Гражданское дело № 2-104/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Бай-Хаак 17 апреля 2019 года
Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ажи С.А.,
с участием помощника прокурора Тандинского района Республики Тыва Одушпаяк А.С.,
при секретаре Оюн Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Тандинского района Республики Тыва Хелин-оол И.О. в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному бюджетному учреждению Сельский дом культуры сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,
у с т а н о в и л:
Исполняющий обязанности прокурора Тандинского района Республики Тыва Хелин-оол И.О. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к Муниципальному бюджетному учреждению Сельский дом культуры сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва (далее – МБУ СДК с. Балгазын) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, путем подачи в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой выявлены нарушения, в частности, стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (котельная) МБУ СДК с. Балгазын не постановлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что создает угрозу бесконтрольного негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией РФ. Поскольку государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, включенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, то уклонение хозяйствующих субъектов от постановки в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в части реализации полномочий Российской Федерации по установлению требований в области охраны окружающей среды, разработки и утверждения нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Просит суд обязать МБУ СДК с. Балгазын устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, путем подачи в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Республики Тыва Одушпаяк А.С. исковые требования полностью поддержала и просила удовлетворить иск, исполнить решение суда в течение месяца после вступления решения в законную силу.
Представители ответчика МБУ СДК с. Балгазын о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем, суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав процессуального истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Право каждого на благоприятную окружающую среду признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 42).
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Виды хозяйственной деятельности, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и складывающиеся в процессе ее осуществления экономические отношения должны включать в себя в том числе и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статья 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) с 1 января 2015 года государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объектов НВОС), осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона N 7-ФЗ государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему (далее - ГИС), создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с данным Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Форма заявки о постановке на государственный учет утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554 "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".
Обязательства по постановке объектов НВОС на учет пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ возложены на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность
Согласно пункту 11 статьи 69 Закона N 7-ФЗ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, необходимо осуществлять соответствующий платеж.
Согласно ст. 1 Закона N 96-ФЗ источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которое выделяет в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.
Согласно части 6 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что законодатель определил особенности проведения федерального государственного экологического надзора, согласно которым данный вид надзора осуществляется на объектах, включенных в утвержденный уполномоченным федеральным органом перечень, в то время как сам перечень определяется на основании специальных критериев.
Так, судом установлено, что МБУ СДК с. Балгазын согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц зарегистрировано в качестве юридического лица. (л.д. 7-11)
Согласно сведениям, предоставленным начальником Управления культуры Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва Х.Ю.К. от 21 марта 2019 года следует, что в том числе МБУ СДК с. Балгазын имеет отдельное котельное помещение, отапливаемое углем и дровами. (л.д. 12)
Согласно сведениям Публичного Регионального реестра объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду от 25 марта 2019 года МБУ СДК с. Балгазын в реестре объектов НВОС не числится. (л.д. 11)
Администрация МБУ СДК с. Балгазын не представила суду доказательств того, что ими приняты меры по устранению нарушения федерального законодательства об охране окружающей среды.
Таким образом, уклонение МБУ СДК с. Балгазын от постановки на государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, препятствует в осуществлении государственного экологического надзора, создает угрозу бесконтрольного негативного воздействия на окружающую среду, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
Исходя из установленных обстоятельств, исковое заявление и.о. прокурора Тандинского района Хелин-оол И.О. в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о возложении обязанности устранить нарушение федерального законодательства об охране окружающей среды путем подачи в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обоснованно и подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поэтому суд считает необходимым установить месячный срок исполнения со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Тандинского района Республики Тыва Хелин-оол И.О. в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному бюджетному учреждению Сельский дом культуры сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, путем подачи в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение Сельский дом культуры сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, путем подачи в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение одного месяца после вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения – 24 апреля 2019 года (20, 21 апреля 2019 года выходные дни).
Председательствующий С.А. Ажи