адрес> ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ опекунами над несовершеннолетними ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначены ФИО2 и ФИО6. Попечительство в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент рассмотрения иска в суде прекращено в связи с достижением им совершеннолетия (л.д. 186-188).

Настоящий спор возник о понуждении ответчика заключить договор мены жилого помещения, принадлежащего сторонам на праве долевой собственности.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, а также в целях реализации статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, статьи 5 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ Правительством <адрес> - Югры принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ -п, которым утверждён Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Согласно положениям Порядка в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, он определяет организацию работы структурных подразделений Департамента социального развития <адрес> - Югры - управлений социальной защиты населения, опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган) по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет (далее - иные лица), в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - факт невозможности проживания в жилом помещении).

Для установления факта невозможности проживания в жилом помещении законные представители детей-сирот (далее - заявитель) в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения по достижении детьми возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, представляют в уполномоченный орган заявление по форме, установленной в приложении к настоящему Порядку, о признании факта невозможности проживания в жилом помещении (далее - заявление) с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, подтверждающих обстоятельства.

Заявление в уполномоченный орган могут также представить дети-сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и иные лица, если их законные представители в установленном порядке с заявлением не обращались до достижения ими возраста 18 лет или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ (далее - заявители).

В силу требований пункта 4 Порядка к заявлению прилагаются перечисленные документы, в том числе документы, подтверждающие обстоятельства, среди которых указано вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, право пользования которым по договору социального найма имеют лица, лишённые родительских прав в отношении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, … (при наличии).

Согласно договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, выпискам из ЕГРН, свидетельствам о государственной регистрации права, копии технического паспорта истцам ФИО3 и ФИО8, а также ответчику ФИО4 принадлежит на праве собственности трёхкомнатная квартира, общей площадью 51,4 кв. метра, по адресу: <адрес>, по 1/3 доли в праве каждому (л.д. 72-76, 109-123, 136).

Собственнику имущества (в том числе жилого помещения) принадлежат права владения, пользования и распоряжения таким имуществом. Одним из способов распоряжения является передача права собственности другому лицу на основании договора мены (п. 1 ст. 209, п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 287.4, п. 1 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договор мены жилых помещений - это соглашение, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны одно жилое помещение в обмен на другое. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (ст. 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

В договоре мены жилых помещений согласно требованиям п. 1 ст. 432, ст. 554, 558, 568 ГК РФ необходимо указывать обязанность сторон передать обмениваемое жилое помещение и одновременно принять от другой стороны жилое помещение, передаваемое в обмен,     стоимость жилых помещений, а также размер доплаты, которую должен внести собственник меньшего по стоимости жилого помещения (при обмене неравноценных жилых помещений), идентифицирующие признаки обмениваемых жилых помещений: наименование (например, квартира или комната), количество комнат, адрес квартиры, общая и жилая площади, данные правоустанавливающих документов на каждый объект недвижимости, перечень лиц, имеющих право пользования жилыми помещениями, порядок освобождения обмениваемых жилых помещений.

    Договор мены составляется в простой письменной форме и подписывается сторонами (п. 1 ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ). Нотариальное удостоверение сделки требуется при отчуждении недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину и при отчуждении долей в праве общей собственности на недвижимое имущество (пп. 1 п. 2 ст. 163 ГК РФ; ч. 1.1 ст. 42, ч. 2 ст. 54 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ).

Площадь жилого помещения, приходящаяся на долю каждого из сособственников, в результате совершенной сделки не должна составить менее 6 кв. м общей площади такого помещения. Сделки, заключённые с нарушением этого правила, являются ничтожными (ч. 1.1 ст. 30 ЖК РФ).

Поскольку собственниками жилого помещения являются несовершеннолетние, то совершение сделки возможно только при наличии разрешения (согласия) органов опеки и попечительства (п. 2 ст. 37 ГК РФ).

Из положений пунктов 1,2 статьи 432, пунктов 3,4 ст. 434 ГК РФ следует, что договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и её акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Письменная форма договора считается соблюдённой, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.

Договор продажи недвижимости, следовательно и договор мены жилых помещений, заключается в письменной форме путём составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434, ст. 550 ГК РФ).

В силу п. 1.ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта (проект договора) должна содержать существенные условия договора.

В соответствии с требованиями статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта (п.1).

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (п.2).

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п.4).

Из приведённых положений закона неоспоримо следует, что Истец должен был до обращения с иском в суд получить письменное согласие органов опеки и попечительства на заключение договора мены, направить Ответчику проект договора мены жилых помещений, содержащий все существенные условия договора, а при уклонении Ответчика от заключения договора, заключение которого в соответствии с ГК РФ или иными законами для него обязательно, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом обязательным является изложение в просительной части иска всех существенных условий договора мены и привлечение к участию в деле всех участков сделки.

Из материалов дела следует, что ФИО2 предпринимал меры по поиску вариантов обмена спорного жилого помещения, давал объявление в газету, но никто не пожелал заключить договор мены.

Из акта обследования условий жизни от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 200) и сообщения РИЦ ООО «ПиП» (л.д. 77-78, 178-179) следует, что ответчик ФИО4 фактически проживает в спорной квартире, обеспечить отдельным жилым помещением своих детей не может, имеет задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг более 400 000 рублей.

Органы опеки и попечительства Департамент социального развития <адрес> – Югры в представленном суду письменном заключении полагал, что совместное проживание ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 с ответчиком ФИО4 невозможно, в иске следует отказать, что будет соответствовать интересам ФИО3 и несовершеннолетней ФИО7. (л.д. 184-185).

Согласно сообщению ДЕПСОЦРАЗВИТИЯ ЮГРЫ от ДД.ММ.ГГГГ .05-Исх-1340 опекуны (попечители) ФИО3 и ФИО8 не обращались в органы опеки и попечительства за согласием на заключение договора мены, а также по установлению факта невозможности проживания несовершеннолетних в ранее занимаемых жилых помещениях и с заявлением о включении в список для обеспечения жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.182-183).

Таким образом, Истцами в нарушение требований статей 56, 57 ГПК РФ, обязывающих стороны подтвердить доказательствами свои доводы, надлежащих доказательств о возможности заключения договора мены жилыми помещениями не представлено, не указаны существенные условия договора мены, все участники сделки, не представлен проект договора мены жилых помещений, содержащий все существенные условия договора, с указанием адресов обмениваемых жилых помещений,     стоимости жилых помещений, а также размер доплаты, которую должен внести собственник меньшего по стоимости жилого помещения (при обмене неравноценных жилых помещений), идентифицирующие признаки обмениваемых жилых помещений: наименование (например, квартира или комната), количество комнат, адрес квартиры, общая и жилая площади, данные правоустанавливающих документов на каждый объект недвижимости, перечень лиц, имеющих право пользования жилыми помещениями, порядка освобождения обмениваемых жилых помещений.

Данные доказательства не представлены истцами по объективным причинам, поскольку нет желающих на заключение договора мены, но в то же время при таких обстоятельствах удовлетворение иска невозможно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска ФИО2, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО7, 2007 года рождения, и ФИО3 к ФИО4 о принудительном обмене жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в суд ХМАО - Югры через Урайский городской суд. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ).

Председательствующий судья                             Шестакова Е.П.

2-309/2023 ~ М-200/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Костарев Василий Владимирович
Информация скрыта
Ответчики
Кокшаров Андрей Владимирович
Другие
Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства по Кондинскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского округа - Югры
Семенова Наталия Петровна
Костарева Альфия Рашитовна
Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Урай Департамента социального развития Ханты-Мансийского округа - Югры
Суд
Урайский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Шестакова Елена Павловна
Дело на странице суда
uray--hmao.sudrf.ru
16.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2023Передача материалов судье
23.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Подготовка дела (собеседование)
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2023Судебное заседание
03.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2023Дело оформлено
27.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее